Saldo.ru

Публикации

20 августа 2018, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
С. Г. Новиков
Материал предоставлен журналом "Упрощенная система налогообложения:бухгалтерский учет и налогообложение"

Новый налоговый регистр для "упрощенцев"

Налоговый учет в 2013 году "упрощенцы" должны вести в новом налоговом регистре. Как изменилась Книга учета доходов и расходов "упрощенцев"? Надо ли, как и раньше, заверять ее в налоговом органе? Ответы на эти и другие вопросы . в нашей статье.

Какую Книгу учета доходов и расходов вести с 1 января 2013 года?
Всоответствии со ст. 346.24 НК РФ "упрощенцы" обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином. Последние четыре года "упрощенцы" вели налоговый учет в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 ≤ 154н. В 2012 году был принят Федеральный закон от 25.06.2012 ≤ 94?ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес существенные изменения в гл. 26.2 НК РФ. Основная часть новшеств вступила в силу 1 января 2013 года, что и послужило поводом для принятия нового налогового регистра для "упрощенцев".
Приказом Минфина РФ от 22.10.2012 ≤ 135н утверждены:
- форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (приложение 1 к настоящему приказу) (далее . Книга учета доходов и расходов);
- Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (приложение 2 к настоящему приказу) (далее . Порядок заполнения);
- форма Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (приложение 3 к настоящему приказу);
- Порядок заполнения Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налого-
обложения (приложение 4 к настоящему приказу).
Соответственно, Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 ≤ 154н признан утратившим силу.
В рамках данной статьи мы рассматриваем только Книгу учета доходов и расходов.
В Приказе Минфина РФ от 22.10.2012 ≤ 135н сказано, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Документ был опубликован 28.12.2012 и вступил в силу 28 января 2013 года. Встает вопрос: какую форму Книги учета доходов и расходов применять с 1 января 2013 . новую или старую? Ответ на него дали представители Минфина в Информации "О Приказе Минфина России от 22 октября 2012 г. ≤ 135н": книги, утвержденные Приказом ≤ 135н, подлежат применению с 1 января 2013 года.

Особенности заполнения нового налогового регистра
Если сравнивать старую и новую Книгу учета доходов и расходов, у них очень много общего, в том числе и сама форма регистра. При этом все?таки есть и отличия (например, появился новый раздел), на которые "упрощенцы", выбравшие объект налогообложения "доходы", должны обратить особое внимание.
Общие требования к ведению Книги учета доходов и расходов остались прежними:
- в налоговом регистре в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом "упрощенцы" отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период;
- "упрощенцы" должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.
Не изменились и варианты ведения Книги учета доходов и расходов: ее можно вести как в бумажном варианте, так и в электронном виде с обязательным выведением по окончании отчетного (налогового) периода на бумажные носители.

На каждый очередной налоговый период открывается новая Книга учета доходов и расходов.

Главное новшество: Книгу учета доходов и расходов больше не надо заверять в налоговом органе. Но этот порядок действует только с 1 января 2013 года в отношении нового налогового регистра, налоговый регистр за 2012 год надо заверять.
При этом по?прежнему Книга учета доходов и расходов должна быть прошнурована и пронумерована, на последней странице указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и скрепляется печатью организации (индивидуального предпринимателя . при ее наличии).
Исправлять ошибки в Книге учета доходов и расходов можно, но это должно быть обоснованно и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации (индивидуального предпринимателя . при ее наличии).
Порядок заполнения раздела I "Доходы и расходы" практически не изменился. Дополнения внесены для налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения "доходы": разъяснено, как отражать расходы при получении субсидий. Такие "упрощенцы" в графе 5 отражают:
- фактически осуществленные расходы, предусмотренные условиями получения выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти;
- фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 ≤ 209?ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Указанные расходы отражаются в порядке, установленном п. 1 ст. 346.17 НК РФ (п. 2.5 Порядка заполнения).
Минимальные изменения внесены и в порядок заполнения раздела II "Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу за отчетный (налоговый) период". Данный раздел заполняется только "упрощенцем", выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы.
Как и раньше в этом разделе отражаются позиционным способом отдельно по каждому объекту расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов.
Изменилась формулировка п. 3.10 Порядка заполнения. На этот момент надо обратить внимание "упрощенцам", которые осуществляют расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.

Формулировка, действовавшая в 2012 году Формулировка, действующая с 1 января 2013 года
Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основного средства в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения отражается в графе 6 в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий: ввод в эксплуатацию объекта основных средств; подача документов на государственную регистрацию прав на объект основных средств, оплата (завершение оплаты) расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объекта основных средств Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение отражаются в графе 6 в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий: ввод в эксплуатацию объекта основных средств; подача документов на государственную регистрацию прав на объект основных средств, оплата (завершение оплаты) расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объекта основных средств

Изменения внесены в п. 3.16 Порядка заполнения, где прописан порядок заполнения графы 12. В этой графе отражается сумма расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, включаемая в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу за каждый квартал налогового периода.

Формулировка, действовавшая в 2012 году Формулировка, действующая с 1 января 2013 года
Сумма расходов по данной графе за отчетный (налоговый) период отражается в последний день последнего квартала налогового периода в графе 7 Сумма расходов, относящаяся к каждому кварталу налогового периода, по данной графе отражается в последнее число отчетного (налогового) периода в графе 5 раздела I Книги учета доходов и расходов

Совсем не изменился порядок заполнения раздела III "Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за налоговый период" (коды строк 010 . 250).

В Книге учета доходов и расходов появился новый раздел IV "Расходы, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшающие сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу) за отчетный (налоговый) период". Данный раздел заполняется налогоплательщиком, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы.
Появление этого раздела должно облегчить жизнь "упрощенцам", выбравшим объект налогообложения "доходы". До этого "упрощенцы" ежеквартально производили расчет сумм страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности в отдельном регистре. На практике это была бухгалтерская справка, в которой производился расчет сумм, на которые можно уменьшить налог (авансовый платеж) при УСНО. Теперь страховые взносы, выплаченные работникам пособия по временной нетрудоспособности и платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования, предусмотренные п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, уменьшающие сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО (авансовых платежей по налогу), будут отражаться в данном разделе Книги учета доходов и расходов.
Заполнение раздела не должно вызвать затруднений у "упрощенцев".
Отметим, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в графе 4 отражают уплаченные страховые взносы в ПФР, а в графе 6 . уплаченные страховые взносы в ФФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Если индивидуальные предприниматели производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, они отражают уплаченные в ПФР и ФФОМС страховые взносы за себя в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, и уплаченные (в пределах исчисленных сумм) страховые взносы за физических лиц соответственно в графе 4 и 6.
Остановимся на заполнении граф 8 и 9. В графе 8 отражаются расходы на выплату в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 ≤ 255?ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее . Федеральный закон ≤ 255?ФЗ), в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом ≤ 255?ФЗ.
В графе 9 отражаются платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом ≤ 255?ФЗ. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом ≤ 255?ФЗ.
В графе 10 отражается итоговая сумма страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования за отчетный (налоговый) период (соответствует сумме значений показателей итоговых строк за отчетный (налоговый) период по графам 4 . 9).


Голосов: 20 Средний бал: 3.90
Оцените статью: