Организация применяет общий режим налогообложения, занимается оптовой торговлей фармпрепаратами и медицинской техникой. Реализация фармпрепаратов облагается НДС по ставке 10%, а реализация медтехники не облагается НДС.
Необходимо ли соблюдать пропорцию, установленную в абзаце 5 п. 4 ст. 170 НК РФ при предъявлении к вычету "входного" НДС по услугам и прочим расходам?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации организации следует:
- принимать к вычету в общеустановленном порядке сумму НДС по товарам (работам, услугам и прочему), приобретаемым и используемым непосредственно при реализации фармпрепаратов;
- учитывать "входной" НДС в стоимости товаров (работ, услуг и прочего), приобретаемых и используемых непосредственно для операций по реализации медтехники;
- распределять пропорционально стоимости отгруженных товаров сумму "входного" НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым и используемым для осуществления как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций.
Обоснование вывода:
Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ (абзацы 1-4) суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
- принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в определенной пропорции.
Как установлено абзацем пятым п. 4 ст. 170 НК РФ, указанная выше пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период (квартал). При этом по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или втором месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров.
Обращаем Ваше внимание, что в случае осуществления в течение налогового периода операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от НДС, на налогоплательщика возложена обязанность вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (абзац седьмой п. 4 ст. 170 НК РФ).
Из приведенных выше норм следует, что если приобретенные товары (работы, услуги) можно однозначно отнести к операциям, подлежащим обложению НДС или освобожденным от НДС, то соответствующие суммы "входного" НДС принимаются к вычету в общеустановленном порядке либо, соответственно, учитываются в стоимости приобретенных активов (или в затратах для целей налогообложения прибыли).
Если же приобретенные активы используются одновременно в операциях, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения, то сумма "входного" НДС подлежит пропорциональному распределению: часть - принимается к вычету, часть - учитывается в стоимости приобретенных активов.
При этом нормами ст. 170 НК РФ принятие к вычету "входного" НДС, учет "входного" НДС в стоимости приобретенных активов, а также необходимость распределения НДС не ставится в зависимость от применяемой ставки НДС по облагаемым НДС операциям, если одновременно налогоплательщик осуществляет операции, освобожденные от НДС.
Аналогичные разъяснения представлены в письме УФНС России по г. Москве от 29.12.2007 N 19-11/125465.
Напомним, согласно абзацу девятому п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не разделять сумму "входного" НДС, в том числе пропорционально стоимости отгрузки, по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от налогообложения, если в определенном налоговом периоде доля совокупных расходов на операции, освобожденные от НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов по облагаемым и освобожденным операциям. При этом все суммы "входного" НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в общеустановленном порядке.
Отметим также, что на практике раздельный учет сумм "входного" НДС применительно к рассматриваемой ситуации можно организовать выделением субсчетов второго порядка к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям", например:
19.3.1 "НДС по приобретенным МПЗ, к вычету";
19.3.2 "НДС по приобретенным МПЗ, учитываемый в стоимости МПЗ";
19.3.3 "НДС к распределению".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Организация заключила договор аутсорсинга и оказывает услуги по бухгалтерскому сопровождению и управлению другой организацией.
Какие документы следует оформить аутсорсинговой компании для подтверждения факта оказания услуг?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При оказании услуг в рамках договора аутсорсинга основным оправдательным документом является акт с подробным описанием оказываемых услуг, содержащий реквизиты, необходимые для первичного учетного документа.
Кроме того, документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы по договору возмездного оказания услуг, могут быть договор, платежные поручения с отметкой банка об оплате услуг, переписка заказчика и исполнителя, отчет исполнителя перед заказчиком, акт сверки и другие.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, предусмотрены ст. 252 НК РФ, согласно положениям которой для признания расходов (затрат) с целью налогообложения они должны соответствовать трем следующим условиям: быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Такими документами в целях налогового и бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, на основании которых ведется как налоговый, так и бухгалтерский учет (ст. 313 НК РФ, п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ)).
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ (письмо Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-06/1/67).
Такими реквизитами являются:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Форму акта выполнения работ (оказания услуг) не содержит ни один альбом унифицированных форм. Поэтому при выполнении работ (оказании услуг) стороны могут самостоятельно разработать форму этого документа с учетом требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
При этом обращаем внимание, что ГК РФ не содержит требования обязательного оформления акта оказанных услуг, в отличие от, например, работ, выполняемых по договору подряда (п. 2 ст. 720, п. 4 ст. 753 ГК РФ).
