Saldo.ru

Публикации

20 августа 2018, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты компании "Референт"
Материал предоставлен компанией "Референт"

Консультации от компании "Референт" (выпуск N 409)

Ситуация. Организация закупает материалы для строительства другой строительной организации по агентскому договору на осуществление действий по снабжению и получает вознаграждение 20%. Организация составляет ежемесячно агентские отчеты, в котором описываются номер счета, сумма и организация поставщик, к отчету прикладываются копии счетов-фактур и накладных от поставщиков.
Вопрос. Какие еще документы требуются при работе по агентским договорам, надо ли выписывать накладные на эти материалы от агента , если надо, то по какой форме? Или достаточно отчета и копий счетов, копий накладных от поставщиков к агенту? По каким документам передаются эти материалы от агента строительной организации-принципалу? Если есть агентский договор, агентский отчет и копии документов от поставщиков материалов, выплачивается и начисляется агентское вознаграждение агенту от принципала, других накладных нет (кроме, как от поставщиков), есть ли риск у предприятия, что этот договор могут при проверке переквалифицировать в договор на поставку материалов? Какая судебная практика по этому вопросу -агентские договора? Какими документами дополнительно подкрепить этот агентский договор в случае спора с налоговыми органами?
Ответ. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ).
При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (ст. 1008 ГК РФ).
Контролирующие органы зачастую выдвигают претензии в отношении обязанности принципала по возмещению сумм осуществленных агентом расходов, даже если это закреплено в агентском договоре. Поэтому для снижения налоговых рисков рекомендуется возмещать расходы только при наличии доказательств, что агент осуществил данные расходы именно в связи с исполнением агентского договора. В качестве доказательства можно привести Постановление ФАС Московского округа от 23 июня 2005 г., 16 июня 2005 г. N КГ-А40/5103-05.
По мнению контролирующих органов, по сделкам, по которым агент выступает от имени принципала, к отчету агента должны прилагаться оправдательные документы - все копии первичных документов, относящихся к проводимым в рамках таких сделок операциям, которые и будут первичными для отражения операций в бухгалтерском учете принципала. Наличия в этом случае отчета агента в качестве единственного первичного документа без подтверждающих копий документов недостаточно для правомерного отражения принципалом в бухгалтерском учете операций по исполнению агентского договора (Письмо УМНС РФ по г. Москве от 24.03.2004 N 24-11/21011).
По операциям в рамках сделок, совершенных агентом от своего имени, требований приложения копий первичных документов агента напрямую законодательством не установлено. Вместе с тем для правомерного отражения таких операций в бухгалтерском учете у принципала агент по требованию принципала обязан предоставить последнему все сведения о движении имущества принципала (товаров, денежных средств), в том числе и в виде копий накладных, счетов-фактур и платежных поручений.
Учитывая изложенное, считаем, что как минимум, в отчете агента о выполнении поручения на приобретение материальных ценностей агент обязательно должен указать информацию о суммах, полученных им от принципала на исполнение поручения, сумму причитающегося ему вознаграждения, а также фактически использованные суммы, связанные с исполнением поручения.
Помимо этого агент к отчету должен приложить копии всех первичных документов, в том числе и платежных, копии счетов-фактур, выставленных продавцами в адрес агента, а также свой счет-фактуру на сумму своего комиссионного вознаграждения, при условии, что он является налогоплательщиком НДС и счет-фактуру от своего имени с отражением показателей счета-фактуры, выставленного продавцом. Кроме того, по мнению ФНС России, выраженному в письме от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@ (пп. "В" п. 2), к отчету также следует приложить копии заключенных посредником с продавцом товаров договоров.
Передача приобретенных материалов от агента к принципалу может быть произведена на основании акта приема-передачи. Составления дополнительных накладных не требуется. При это следует учитывать, что материалы, приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего (п. 1 ст. 996 ГК РФ). Таким образом, при передаче товаров от агента принципалу право собственности на них не переходит: оно принадлежит принципалу с момента приобретения данных товаров агентом.
Что касается риска переквалификации агентского договора в договор купли-продажи, сообщаем следующее.
Анализ судебной практики по данному вопросу позволил сделать следующие выводы. При попытке переквалифицировать агентские договоры в договоры купли-продажи налоговые органы приводили следующие доводы:
- неосведомленность налогоплательщика о месте нахождения товара, переданного комиссионеру;
- отсутствие документов, подтверждающих транспортировку товаров;
- движение денежных средств по счетам в размерах, обеспечивающих уплату лишь таможенного НДС;
- наличие у налогоплательщика и (или) его контрагентов признаков фирм-"однодневок" (отсутствие по юридическому адресу, малая численность работников, отсутствие складских активов).
Для доказывания позиции налогоплательщиков судам было достаточно накладных на передачу товаров комиссионерам, договоров комиссии, отчетов об исполнении этих договоров. Именно на налоговые органы возложено бремя доказывания того, что сведения, содержащиеся в документах налогоплательщика, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Примеры судебных решений: Постановления ФАС СЗО от 22.02.2011 N А56-51106/2010, от 07.02.2011 N А56-16941/2010, от 25.01.2010 N А56-22708/2009, от 11.06.2009 N А56-20396/2008 и др.
По нашему мнению, при выполнении перечисленных в данном ответе требований к составлению отчета, риск переквалификации агентского договора в договор поставки материалов, по нашему мнению, минимальный.

Солонцова Ольга ООО "МАК "СтолыпинЪ" Тел. (499) 374-60-90

*****

Ситуация. Товар отправлен по почте в марте 2012 года. Почтовое отправление застраховано. Страховая компания в июле признала страховой случай и в августе выплатила страховую премию. Груз заново оформлен и отправлен покупателю.
Вопрос. Что происходит с документами на первично отправленный груз? Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете утерю груза?
Ответ. 1. На основании документа, подтверждающего факт утери груза почтой . Ваша организация может признать в целях НУ - внереализационные расходы на основании пп. 20 п. 1 ст.265 НК РФ.
2.Страховое возмещение в целях НУ . Ваша организация должна учесть в составе внереализационных доходов в соответствии с абз. 1 ст. 250 НК РФ как прочие внереализационные доходы, прямо не поименованные в указанной статье.
3. Бухгалтерский и налоговый учет по указанным выше операциям совпадает.
4. В БУ и НУ признание доходов и расходов следует отражать методом начисления, однако, поскольку все операции относятся к одному и тому же налоговому периоду полагаем, что значимых санкций со стороны контролирующих органов не возникнет и в том случае, если Вы все действия отразите в августе месяце.
5. Документы на первично отправленный груз учитываются в полном объеме (поскольку Ваш вопрос касается только налогового учета (т.е. для целей налога на прибыль) . особенности, связанные с начислением НДС . в нашем ответе не рассматриваются).

Генеральный директор, атт.аудитор Черняков А.Б. "АСОН-АУДИТ"

*****

Ситуация. Наша организация имеет обособленной подразделение в Московской области. Подразделение без выделенного баланса и отдельного расчетного счета. В подразделении установлен кассовый аппарат, для приема наличности от покупателей.
Вопрос. Нужно ли вести в подразделении отдельную кассовую книгу и если да, то как в таком случае денежные средства будут приходоваться в головную кассу? Если можно приведите пример бухгалтер. проводок.
Ответ. Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации N 373-П, утвержденным Банком России 12.10.2011 г., предусмотрено, что обособленное подразделение юридического лица самостоятельно принимающее наличные деньги и использующее кассовый аппарат, обязано вести кассовую книгу не зависимо от того, выделено оно на отдельный баланс или нет, а также при отсутствии отдельного расчетного счета
Согласно п. 5.6 указанного положения, обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.
Для ведения бухгалтерского учета по кассовым операциям обособленного подразделения можно использовать субсчет к счету бухгалтерского учета 50 "Касса".
Например, поступление выручки в кассу обособленного подразделения отражается проводкой Дт счет 50, субсчет 50.01 "Касса обособленного подразделения" Кт счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и т.д.

Зиновьева Майя Финансовый директор ООО "Би-Консалтинг" www.bk99.ru

*****

Ситуация. Организация подала декларацию по НДС за 2 кв. 2011 года с опозданием на 2 дня, т.е. 22.07.2011 г. Декларация нулевая. ИФНС выставила штраф в 1000 руб. 31 июля 2012 года.
Вопрос. Существует ли срок давности у нарушения? Насколько правомерны действия налоговой?
Ответ. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган влечет ответственность, предусмотренную ст. 119 Налогового Кодекса. Минимальный размер штрафа, который применяется в соответствии с указанной статьей, составляет 1000 руб. Ответственность, предусмотренная данной нормой, применяется только к налогоплательщику.
Статья 113 НК РФ определяет срок давности привлечения к ответственности налогоплательщика: "Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении истекли три года".
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.
Руководитель организации может быть привлечен к ответственности за нарушение сроков представления декларации по НДС по ст. 15.5 КоАП РФ, т.е. за нарушение законодательства о налогах и сборах. А срок давности привлечения к ответственности по таким правонарушениям составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Следовательно, в Вашем случае трехлетний срок давности исчисляется со дня совершения налогового правонарушения (21.07.2011). Значит, решение о привлечении организации к ответственности должно быть вынесено налоговым органом не позднее 21 июля 2014 года.

Зорина Г.Х. Ведущий аудитор ЗАО "Аудиторская фирма "Линкей"


Голосов: 5 Средний бал: 4.20
Оцените статью: