Saldo.ru

Публикации

22 августа 2018, Среда
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты компании "Гарант"
Материал предоставлен компанией "Гарант"

ПРАВОВОЙ КОНСАЛТИНГ ОТ ЭКСПЕРТОВ КОМПАНИИ "ГАРАНТ" (выпуск N 137)

Организация применяет общий режим налогообложения, в целях исчисления налога на прибыль учет ведется по методу начисления.
Организация приобретает у сторонней организации (исполнителя) рекламный ролик с исключительными правами стоимостью 85 000 руб. (с НДС). Оплата по договору производится в следующем порядке: 50% - аванс, 50% - после подписания акта сдачи-приемки. В договоре об отчуждении исключительного права на созданный рекламный ролик нет указания на срок использования рекламного ролика.
Исключительные права на рекламный ролик передаются организации на момент подписания акта сдачи-приемки. Организация не планирует в дальнейшем продавать данный рекламный ролик. Данный ролик будет транслироваться по телевидению в декабре 2012 года и январе 2013 года, дальнейшее его использование - под вопросом.
Каков порядок бухгалтерского и налогового учета (налог на прибыль) затрат на приобретение исключительных прав на рекламный ролик?

В соответствии со ГК РФ аудиовизуальное произведение (в частности, рекламный ролик) является объектом авторского права, следовательно, при заключении договора на приобретение аудиовизуального произведения должны быть предусмотрены порядок и форма передачи авторских прав, а также срок их использования.
На основании договора об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Исключительное право на рекламный ролик признается нематериальным активом (далее - НМА) вне зависимости от его стоимости при условии, что оно одновременно соответствует всем критериям, перечисленным в п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (далее - ПБУ 14/2007).
В частности, объект НМА должен быть предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (пп. "г" п. 3 ПБУ 14/2007).
В рассматриваемой ситуации у Вашей организации отсутствует уверенность, будет ли приобретенный рекламный ролик использоваться в дальнейшем (транслироваться по телевидению после января 2013 года) в деятельности Вашей организации и будет ли его использование связано с получением экономической выгоды.
В то же время отсутствует документальное подтверждение того факта, что рассматриваемый рекламный ролик приобретен исключительно для рекламной кампании периода декабрь 2012 - январь 2013 г.г. Вместе с тем, учитывая динамику современного рынка, весьма вероятно предположить, что рассматриваемый рекламный ролик будет актуален менее 12 месяцев. Следовательно, в таком случае не будет выполняться одно из необходимых условий признания объекта учета НМА (пп. "г" п. 3 ПБУ 14/2007).
С учетом указанного обстоятельства, по нашему мнению, затраты на приобретение исключительных прав на рекламный ролик следует квалифицировать в качестве затрат следующих периодов (п.п. 18, 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99), п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н)).
С учетом изменений, внесенных в п. 65 Положения N 34н, основным критерием, который необходимо применять каждый раз при решении вопроса об отнесении объектов учета в составе будущих расходов, а именно то, что применение счета 97 в учете возможно только в том случае, если произведенные затраты отвечают понятию актива.
Согласно п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997 (далее - Концепция)) активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
В п. 8.3 Концепции сказано, что актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности. В силу п. 7.2.1 Концепции будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.
С учетом всего вышесказанного полагаем, что приобретенное исключительное право на рекламный ролик соответствует понятию актива. Следовательно, до момента использования приобретенного ролика в рекламных целях его стоимость (без учета НДС) включается в состав расходов будущих периодов, которые учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Затем указанные затраты равными частями переносятся на счета учета расходов. Поскольку в данной ситуации ролик приобретен для использования в рекламной кампании, то целесообразно списывать понесенные затраты в дебет счета 44 "Расходы на продажу".
В рассматриваемом случае рекламная кампания будет продолжаться 2 месяца: декабрь 2012 года, январь 2013 года. По нашему мнению, именно за этот период стоимость рекламного ролика следует равными долями включить в состав расходов на продажу. Если в дальнейшем данный рекламный ролик будет еще транслироваться по телевидению, то при этом у Вашей организации возникнут только затраты, связанные с его показом.
Таким образом, в данной ситуации учет затрат на приобретение рекламного ролика отражается в бухгалтерском учете следующими записями (операции по учету "входного" НДС нами не рассматриваются):
Дебет 97 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") - приобретен рекламный ролик;
в декабре 2012 года, январе 2013 года:
Дебет 44 Кредит 97 - затраты на рекламный ролик учтены в составе расходов на продажу.

Налог на прибыль

В целях главы 25 НК РФ в качестве НМА квалифицируются приобретенные и (или) созданные организацией результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) (п. 3 ст. 257 НК РФ).
Для признания НМА необходимо наличие следующих условий:
- способность приносить организации экономические выгоды (доход);
- наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого НМА и (или) исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности.
Напомним, что с учетом положений п. 1 ст. 256 НК РФ объект НМА может быть отнесен к амортизируемому имуществу только в случае, когда его первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (смотрите также письмо ФНС от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19695@).
Если исходить из предположения, что рассматриваемый рекламный ролик потеряет свою актуальность, а соответственно, не будет использоваться в деятельности Вашей организации в течение срока, превышающего 12 месяцев с момента его принятия к учету, то он не будет соответствовать вышеприведенному определению НМА.
По общему правилу расходы, принимаемые для целей главы 25 НК РФ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются организацией самостоятельно (п. 1 ст. 272 НК РФ).
В данной ситуации рекламный ролик будет транслироваться по телевидению в течение 2 месяцев, соответственно, затраты на его создание следует равными долями включить в состав расходов при исчислении налога на прибыль в декабре 2012 и январе 2013 годов.
Указанные затраты могут быть учтены как расходы на рекламу в составе прочих расходов (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ), в связи с чем при определении их размера, признаваемого в целях налогообложения прибыли, должен быть применен п. 4 ст. 264 НК РФ.
Поскольку в рассматриваемой ситуации приобретенный рекламный ролик будет транслироваться на телевидении, полагаем, что затраты на его создание могут быть отнесены к расходам на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети и учтены при расчете налога на прибыль в полном объеме (абзац второй п. 4 ст. 264 НК РФ) (смотрите также письмо Минфина России от 11.02.2009 N 03-03-06/1/51).
По нашему мнению, соответствующую долю затрат на создание рекламного ролика следует включать в состав расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
При признании расходов в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль также необходимо учитывать требования п. 1 ст. 252 НК РФ (обоснованность и документальное подтверждение расходов).
Полагаем, что с целью снижения потенциальных налоговых рисков в данной ситуации Вам следует обеспечить документальное подтверждение того факта, что приобретенный рекламный ролик будет сохранять свою актуальность в течение срока, не превышающего 12 месяцев с момента его принятия к учету.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Самойлюк Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Голосов: 2 Средний бал: 3.00
Оцените статью: