Saldo.ru

Публикации

19 августа 2018, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации

Публикации

Просим вас ставить ваши оценки опубликованным материалам


Версия для печати 
Шрифт:
Эксперты компании "Референт"
Материал предоставлен компанией "Референт"

Консультации от компании "Референт" (выпуск N 418)

Ситуация. Имущество сверх уставного капитала, закреплено за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, собственником этого имущества, который в свою очередь является учредителем. Учет на предприятии: 1.Принято к учету ОС: Дт 08 Кт 75.1 - 1800000.00. 2. ОС включено в состав основных средств: Дт 01 Кт 08 - 1800000.00. 3. На стоимость имущества, полученного сверх суммы уставного фонда: Дт 75.1 Кт 98.2 - 1800000.00. 4. Начислена амортизация (ежемесячно равными долями в течение срока использования): Дт 20 Кт 02 - 179500.00. 5.Списана сумма начисленной амортизации: Дт 98.2 Кт 91.1 - 179500.00. Амортизация, начисленная по объектам, полученным от собственника сверх уставного фонда, учитывается в расходах в налоговом учете. В течении срока полезного использования этих основных средств сумму, учтенную на счете 98, в размере начисленной амортизации рекомендуется списывать в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы" (п. 9 ПБУ 13/2000). В налоговом учете эта сумма не учитывается при определении налоговой базы. Основание - подпункт 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В результате этого расхождения между показателем выручки, отраженном в Отчете о прибылях и убытках, и показателем выручки в декларации по налогу на прибыль. Доход в налоговой декларации по налогу на прибыль за текущий отчетный период будет меньше показателя, который отражен в бухгалтерской отчетности за этот же период.
Вопрос. Верно ли это?
Ответ. В ваших рассуждениях, на наш взгляд, есть неточности.
Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется за счет:
имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества;
доходов унитарного предприятия от его деятельности;
иных не противоречащих законодательству источников.
Действующие нормативные документы не достаточно регулируют порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с закреплением за унитарным предприятием объектов основных средств на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда.
Поэтому при возникновении соответствующих вопросов руководствуются Письмами Минфина России от 05.08.2003 N 16-00-14/247 и от 21.08.2003 N 16-00-22/11. Однако указанные Письма, носят рекомендательный характер, и позиция, изложенная в них, не является бесспорной.
Согласно рекомендациям, изложенным в Письмах Минфина России, получение имущества в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда отражается следующими бухгалтерскими записями (составляются на стоимость полученного имущества):
Дебет 08, Кредит 75-1;
Дебет 01, Кредит 08;

Нормативные документы. В п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, приведена классификация основных средств в зависимости от имеющихся у организации прав на них. В данном перечне указаны и основные средства, полученные организацией на праве хозяйственного ведения (абз. 3 п. 21 Методических указаний).
Согласно Инструкции по применению Плана счетов унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества), на субсчете "Расчеты по выделенному имуществу".
Хозяйственное ведение - это форма предоставления государственного имущества унитарным предприятиям на особых условиях для осуществления функций и достижения целей, определенных собственником имущества, передача собственником основных средств сверх уставного фонда унитарного предприятия фактически является пополнением внеоборотных средств коммерческого предприятия, выраженным в передаче имущественного права (права хозяйственного ведения имуществом) на эти основные средства.
Следовательно, получение права хозяйственного ведения на имущество, переданное унитарному предприятию сверх уставного капитала является для этого предприятия получением безвозмездной государственной (муниципальной) помощи.
Право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия с момента передачи имущества (ст. 299 ГК РФ), оформленной актом приема-передачи (передаточным актом), подписанным лицом, уполномоченным собственником, и руководителем унитарного предприятия. Поэтому основаниями для отражения поступления объектов основных средств сверх уставного фонда в учете унитарного предприятия будут являться решение собственника и акт приемки-передачи (Письмо Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373).
Согласно пп. 7, 8, 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства, полученные унитарным предприятием сверх уставного фонда, принимаются к учету по стоимости, которая указана в передаточном акте.
На наш взгляд, из всех действующих в настоящее время Положений по бухгалтерскому учету наиболее полно учитывает экономическое содержание описываемой в вопросе хозяйственной операции Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, (Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н, который устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных) - юридическим лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов.
Применить ПБУ 13/2000 в полном объеме не позволяет п. 3, согласно которому данное Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
Согласно ПБУ 13/2000 для учета государственной помощи используется счет 98 "Доходы будущих периодов", а для определенного вида помощи применяются четыре его субсчета.
В соответствии с пп. 6, 7 ПБУ 1/2008 и положениями Инструкции по применению Плана счетов для отражения в учете унитарного предприятия стоимости имущества, полученного сверх уставного фонда, предлагается использовать дополнительный субсчет 98-5 "Имущество сверх уставного фонда", а для учета стоимости именно основных средств - субсчет второго порядка 98-5-1 "Основные средства".
Следовательно, поступление основных средств в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда рекомендуем отражать следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 08, Кредит 75-1;
Дебет 01, Кредит 08;
Дебет 75-1, Кредит 98-5-1.
В дальнейшем в течение срока полезного использования этих основных средств сумму, учтенную на счете 98, в размере начисленной амортизации необходимо списывать в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы" (п. 9 ПБУ 13/2000).
В учетной политике, на основании п. 7 ПБУ 1/2008 следует утвердить схему корреспонденции счетов.

Налогообложение прибыли.
Согласно пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывают доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. Однако освобождение от налогообложения доходов унитарного предприятия в виде безвозмездно полученных имущественных прав (в рассматриваемом случае - прав хозяйственного ведения) этой нормой НК РФ не предусмотрено. Кроме того, имущественные права не признаются имуществом (п. 2 ст. 38 НК РФ).
Следовательно, для целей налогообложения прибыли получение унитарным предприятием основных средств сверх уставного фонда следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права и на основании п. 8 ст. 250 НК РФ учитывать в составе внереализационных доходов.
Аналогичное мнение выражено в Письме Минфина России от 16.10.2009 N 03-03-06/1/667 и в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 30.06.2008 N Ф03-А80/08-2/2263, ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2008 по делу N А82-11801/2007-14, Определениях ВАС РФ от 22.09.2008 N 11458/08 и от 01.04.2009 N 2944/09.
При учете доходов для целей налогообложения прибыли датой получения дохода в виде безвозмездно полученного права признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ. В бухгалтерском учете доход от безвозмездно полученного права будет признаваться на дату начисления амортизации (п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).
В рассматриваемом вопросе относительно полученных сверх уставного фонда основных средств порядок признания дохода в бухгалтерском и налоговом учете отличается. Разница отражается в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (далее - ПБУ 18/02).
Согласно положения пп. 11 и 14 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете унитарного предприятия в месяце получения основных средств сверх уставного фонда следует отражать вычитаемую временную разницу. Равную сумме признанного единовременно в налоговом учете внереализационного дохода, который в бухгалтерском учете подлежит отражению в течение срока амортизации объекта основных средств, и соответствующий ей отложенный налоговый актив, который отражается по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". В соответствии с абз. 2 п. 17 ПБУ 18/02 уменьшение (погашение) указанного отложенного налогового актива производится ежемесячно по мере признания дохода в бухгалтерском учете и отражается бухгалтерской записью: дебет счета 68 с кредитом счета 09.

Ведущий аудитор Андреева Елена
ЗАО "Аудиторская фирма "Зеркало"

*****

Ситуация. Учреждение выполнило план по муниципальному заданию. Субсидия, полученная на выполнение МЗ израсходована не полностью.
Вопрос. На основании какого документа можно распределить остаток субсидии?
Ответ. Субсидия, предоставленная муниципальному общеобразовательному учреждению, созданному в форме бюджетного учреждения "нового типа" на выполнение государственного муниципального задания используется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, показатели которого формируются с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном местной администрацией.
Указанные субсидии поступают бюджетному учреждению на лицевой счет, открытый ему в органе Федерального казначейства или в финансовом органе муниципального образования, и используются бюджетным учреждением в пределах остатка средств, отраженного на его лицевом счете, без предоставления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
В случае достижения по состоянию на начало финансового года экономии средств по использованию субсидии, неиспользованные остатки используются в очередном финансовом году на цели, ради которых оно было создано (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, ч. 17 ст. 30 N 83-ФЗ в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ).

ООО "АУДИТОРИЯ"
www.auditorija.ru

*****

Ситуация. Организация покупает у физлица готовые металлические изделия на сумму до 125 тыс. руб. в год по актам купли-продажи личного имущества.
Вопрос. Может ли организация по подобным сделкам предоставить физлицу имущественный налоговый вычет в размере до 125 тыс. руб. и не платить НДФЛ от суммы сделки? Если да, то по какому коду дохода и по какому коду вычета указывать эти суммы в годовом отчете по НДФЛ? Если организация не удерживает НДФЛ по актам купли-продажи личного имущества с физлицом, является ли это нарушением налогового законодательства и какими штрафными санкциями это грозит?
Ответ. В соответствии со ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет от продажи иного имущества, находящегося в собственности налогоплательщика менее 3-х лет, представляется на сумму, полученную налогоплательщиком в налоговом периоде, не превышающую 250 тыс. руб. Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Имущественные налоговые вычеты представляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода или по решению налогового органа.
Следует иметь ввиду, что сделки по купле-продаже отдельных видов имущества (квартиры, автотранспорт сдача в аренду имущества и др.) налоговыми органами отслеживаются и не подача декларации о доходах по сделкам с имуществом может повлечь не только начисление налогов, но и штрафные санкции. Организация, купившая имущество у физического лица обязана, как налоговый агент представить ИФНС по месту своей регистрации сведения о доходах физического лица, у которого приобретено имущество.

Генеральный директор
Власюк А.Т.
ООО НПП "Аудитор"

*****

Ситуация. По решению суда, в 2007 году мною было получено свидетельство на право собственности на квартиру в недостроенном доме и получен возврат подоходного налога с суммы, уплаченной по договору "Об инвестировании строительства жилья", в размере 800 000 руб. На момент получения вычета дом в эксплуатацию сдан не был. В 2012 году я получила новое свидетельство по факту сдачи дома в эксплуатацию с уточненным номером квартиры.
Вопрос. Имею ли я право на получение имущественного вычета на оставшиеся 200 000 рублей в 2012 году на расходы на приобретение отделочных материалов. (Согласно пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной им, в частности, на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 млн руб)? Или я имею право на вычет уже по нормам 2012 года (имущественный налоговый вычет увеличился с 1 млн до 2 млн руб.), т.к. дом сдан в эксплуатацию в 2012 году и акт о передаче квартиры от 12 августа 2012 года?
Ответ. Положения статьи 220 Налогового Кодекса РФ предусматривают включение фактических расходов на приобретение отделочных материалов в имущественный вычет для уменьшения налогооблагаемой базы НДФЛ. Основным условием для включения таких расходов в имущественный вычет является приобретение квартиры, требующей отделки, т.е. в договоре купли-продажи обязательно должна содержаться информация, что квартира приобретается без отделки. При этом Кодекс не содержит каких-либо ограничений по срокам включения таких расходов. Таким образом, Вы имеет право на получение имущественного вычета в том налоговом периоде, в котором отделочные материалы были фактически приобретены.
Что касается увеличения имущественного вычета до 2 миллионов рублей, то сделать это невозможно, т.к. этот размер вычета распространяется на сделки, совершенные после 1 января 2008 г. Ввиду того, что право собственности на квартиру у Вас возникло в 2007 году, то Вы имеете право на имущественный вычет в размере 1 миллиона рублей. Аналогичные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 г. N 171-О-О, в Определениях Верховного Суда РФ от 29.03.2010 г., 12.05.2010 г. N 31-В10-1, 13.10.2010 г. N 78-В10-30, 22.12.2010 г. N 78-Впр10-40.

Зиновьева Майя Финансовый директор
ООО "Би-Консалтинг"

*****

Ситуация. Российской организации Экспедитор-нерезидент оказывает транспортно-экспедиционные услуги по перевозке товаров с территории Турции в РФ. Договором предусмотрена ответственность клиента за сверхнормативный простой транспортного средства.
Вопрос. По какой ставке НДС облагается плата за простой - 0% или 18% и какие подтверждающие документы надо запросить у Экспедитора?
Ответ. По мнению Минфина России, денежные средства, полученные организацией, оказывающей услуги по перевозке грузов, от заказчиков этих услуг в виде штрафных санкций за невыполнение условий, связанных с процессом перевозки и предусмотренных договором оказания услуг, в целях применения НДС следует рассматривать как денежные средства, связанные с оплатой указанных услуг (Письмо Минфина России от 23.06.2008 N 03-07-11/229). Это означает, что налогообложение сумм, связанных с уплатой простоя, возникшего в связи с несвоевременной разгрузкой груза в месте доставки, должно облагаться по ставке НДС 0 процентов, если подтвержден факт взаимосвязи между полученными суммами с обязательствами по перевозке. В противном случае обложение штрафных санкций, возникших ввиду простоя при разгрузке груза в месте доставки, по ставке НДС 0 процентов может повлечь отказ в применении ставки 0 процентов, доначисление налога исходя из ставки 18 процентов при квалификации как услуги, оказанной на территории РФ, не связанной с ввозом товара.
Однако изложенная позиция не учитывает характера производимых выплат. Исходя из условий внешнеэкономического контракта такие выплаты могут квалифицироваться как ответственность за невыполнение договорных обязательств. В частности, если к отношениям сторон применяется право Российской Федерации (что должно быть отражено в договоре), то в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденным Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее - Устав), задержка по вине грузоотправителя или грузополучателя автомобилей (автопоездов), поданных под погрузку или разгрузку, сверх установленных сроков квалифицируется как простой и подлежит оплате в виде штрафа за каждый час в размерах, установленных ст. 35 Устава. Штрафные санкции за нарушение договорных обязательств представляют собой не плату за поставленные товары, выполненные работы (оказанные услуги), а меру гражданско-правовой ответственности (п. 1 ст. 330, п. 1 ст. 394 Гражданского кодекса РФ). Иными словами, неустойка (штраф, пеня) является способом обеспечения исполнения обязательств, связана с нарушением условий договора, уплачивается сверх цены товара (работ, услуг) и таким образом компенсирует возможные или реальные убытки стороны по договору. Следовательно, суммы штрафных санкций за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств являются самостоятельным платежом и не относятся к суммам, связанным с расчетами по оплате реализованных товаров, поэтому не подлежат обложению НДС в принципе.
Судебные органы придерживаются вышеизложенной позиции, в том числе ВАС РФ (Постановление от 05.02.2008 N 11144/07).

Постановление ФАС Московского округа от 25.04.2012 по делу N А40-71490/11-107-305
Суд установил, что общество по договору поставки являлось поставщиком сжиженного газа железнодорожным транспортом. Условиями договоров за задержку покупателями порожних цистерн был предусмотрен штраф. Полученные от покупателей суммы общество не включало в налоговую базу. Однако, по мнению инспекции, сверхнормативный простой вагонов фактически является услугой по предоставлению вагонов и связан с поставкой товаров на реализацию в специальной таре. В связи с этим, как считает налоговый орган, штрафы нужно относить к суммам, связанным с оплатой товара, и включать в налоговую базу по НДС.
Суд проанализировал нормы Гражданского кодекса РФ и пришел к выводу о том, что данные суммы являются неустойкой, не связаны с оплатой товара и поэтому не увеличивают налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2011 по делу N А75-9034/2010
Суд признал неправомерным применение вычета по счету-фактуре, выставленному на сумму неустойки. Суд указал, что простой оборудования нельзя признать работой или услугой, стороны в договоре предусмотрели оплату простоя как меру ответственности за нарушение условий договора. Данные выплаты не формируют (не увеличивают) стоимость работ по заключенному между сторонами договору.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2008 по делу N А13-5448/2007
Суд признал неправомерным предъявление обществом к вычету НДС, начисленного на сумму штрафа, предъявленного поставщиком за простой вагонов. Суд указал, что штраф за просрочку исполнения обязательств по договору не является объектом налогообложения по НДС.

Следовательно, штрафные санкции за сверхнормативный простой не облагаются НДС.

ЗАО "Аудит БТ"


Голосов: 0 Средний бал: 0
Оцените статью: