Saldo.ru

Публикации

22 мая 2018, Вторник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
А.К.Попов
Материал предоставлен журналом "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение"

Федеральный закон N 379 ФЗ: изменения в администрировании страховых взносов

Среди новшеств, введенных Федеральным законом N 379 ФЗ и касающихся администрирования страховых взносов, существенную роль играет увеличение возможностей общения между органами контроля и плательщиками посредством телекоммуникационных каналов связи.
Напомним, что до настоящего времени электронный документооборот осуществлялся в соответствии с Распоряжением Правления ПФ РФ от 11.10.2007 N 190р (в редакции распоряжений Правления ПФ РФ от 10.06.2009 N 116р, от 19.03.2010 N 75р). Данный документ использовался сторонами при представлении плательщиками страховых взносов отчетности. Помимо представления отчетности, плательщик страховых взносов имел право направить запрос для получения информации о текущем состоянии расчета с бюджетом. Его основные действия при направлении запроса и получении справки приведены в Порядке представления информации плательщикам страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
С 01.01.2012 посредством телекоммуникационных каналов связи органы контроля за уплатой страховых взносов смогут направлять следующие документы:
- решение о взыскании недоимки по страховым взносам (п. 6 ст. 19 Федерального закона N 212 ФЗ);
- поручение органа контроля на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов (п. 7 ст. 19 Федерального закона N 212 ФЗ);
- требование об уплате недоимки (п. 7 ст. 22 Федерального закона N 212 ФЗ);
- требование о предоставлении документов (ст. 37 Федерального закона N 212 ФЗ);
- акт проверки (ст. 38 Федерального закона N 212 ФЗ);
- решение о привлечении к ответственности (ст. 39 Федерального закона N 212 ФЗ).
Для этого в новой редакции представлены соответствующие статьи Федерального закона N 212 ФЗ.

Также отмечено, что форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Что касается истребования документов, для плательщиков страховых взносов предусмотрена возможность представлять их в электронном виде: истребуемые документы могут быть представлены в орган контроля за уплатой страховых взносов лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае, если истребуемые у плательщика страховых взносов документы составлены в электронном виде по установленным форматам, плательщик страховых взносов вправе направить их в орган контоля за уплатой стрховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления требования о предоставлении документов, а также порядок и условия предсталения документов по требования органа контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, для реализации данных нововведений следует ожидать разработки и принятия новых нормативных документов.
Ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах
Ответственность за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Изменения коснулись как состава правонарушения, так и меры ответственности за данное правонарушение.
Что касается состава правонарушения, следует отметить, что с 01.01.2012 введена ответственность плательщиков страховых взносов за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, определенных Федеральным законом N 212 ФЗ. За совершение данного правонарушения установлен штраф в размере 200 руб. До 01.01.2012 ст. 46 Федерального закона N 212 ФЗ была преду-смотрена ответственность только за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Напомним, что согласно п. 10 ст. 15 Федерального закона N 212 ФЗ обязанность по представлению расчетов в электронном виде возложена на плательщиков страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также на вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел.
Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 50 человек и менее, вправе представлять расчеты в форме электронных документов.
Что касается размеров штрафа за непредставление расчета о начисленных и уплаченных страховых взносах, можно отметить следующие изменения:
- до 01.01.2012 ответственность за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам подразделялась в зависимости от срока, в течение которого не представлен расчет (до 180 календарных дней включительно и начиная со 181 го календарного дня), с 01.01.2012 такого деления нет. Штраф исчисляется вне зависимости от того, на сколько дней просрочено представление расчета;
- уточнен порядок исчисления штрафа, в частности, что именно (какую сумму страховых взносов) принимать основой для исчисления штрафа. Формулировка, действующая с 01.01.2012, сомнений и поводов для споров не оставляет: сумма страховых взносов, начисленная к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода. Следует отметить, что действующая ранее формулировка давала поводы для разногласий между контролирующими органами и плательщиками страховых взносов: сумма страховых взносов, подлежащая уплате (доплате) на основе этого расчета. Нередко специалисты органов контроля за уплатой страховых взносов исчисляли штраф от общей суммы, подлежащей уплате, без учета уплаченных в течение предыдущих периодов сумм. Однако суды и ранее вставали на сторону плательщиков страховых взносов: санкция должна исчисляться с суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе представленного расчета, то есть за последние три месяца отчетного периода . 9 месяцев 2010 года. В силу пунктов 1, 2 статьи 10 названного Закона расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Поскольку расчетным периодом является календарный год, то на основании представленного страхователем расчета по отношению к ранее представленному расчету, доплате подлежит сумма страховых взносов за последние 3 месяца каждого отчетного периода (Постановление ФАС ВСО от 10.10.2011 N А78-1626/2011). Следует отметить, что данное решение носит не единичный характер. Такая позиция судов прослеживается во всех округах. Теперь она нашла отражение в нормах законодательства;
- непредставление "нулевого" отчета "подорожало" в десять раз. Минимальный штраф за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам увеличился со 100 руб. до 1 000 руб.;
- установлен верхний предел штрафа за непредставление расчета. Ранее при непредставлении расчета свыше 180 календарных дней штраф складывался из двух составляющих: 30% суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основании расчета плюс 10% за каждый полный и не полный месяц начиная со 181 го дня. То есть согласно формулировке, действовавшей до 01.01.2012, верхнего предела штрафа не существовало. С 01.01.2012 максимальный размер штрафа составляет 30% суммы страховых взносов. Таким образом, при определенных обстоятельствах можно сказать, что непредставление ненулевого отчета в течение длительного времени (более 180 календарных дней) стало "дешевле".
В подтверждение сказанного представим нормы ст. 46 Федерального закона N 212 ФЗ, касающиеся исчисления штрафа за непредставление отчетности, в новой и старой редакциях.


Редакция до 01.01.2012 Редакция после 01.01.2012
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181 го календарного дня, но не менее 1 000 руб.
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и закрытии счета в банке. Напомним, что согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона N 212 ФЗ одной из обязанностей плательщиков страховых взносов является обязанность письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в орган контроля за уплатой страховых взносов о счетах в банке, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона N 212 ФЗ установлено, что для целей Федерального закона N 212 ФЗ счета (счет) . это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями. То есть плательщики страховых взносов обязаны сообщать об открытии (закрытии) лишь тех счетов, которые удовлетворяют указанному определению. Согласно разъяснениям Минздравсоцразвития сообщать об открытии депозитных, ссудных и транзитных валютных счетов плательщики страховых взносов не должны, так как эти счета не соответствуют определению, приведенному в названном пункте (Письмо от 21.05.2010 N 1274 19).
Однако, несмотря на наличие данной обязанности, установленного срока представления сведений (семь дней со дня открытия (закрытия)) и ответственности за нарушение этой нормы предусмотрено не было.
Федеральным законом N 379 ФЗ введена ответственность за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке. Согласно положениям введенной вновь ст. 46.1 Федерального закона N 212 ФЗ нарушение плательщиком страховых взносов установленного настоящим Федеральным законом срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Штраф за непредставление документов в орган контроля за уплатой страховых взносов. С 1 января 2012 года с 50 до 200 руб. увеличен штраф за отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Федеральным законом N 212 ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.

Ответственность согласно Федеральному закону N 167 ФЗ. Также среди изменений, внесенных Федеральным законом N 379 ФЗ, необходимо отметить новшества, введенные в ст. 27 "Нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и ответственность за это" Федерального закона N 167 ФЗ. С одной стороны, эти изменения носят технический характер . утратило силу положение, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5 000 рублей. В настоящее время данная норма фактически не применяется.
С другой стороны, к важным изменениям можно отнести то, что с 01.01.2012 взыскание штрафов, предусмотренных ст. 27 Федерального закона N 167 ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212 ФЗ.


Голосов: 5 Средний бал: 4.40
Оцените статью: