Налог на прибыль
Об амортизации при частичной реконструкции или консервации основных средств
Письмо Минфина России от 19.10.2012 N 03-03-06/1/560
Налогоплательщик обратился в Минфин с вопросом о порядке начисления амортизации по зданию, часть которого (по решению руководства) переведена на консервацию в связи с отсутствием необходимости использования в производственной деятельности.
Чиновники дали разъяснения, но только в отношении не частичной консервации основных средств, а их частичной реконструкции.
Минфин считает, что если организация в налоговом учете может выделить в два самостоятельных объекта учета часть здания, находящуюся на реконструкции более 12 месяцев, и остальную (нереконструируемую) часть, она вправе на период реконструкции продолжать начислять амортизацию в целях налогообложения прибыли на действующую часть помещения (учитываемую как самостоятельный инвентарный объект).
Если в налоговом учете налогоплательщика здание учитывается как амортизируемое имущество в целом, с изданием приказа о начале реконструкции здания амортизация по нему в силу ст. 256 НК РФ не начисляется до окончания всех работ по реконструкции.
Очевидно, эти разъяснения чиновников актуальны и для частичной консервации здания, поскольку консервация на срок свыше трех месяцев в силу п. 3 ст. 256 НК РФ является основанием для выведения имущества из состава амортизируемого (как и реконструкция).
Текст письма и комментарий к нему опубликованы в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 23, 2012.
Налог на добавленную стоимость
О возмещении НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет субсидии
Письмо Минфина России от 02.11.2012 N 03-07-11/475
В силу п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычету. При этом тот факт, что товары, работы, услуги с учетом НДС были оплачены за счет субсидий из областного бюджета, значения не имеет.
НДС не включается в расчет пеней за просрочку доставки грузов по железной дороге
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5328/12
Организация обратилась в суд с иском к ОАО "РЖД", которое в добровольном порядке не полностью уплатило пени за просрочку доставки порожних вагонов, рассчитанные исходя из суммы провозной платы, увеличенной на размер НДС.
Президиум ВАС, рассмотрев надзорную жалобу ОАО "РЖД", подчеркнул, что порядок установления платы за перевозку определен в Уставе железнодорожного транспорта РФ (далее - Устав) и Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ". В свою очередь, размер неустойки за просрочку доставки грузов или порожних вагонов регламентируется ст. 97 Устава. Статьей 2 Устава и ст. 8 названного закона предусмотрено, что плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом. По мнению высших арбитров, НДС не является составляющей при расчете тарифа за перевозку. Кроме того, буквальное толкование ст. 97 Устава в качестве базы начисления законной неустойки предусматривает именно провозную плату без учета сумм НДС. Поэтому указанный налог не подлежит включению в расчет пеней за просрочку доставки грузов. При этом высшие арбитры обратили внимание, что в рассматриваемом деле пени начислены в связи с нарушением исполнения не денежного обязательства, а обязательства по доставке груза.
Специальные налоговые режимы
Об утверждении форм документов для применения УСНО
Приказ ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@
В связи с внесением Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) изменений в ст. 346.13 НК РФ ФНС утверждены формы документов для применения УСНО.
Часть документов предназначена для применения в практической работе налогоплательщиками-упрощенцами, а именно:
- рекомендуемая форма N 26.2-1 "Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения";
- рекомендуемая форма N 26.2-2 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения";
- рекомендуемая форма N 26.2-3 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения";
- рекомендуемая форма N 26.2-6 "Уведомление об изменении объекта налогообложения";
- рекомендуемая форма N 26.2-8 "Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения".
Кроме того, данным приказом утверждены формы документов, используемые налоговыми органами в процессе контрольной деятельности за правомерностью применения налогоплательщиками УСНО:
- форма N 26.2-4 "Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения";
- форма N 26.2-5 "Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения";
- форма N 26.2-7 "Информационное письмо".
Все перечисленные формы, кроме 26.2-1, вступают в силу 01.01.2013. Указанная форма может применяться налогоплательщиками со дня издания данного приказа.
О перерасчете стоимости патента
Письмо ФНС России от 31.10.2012 N ЕД-4-3/18419@
ФНС довела до сведения налогоплательщиков информацию о перерасчете стоимости патентов со сроком действия, переходящим на 2013 год.
Чиновники напомнили, что в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ с 01.01.2013 вводится патентная система налогообложения и прекращается применение ИП УСНО на основе патента, предусмотренной ст. 346.25.1 НК РФ. Поэтому с 25.06.2012 патенты в рамках УСНО выдаются на срок по 31.12.2012 включительно.
Ранее полученные патенты, срок действия которых истекает после 01.01.2013, действительны по 31.12.2012 включительно. Их стоимость пересчитывается налоговыми органами в соответствии с фактической продолжительностью действия. В письме приведен алгоритм такого пересчета.
В силу п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ 1/3 стоимости патента вносится в бюджет в течение 25 календарных дней после начала осуществления деятельности на его основе. Поэтому пересмотру подлежит и сумма платежа по первому сроку уплаты для ИП, имеющих патенты со сроком действия, переходящим на 2013 год (в письме дан пример расчета). При этом налоговые органы скорректируют в карточке расчетов с бюджетом начисленные суммы платежей по первому сроку. Возникшая в связи с этим переплата будет зачтена в счет оставшейся суммы патента, которая должна быть внесена в бюджет не позже 25.01.2013.
При этом ФНС обратила внимание, что ИП, не производящие выплат физлицам, вправе уменьшить оставшуюся часть стоимости патента на сумму уплаченных за соответствующий период страховых взносов в ПФР и ФОМС.
Излишне уплаченную в бюджет стоимость патента ИП имеет право по заявлению вернуть или зачесть в счет уплаты других налогов, в частности в счет уплаты стоимости по новому патенту, в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Кроме того, ФНС указала, что территориальные налоговые органы обязаны довести до сведения ИП следующую информацию:
- об изменении срока действия полученных ими патентов до 31.12.2012;
- о новой пересчитанной стоимости таких патентов по примерной форме сообщения, приведенной в приложении к письму;
- об изменении срока уплаты оставшейся части стоимости патента;
- о возможности уменьшения оставшейся части стоимости патента на сумму страховых взносов, уплаченных за период действия патента. Одновременно следует предложить ИП уведомить налоговый орган об уменьшении второго платежа на сумму страховых взносов;
- о вновь вводимой законами субъектов РФ патентной системе налогообложения и об установленном сроке подачи заявления на получение патента - не позднее 20.12.2012 для тех, кто хочет получить патент с 01.01.2013.
Документ размещен на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами".
Транспортный налог
Об уплате налога за ТС, зарегистрированное за собственником один день
Письмо Минфина России от 02.11.2012 N 03-05-06-04/217
Налогоплательщик обратился в Минфин за разъяснениями порядка уплаты транспортного налога при одновременных постановке и снятии с учета ТС (регистрационные действия совершены в течение одного дня).
Минфин указал, что согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации и снятия с регистрации ТС в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. При этом в случае регистрации ТС и (или) снятия его с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Государственная пошлина
О возврате госпошлины при утере, порче платежного поручения или неправильном его заполнении
Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-05-04-03/84
Напомним, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случаях, установленных ст. 333.40 НК РФ, на основании соответствующего заявления плательщика данного сбора. К заявлению прилагаются подлинные платежные документы (при возврате сбора в полном объеме) либо их копии (при частичном возврате).
Чиновники разъяснили, что осуществление безналичных расчетов физическими лицами на территории РФ регулируется Положением ЦБР от 19.06.2012 N 383-П. Согласно п. 1.23 данного положения банк обеспечивает возможность воспроизведения (в том числе по запросу) в электронном виде и на бумажных носителях принятых к исполнению и исполненных распоряжений по переводу денежных средств. Минфин полагает, что в случае утери или порчи оригинала платежного поручения плательщик госпошлины вправе запросить в банке воспроизведение на бумажном носителе исполненного распоряжения.
Кроме того, Минфин напомнил, что 01.01.2013 вступает в силу новая редакция п. 3 ст. 333.18 НК РФ: факт уплаты плательщиком госпошлины подтверждается также с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Поэтому при наличии информации о внесении в бюджет данного сбора в указанной системе дополнительного подтверждения уплаты плательщиком госпошлины не требуется.
Если допущенная налогоплательщиком ошибка в оформлении платежного поручения на уплату госпошлины не повлекла ее неперечисление в бюджет, он вправе подать в администрирующий орган по месту совершения юридически значимого действия заявление о совершенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного сбора, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, статус плательщика.
(Дополнительно см. статью Г. П. Антоновой "Возврат госпошлины: несколько примеров", N 22, 2012.)
Утилизационный сбор
О представлении документов при расчете утилизационного сбора
Письмо ФТС России от 08.10.2012 N 01-11/49923
Федеральная таможенная служба определила перечень документов, которые плательщики утилизационного сбора должны представлять в таможенные органы:
- заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением 1 к Правилам взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012);
- копии одобрения типа транспортного средства, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
- документы об уплате утилизационного сбора.
Указанные документы плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование ТС в связи с его ввозом в РФ, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (жительства) плательщика (в случае, если декларирование ТС не осуществляется).
(Дополнительно см. статью М. В. Семенова "Утилизационный сбор: от а до я", N 20, 2012.)
Налоговый контроль
О формах документов, используемых налоговыми органами в ходе контрольной деятельности
Приказ ФНС России от 23.07.2012 N ММВ-7-2/511@
Данным приказом внесены изменения в три приказа налоговой службы: от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@, от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@, от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
В Приказ ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ включены формы решений о приостановлении и возобновлении проведения выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Некоторые формы приведены в новой редакции: акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица; решение о продлении сроков представления документов или об отказе в этом; решение об отложении рассмотрения материалов проверки в связи с неявкой лиц, участие которых необходимо для их рассмотрения. Изменения в данных формах незначительны.
Также скорректирован Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, в частности, утверждена новая форма решения о проведении выездной проверки КГН, в связи с чем внесены изменения в приложение 2 к приказу "Основания и порядок продления срока проведения выездной проверки". Кроме того, обновлены формы актов выездной (повторной выездной) и камеральной проверок, в которых сведения о доначисленных суммах налогов указываются в резолютивной части в табличной форме с проставлением, в частности, кодов ОКАТО налогового органа, КБК неуплаченных налогов. Расчет пени за несвоевременную уплату доначисленных платежей также приводится в акте в форме таблицы с указанием в том числе количества дней просрочки уплаты налога, ставки пени. Требования к составлению акта налоговой проверки изложены в новой редакции. В частности, во вводной части акта предусмотрено указание сведений только о тех мероприятиях налогового контроля, которые подтверждают установленное налоговое правонарушение.
Претерпел некоторые изменения и ряд форм документов, применяемых налоговыми органами при проведении и оформлении налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Корректировка документов связана прежде всего с проведением контрольных мероприятий в отношении КГН. При этом изменения коснулись формы решений о привлечении и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приказ зарегистрирован в Минюсте 01.11.2012 за номером 25754.
Административная ответственность
О привлечении к ответственности за использование БСО старого образца
Письмо ФНС России от 16.10.2012 N АС-4-2/17492
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации и предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО).
Порядок утверждения формы БСО, приравненных к кассовым чекам, а также их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
ФНС отметила: Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 определено, что формы БСО, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.05.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ" (далее - Постановление N 171), могут применяться до 1 декабря 2008 года (за исключением билетов на проезд в общественном транспорте и на культмассовые мероприятия).
Поэтому после 01.12.2008 использование БСО, утвержденных до вступления в силу Постановления N 171, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению не допускается.
КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушения в сфере ККТ, в том числе за отказ в выдаче по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). С учетом этого ФНС пришла к выводу, что использование организациями и предпринимателями БСО старого образца не образует объективную сторону состава административного правонарушения.
Текст письма и комментарий к нему опубликованы в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 23, 2012.
На заметку
О предоставлении информации по запросам налогоплательщиков в рамках проявления должной осмотрительности
Письмо ФНС России от 17.10.2012 N АС-4-2/17710
ФНС даны рекомендации относительно проявления налогоплательщиками должной осмотрительности при выборе контрагента. При этом в письме отмечено, что законодательством не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам информацию об исполнении их контрагентами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах.
Чиновники при оценке налоговых рисков, связанных с выбором контрагента, рекомендуют налогоплательщикам обращать внимание на отсутствие:
- документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность;
- информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
- сведений о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС www.nalog.ru);
- очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, обоснованные сомнения в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
Кроме того, ФНС напомнила, что информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, сведения об адресах "массовой" регистрации, а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, размещены на официальном сайте ФНС.
В письме чиновники указали, что непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности самой организации, которые могут выражаться, в частности, в непоставке или несвоевременной поставке товаров, поставке некачественных товаров, неоплате отгруженных товаров, невозможности предъявления претензий к контрагентам и последующего взыскания с них понесенных потерь и пр. При этом налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых.
ФНС обратила внимание налогоплательщиков на то, что даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только проведением выездной налоговой проверки. В этой связи сведения налогового органа о представлении контрагентом налоговой декларации, в том числе не "нулевой", не являются подтверждением его благонадежности.
Текст письма и комментарий к нему опубликованы в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 23, 2012.