Нотариальная палата . профессиональное объединение, основанное
на обязательном членстве занимающихся частной практикой нотариусов.
Нотариальные палаты создаются в каждом областном центре Российской
Федерации. Нотариальная палата является некоммерческой
организацией и имеет организационно-правовой статус общественного
объединения.
Законодательством РФ предусмотрено, что некоммерческая организация
(НКО) осуществляет свою деятельность на основе годовой сметы, которая подготавливается финансовым отделом или бухгалтерией, а затем утверждается высшим органом управления организации на основе решения общего собрания
органа управления.
В таблице 1 представлена смета областной нотариальной палаты.
Синтетический учет в нотариальной палате осуществляется с использованием пассивного счета 86"Целевое финансирование" для учета поступления средств для уставной непредпринимательской деятельности и активного счета 26"Общехозяйственные расходы" для учета расходования этих средств.
Поступление денежных средств от внесения членских взносов происходит 2 способами: перечислением денежных средств на расчетный счет организации или их непосредственным внесением в кассу. Соответственно в первом случае приход денежных средств оформляется платежным поручением, а во втором . приходным кассовым ордером, который регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Для учета поступивших членских взносов составляется ведомость их учета.
Отражение операций по поступлению членских взносов в нотариальные палаты производится следующим образом:
Сумма денежных средств со счета 71"Расчеты с подотчетными лицами" списывается за счет целевых поступлений:
Дебет 86Кредит 71
Приобретение основных средств в нотариальных палатах оформляется актом приемки-передачи, на основании которого открывается инвентарная карточка на каждый объект основных средств. А в случае списания данного объекта оформляется акт на списание основных средств и делается соответствующая отметка в инвентарной карточке о выбытии объекта. Данные этих карточек затем переносятся в журнал-ордер ≤ 13 по кредиту счета 01"Основные средства" субсчет"Выбытие основных средств" и в
книгу учета основных средств и начисления амортизации по тем объектам, которые
были приобретены до 01.01.2000 г., а по остальным объектам ведется учет начисления
износа. Это связано с введением поправок приказом Министерства финансов РФ от
24.03.2000 г. ≤31н в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ и Положение по бухгалтерскому учету"Учет основных средств".
Согласно этим поправкам объекты основных средств, приобретенные до 01.01.2000
г., амортизируются в ранее действовавшем порядке. А для учета износа основных
средств, по которым амортизация не начисляется, используется забалансовый счет
010"Износ основных средств".
Таблица 1
Годовая смета нотариальной палаты
≤ | Наименование статей доходов и расходов | Планируемые расходы |
в % отношении от поступлений | в тыс. руб. |
| Остаток средств на начало года | | 100 |
|
Раздел I. Планируемые поступления | | |
1.1 | Членские взносы | | 1900 |
1.2 | Прочие поступления | | |
| Итого по разделу I | | 1900 |
| Раздел II.Панируемое использование | | |
2.1 | Материальная помощь и компенсации нотариусам | 5 | 100 |
2.2 | Отчисления от компенсации | | |
2.3 | Расходы на командировки | 2 | 40 |
2.4 | Благотворительная помощь | 2,5 | 50 |
2.5 | Проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п. | 2 | 40 |
2.6 | Типографская продукция | 6 | 120 |
2.7 | Фонд заработной платы штатных работников включая социальные выплаты | 18,9 | 378 |
2.8 | Отчисления от заработной платы | 2,7 | 54 |
2.9 | Содержание офиса | 2,7 | 55 |
2.10 | Ремонт основных средств и иного имущества | 0,3 | 5 |
2.11 | Услуги связи | 2 | 40 |
2.12 | Почтовые расходы | 0,5 | 10 |
2.13 | Информационные услуги | 1,7 | 35 |
2.14 | Выписка прессы | 2,3 | 45 |
2.15 | Канцелярские товары, бумага, бланки | 1,7 | 35 |
2.16 | Представительские расходы | 0,5 | 10 |
2.17 | Прочие и непредвиденные расходы | 3 | 60 |
2.18 | Выступления в средствах массовой информации | 1,3 | 25 |
2.19 | Повышение квалификации | 2,5 | 50 |
2.20 | Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества | 2,5 | 50 |
2.21 | Взносы в ФНП | 17 | 339 |
2.22 | Единый налог | 0,5 | 10 |
| Итого по разделу II | | 1551 |
| Планируемый остаток средств на конец отчетного периода | 22,4 | 449 |
Приобретение основных средств и иного имущества осуществляется в нотариальных
палатах за счет целевых поступлений:
Приобретен принтер[1]Дебет 08"Вложения во внеоборотные активы"Кредит 51 3155-00
принтер введен в эксплуатацию: Дебет 01"Основные средства"Кредит 08 3155-00
Отражен источник финансирования по приобретенному принтеру: Дебет 86Кредит 83"Добавочный капитал" 3155-00
Амортизация начисляется линейным способом по объектам основных средств, приобретенным до 01.01.2001 г.:Дебет 26Кредит 02"Амортизация основных средств" 350-59
По остальным объектам начисляется износ на забалансовом счете 010"Износ основных средств" в конце каждого отчетного периода: Дебет 010"Износ основных средств" 14 330-00
Списание объектов основных средств производится следующими корреспонденциями:Отражена стоимость выбывшего объекта: Дебет 01/в"Выбытие основных средств"Кредит 01 3155-00
Списана стоимость выбывшего объекта: Дебет 83Кредит 01/в 3155-00 Завершающим этапом учетного процесса в нотариальных палатах является составление бухгалтерской отчетности, дающей полное и достоверное представление об имущественном и
финансовом положении организации и о результатах ее деятельности.Нотариальные палаты, как общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, в составе годовой бухгалтерской отчетности представляют:
1) бухгалтерский баланс . форма ≤ 1;
2) отчет о прибылях и убытках . форма ≤ 2;3) отчет о целевом использовании полученных средств . форма ≤ 6.
Кроме того, они представляют в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность (в течение 90 дней по окончании года), что закреплено в ст. 15 ФЗ"О бухгалтерском учете".
Для обобщения информации о полученных доходах и произведенных расходах организации наибольшее значение имеет форма ≤ 6 бухгалтерской отчетности"Отчет о целевом использовании полученных средств", которую нотариальные палаты как общественные организации в отличие от других НКО предоставляют в обязательном порядке в составе годовой бухгалтерской отчетности. В данной форме отражается информация по уставной деятельности, об остатках средств, ранее поступивших в качестве членских взносов и прочих источников, данные о поступлении указанных средств и их расходовании в течение отчетного года, об остатках на конец отчетного года.
В нотариальных палатах также ведется расшифровка строк ≤ 060, ≤ 083 и ≤ 096 формы ≤ 6 бухгалтерской отчетности"Отчет о целевом использовании полученных средств". Расшифровки одновременно являются аналитическим регистром прочих доходов, прочих расходов на содержание аппарата управления и иных мероприятий.
Также большое значение имеет отчет об исполнении сметы доходов и расходов. Данный документ содержит фактические суммы показателей деятельности палаты с указанием направления их расходования в разрезе каждой статьи расходов. Затем фактические данные сверяются с запланированными по смете и выявляется остаток неиспользованных средств или их перерасход.
Что касается налоговой отчетности, то согласно ст. 246 НК РФ с 1 января 2002 года все НКО, как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль и обязаны предоставлять в налоговый орган отчетность по указанному налогу. Однако нотариальная палата, у которой не возникает обязательств по уплате налога, предоставляет налоговую декларацию один раз в год, не позднее 28 марта года, следующего за отчетным, и по упрощенной форме. В составе налоговой декларации предоставляется только лист 14"Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" в связи с тем, что доходы, использованные не по целевому назначению, являются объектом обложения налога на прибыль.
Данный отчет в составе налоговой декларации подается в налоговый орган по окончании отчетного года. Также в соответствии со ст. 80 НК РФ, согласно которой налоговая декларация подается по каждому налогу, подлежащему уплате организацией, нотариальные палаты подают декларацию по НДФЛ и по ЕСН. Т.е. в конце отчетного года на основе налоговой карточки по учету доходов и НДФЛ составляется справка о доходах физических лица за отчетный год.
И ежегодно, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, организация представляет налоговую декларацию по ЕСН, а также расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования и декларацию по страховым взносам.
[1] В данном примере не отражен учет"входного" НДС. Обычно он списывается на счет 19"Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" проводкой: дебет счета 19, кредит счета 60"Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а после этого, как невозмещаемый налог, относится на увеличение вложений во внеоборотные активы и далее на увеличение первоначальной стоимости основных средств проводкой: дебет счета 08, кредит счета 19. Кроме того, должен быть отражен в учетной политике стоимостной критерий отнесения имущества к основным средствам. (Прим. ред.)