Для целей налогообложения таким документом может быть не только подписанный сторонами акт об оказанных услугах, но и любые иные документы, соответствующие критериям, установленным в ст. 252 НК РФ. К их числу относятся документы, косвенно (что допускается п. 1 ст. 252 НК РФ) подтверждающие произведенные заказчиком расходы по договору возмездного оказания услуг и обоснованность этих расходов. Такими документами могут быть договор, платежные поручения с отметкой банка об оплате услуг, переписка заказчика и исполнителя, отчет исполнителя перед заказчиком, акт сверки и другие (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 11.10.2007 N КА-А41/10338-07, Поволжского округа от 25.01.2007 N А57-17845/05, Северо-Кавказского округа от 07.12.2007 N Ф08-7879/07 и от 16.06.2005 N Ф08-2393/05, Восточно-Сибирского округа от 15.11.2010 по делу N А69-571/2010).
В свою очередь, если из требований законодательства и (или) условий договора об оказании услуг не следует, что акт об оказании услуг подлежит ежемесячному составлению, то для целей документального подтверждения в налоговом учете расходов заказчика ежемесячное составление актов не требуется (письмо УФНС России по г. Москве от 11.06.2010 N 16-15/062200@) В письме Минфина России от 20.08.2007 N 03-03-06/1/576 также сказано, что обязательства могут считаться выполненными и без составления двухстороннего акта об оказанных услугах. При этом первичными документами по договору являются договор, счет, платежное поручение.
Между тем законодательство не исключает возможности оформления отношений по приему результата оказанных услуг двусторонним актом приема-передачи, поэтому такой документ может являться подтверждением факта оказания исполнителем услуг и принятия их заказчиком (постановления ФАС Московского округа от 07.07.2010 N КА-А40/6646-10, Северо-Кавказского округа от 10.03.2004 N Ф08-730/04, Центрального округа от 18.01.2007 N А62-2318/2006).
Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/170, где указано, что акт приемки оказанных услуг является одним из оправдательных документов, которыми в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ должны оформляться все хозяйственные операции, проводимые организацией.
Так, например, в письме УФНС России по г. Москве от 11.03.2009 N 16-15/021311 по вопросу оформления подтверждающих документов при оказании юридических услуг указано, что такими документами могут служить:
- договор на оказание услуг;
- задание заказчика;
- отчет исполнителя об оказанных услугах;
- двусторонний документ, подтверждающий объем оказанных услуг.
При этом, как обращают внимание представители контролирующих органов, документальное оформление услуг должно быть достаточно детализировано, то есть из документов, подтверждающих расходы на услуги, можно установить конкретные виды оказанных услуг, а также расчет их стоимости (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 08.10.2008 N 20-12/094120).
При этом в постановлении ФАС Московского округа от 07.04.2011 N Ф05-2207/11 по делу N А41-598/2010 судьи указали (речь шла о применении вычетов НДС), что степень детализации описания хозяйственной операции в первичном документе законодательством не установлена. Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 N 2236/07.
На практике отсутствие детализации оказанных услуг в актах зачастую служит предметом судебных разбирательств (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 06.06.2008 N А48-4187/07-8, Московского округа от 22.07.2011 N Ф05-6698/11 по делу N А40-87331/2010 и от 18.11.2010 N КА-А40/14109-10 по делу N А40-12297/10-127-29, Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010 N 09АП-16244/2010).
В своих выводах судьи отмечают, что если акты содержат наименование, дату составления, наименование организации составившей документ, содержание хозяйственной операции (оказание услуги), ее измерители в денежном выражении (стоимость услуги), подписи исполнителей и заказчика, сведения о том, какая именно оказана услуга, в чем она заключалась, то они соответствуют требованиям п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, в самом акте или в отчете, приложенном к акту, следует подробно расписывать характер оказываемых услуг и обоснование их стоимости.
Следует отметить, что налоговые органы очень часто предъявляют претензии к оформлению таких первичных документов, как акт оказанных услуг. Поэтому, подписывая акты, составленные аутсорсинговой компанией, следует уделить особое внимание наличию всех обязательных для первичных документов реквизитов. Это избавит Вашу организацию от претензий со стороны налоговых органов.
Правильное оформление акта по услугам аутсорсинга актуально еще и потому, что организации, использующие данные услуги, привлекают повышенное внимание налоговых органов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана