Saldo.ru

Публикации

19 февраля 2018, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
С. Коробейников
Материал предоставлен журналом "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"

Новые Правила противопожарного режима: отражаем расходы на пожарную безопасность

1 сентября 2012 года вступил в силу ряд положений, регламентированных Правилами противопожарного режима в РФ , которые обязательны к применению на территории РФ для всех учреждений и организаций независимо от формы собственности. Основные положения данного документа рассмотрим в статье.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) Правительством РФ разработаны и утверждены Правила противопожарного режима. Данные правила заменяют собой ранее действовавшие Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (далее - ППБ 01-03).
Правила противопожарного режима вступили в силу по истечении семи дней со дня их официального опубликования ("Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19), за исключением п. 6, 7, 9, 14, 16, 89, 130, 131 и 372, которые вступили в силу 1 сентября 2012 года. Рассмотрим их подробнее.

О применении Правил противопожарного режима

Настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 Правил противопожарного режима).
В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации, в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разд. XVIII настоящих правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения. Аналогичные требования ранее были закреплены п. 6 ППБ 01-03.
В соответствии с п. 3, 4 Правил противопожарного режима лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Схожие нормы ранее были закреплены в п. 7 ППБ 01-03.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах, объектах, на которых может одновременно находиться 50 человек и более, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию (п. 5 Правил противопожарного режима).
Далее отметим, что в отдельных разделах Правил противопожарного режима перечислены нормы, которые следует соблюдать организациям и учреждениям в силу специфики выполняемой ими деятельности. Бюджетным учреждениям нужно обратить внимание на:
- раздел V "Научные и образовательные учреждения";
- раздел VI "Культурно-просветительные и зрелищные учреждения";
- раздел VIII "Лечебные учреждения".
Кроме перечисленных разделов, следует обратить внимание на разд. XIX "Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения". Отметим, что ранее требования по обеспечению организации первичными средствами пожаротушения были приведены в п. 108 ППБ 01-03.
В соответствии с п. 463 разд. XIX "Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения" при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок. Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляются в соответствии с приложениями 1 и 2 в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара.
Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты. Требуемое их количество для зданий, сооружений, строений и территорий определяется в соответствии с приложением 5.
Бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, должны иметь объем не менее 0,2 куб. м и комплектоваться ведрами.
Ящики для песка должны иметь объем 0,5 куб. м и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.
Обратите внимание
Использование первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, запрещается (п. 486 Правил противопожарного режима).

О нормах, вступающих в силу 1 сентября 2012 года

Информирование работников о пожарной безопасности. В соответствии с п. 6 Правил противопожарного режима руководитель учреждения обязан разместить в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.
Заметим, что ранее аналогичные требования были установлены п. 13 ППБ 01-03, новшеством является добавление ряда объектов в виде мест открытого хранения веществ и материалов, а также мест размещения технологических установок.
К перечисленным требованиям добавляется обязанность по размещению планов эвакуации при пожаре на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 человек и более (п. 7 Правил противопожарного режима). Ранее действовавшая норма п. 16 ППБ 01-03 предписывала размещать планы эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек.

Отведение специальных мест для курения. В соответствии с п. 14 Правил противопожарного режима руководитель организации обязан обеспечить выполнение на объекте требований, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака". В частности, в его обязанности входит обеспечить размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Места, специально отведенные для курения табака, должны быть обозначены знаками "Место для курения".
Кроме перечисленных выше требований, законодателем в вышеприведенном пункте обращено внимание, что запрещается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках. Ранее аналогичная норма была закреплена в п. 25 ППБ 01-03.

Дополнительное оснащение мест ночного пребывания людей. В соответствии с п. 9 Правил противопожарного режима в обязанности руководителя учреждения входит обеспечение наличия на объекте с ночным пребыванием людей:
- инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время;
- телефонной связи;
- электрических фонарей (не менее одного фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.
Ранее требования, касающиеся ночного пребывания людей (детские сады, больницы, школы-интернаты), были приведены в п. 16, 17 ППБ 01-03. В соответствии с ними в инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара должны были предусматриваться два варианта действий: в дневное и ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время обязаны были сообщать в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте. Дополнительно к данным мерам должно быть произведено дополнительное освещение территории объекта с приобретением средств индивидуальной защиты.

Дополнительное оснащение территорий поселений и городских округов. В силу п. 16 Правил противопожарного режима территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан требуется обеспечить:
- звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре;
- телефонной связью;
- запасами воды для пожаротушения.
Указанные меры пожарной безопасности должны соответствовать нормам, установленным в ст. 6, 63 и 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ). Заметим, что аналогичная норма ранее была установлена п. 114 ППБ 01-03.
К сведению
Согласно п. 1, 2 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, к которым относятся:
- наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
- водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ.
Как указал ФАС ДВО в Постановлении от 13.07.2011 N Ф03-2707/2011, согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в силу п. 2 ст. 63 данного федерального закона. Таким образом, администрация соответствующих территориальных образований должна обеспечивать выполнение вышеуказанных норм за счет средств бюджета бюджетной системы РФ.

Об отражении расходов на осуществление мер пожарной безопасности

Как было отмечено выше, расходы на информирование работников путем размещение табличек с указанием номеров пожарной охраны являются обязательным элементом Правил противопожарного режима.
Расходы по разработке и изданию инструкций о мерах пожарной безопасности, изготовлению табличек, плакатов и иной наглядной информации включаются в затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг как предусмотренные действующим законодательством и непосредственно связанные с обеспечением пожарной безопасности в организации. В соответствии с п. 134 Инструкции N 157н в бухгалтерском учете такие расходы отражаются с использованием счета 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг.
В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н, данные расходы относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Порядок детализации счета (109 60 226, 109 70 226, 109 80 226) и распределения данного вида затрат должен быть утвержден учетной политикой бюджетного учреждения.

Пример 1
За счет субсидий, выделенных бюджетному учреждению на выполнение государственного задания, изготовлены таблички для оповещения работников организации о возникновении пожара на сумму 3 653 руб.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оказаны услуги по изготовлению табличек 4 109 80 226 4 302 26 730 3 653
Оплачены услуги по изготовлению табличек 4 302 26 830 4 201 11 610 3 653

Расходы на первичные средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты являются следующим мероприятием по обеспечению мер пожарной безопасности. К ним относится приобретение учреждением первичных средств пожаротушения, а именно огнетушителей, пожарных стендов, пожарного инвентаря и др.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), вышеперечисленные средства пожаротушения относятся к основным средствам как оборудование для пожаротушения (код 14 2944020), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" - к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно. Поскольку первичные средства пожаротушения относятся к основным средствам, их поступление будет отражаться в бухгалтерском учете в соответствии с п. 9 Инструкции N 174н .

Пример 2
За счет средств от приносящей доход деятельности в сентябре 2012 г. бюджетным учреждением были приобретены огнетушители ОП-10 АВСЕ в количестве 10 шт. на сумму 10 тыс. руб. Расходы по доставке составили 1,5 тыс. руб.

В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Приобретены огнетушители ОП-10 АВСЕ в количестве 10 штук 2 106 31 310 2 302 31 730 10 000
Оказаны услуги по доставке огнетушителей в учреждение 2 106 31 310 2 302 26 730 1 500
Приняты к учету средства пожаротушения (10 000 + 1 500) руб. 2 101 34 310 2 106 31 310 11 500

---
Расходы на приобретение и установку пожарной сигнализации. Элементом пожарной системы, наиболее часто устанавливаемым в организациях, является охранно-пожарная (пожарная) сигнализация.
Согласно ОКОФ сигнализационные сети включаются в состав здания, за исключением оконечных устройств (передающих и приемных) и приборов объектовых систем передачи извещений, работающих по линиям телефонной сети и прочим линиям связи, когда происходит процесс его строительства. В этом случае стоимость данного оборудования включается в первоначальную стоимость здания и отражается в соответствии с Инструкцией N 174н на счете 0 101 12 000 "Нежилые помещения - недвижимое имущество учреждения".
В случае если изначально здание не имело встроенной охранно-пожарной сигнализации и она устанавливается вновь, указанные объекты оборудования являются отдельными инвентарными объектами и подлежат принятию к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости на счетах:
- 0 101 24 000 "Машины и оборудование - особо ценное движимое имущество учреждения";
- 0 101 34 000 "Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения" на основании одностороннего Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) согласно п. 9 Инструкции N 174н.
Стоимость пожарной сигнализации в составе ОС погашается путем начисления амортизации начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ее принятия к бухгалтерскому учету, и до полного погашения стоимости данного объекта либо списания его с бухгалтерского учета (вследствие продажи, безвозмездной передачи, морального и физического износа, а также ликвидации при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях) (п. 86 Инструкции N 157н).
Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете расходов по приобретению и установке системы пожарной сигнализации.

Пример 3
За счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания, в августе 2012 г. бюджетным учреждением была приобретена аппаратура для установки пожарной сигнализации стоимостью 80 000 руб. и заключен договор со специализированной организацией на ее монтаж на сумму 75 000 руб. По окончании монтажа участниками договора был подписан акт оказанных услуг. Пожарная сигнализация была принята к учету в том же месяце. С сентября 2012 г. учреждение стало производить амортизационные отчисления, отнеся объект ОС к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования 7 лет.

В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Приобретена аппаратура для установки системы пожарной сигнализации 4 106 31 310 4 302 31 730 80 000
Оказаны услуги по монтажу системы пожарной сигнализации 4 106 31 310 4 302 26 730 75 000
Принята к учету введенная в эксплуатацию система пожарной сигнализации (80 000 + 75 000) руб. 4 101 34 310 2 106 31 310 155 000
Начисляется амортизация на систему пожарной сигнализации начиная с сентября 2012 года (155 000 руб. / 84 мес.) 4 109 60 271 4 104 35 4101 845,24

В силу пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии выполнения положений ст. 252 НК РФ. Иными словами, они должны быть обоснованны и документально подтверждены, а также осуществлены (понесены) в рамках деятельности, направленной на получение доходов.
Для подтверждения расходов по установке (монтажу) систем пожарной безопасности организация должна располагать договором со сторонней организацией с указанием в нем реквизитов выданной ей лицензии, а также актом приемки-сдачи выполненных работ.
Если монтаж осуществляется собственными силами организации, произведенные расходы подтверждаются соответствующими первичными учетными документами по списанию материальных запасов (в том числе требованиями-накладными, накладными на отпуск материалов на сторону), учету расходов на оплату труда (расчетно-платежными ведомостями и т. д.).
Также расходы, связанные с монтажом систем пожарной безопасности хозяйственным способом, могут быть оформлены внутренним актом о приемке-сдаче выполненных работ.

Об ответственности за нарушение норм пожарной безопасности

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, назначенные в установленном порядке ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в вышеприведенной статье, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 3 - 8 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере от 6 000 до 15 000 руб.; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.


Голосов: 55 Средний бал: 4.04
Оцените статью: