Торговые компании, как, впрочем, и другие участники российской экономики, в настоящее время регулярно сталкиваются с проблемой недостаточного законодательного регулирования своей деятельности. Решить данный вопрос не в их силах, поэтому для ведения бухгалтерского и налогового учета хозяйственных операций, в частности при осуществлении торговли, специалисты вынуждены руководствоваться тем, что есть в наличии, проявляя смекалку и предугадывая поведение налоговых инспекторов.
Учет хозяйственных операций в торговых компаниях, причем как бухгалтерский, так и налоговый, всегда считался более простым, чем требующий специальных знаний и опыта учет на производственных предприятиях. Опровергнуть этот тезис сложно. Однако в то же время проблемы, которые на сегодняшний день встречаются в налоговом учете крупных торговых компаний, вполне достойны серьезного внимания, подробного изучения и приложения всех творческих сил со стороны бухгалтеров.
Налоговая проблема дисконтов
В течение нескольких последних лет наиболее актуальным является вопрос о скидах, бонусах и премиях. Для того чтобы освещение данной темы было наиболее полным, обратимся к истории вопроса. В 2003.2004 годах многие оптовые поставщики столкнулись с требованиями крупных сетевых магазинов о выплате бонусов, "входов" в сеть, "награждений" за выкладки товаров. В ФНС и Минфин со стороны представителей бизнес-сообщества было направлено значительное количество запросов, которые касались порядка учета и налогообложения таких расходов. В результате Законом от 6 июня 2005 г. ≤ 58-ФЗ с 1 января 2006 года в статью 265 Налогового кодекса был внесен дополнительный пункт 19.1 "Расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок". Однако, как обычно, разъяснив ситуацию с учетом затрат, законодатели не определили порядок обложения таких расходов налогом на добавленную стоимость. Спустя еще год появилось разъяснение Минфина о том, что подобные премии НДС не облагаются. В данном случае чиновники не нарушили своего "золотого правила", которое заключается в том, что если выплаты премий не связаны с оплатой товара, то они и не облагаются НДС.
Для наглядности можно подразделить скидки, премии и бонусы на группы.
1.Текущие скидки. Предоставляются при отгрузках товара и сразу же указываются в товаросопроводительных документах. Такие скидки могут быть представлены в виде процентов от стоимости отгруженного товара или в виде фиксированных сумм, которые обычно рассчитываются от объема отгруженной продукции за предыдущий месяц. При этом стоит иметь в виду, что суммы скидок не должны уменьшать цену товара более чем на 20 процентов, чтобы не инициировать дополнительный контроль по статье 40 Налогового кодекса. Рассмотренные скидки наиболее просты, удобны и сопряжены с минимальным налоговым риском.
2. Бонусы и премии, выплачиваемые поставщиками своим покупателям. В период жесткой конкурентной борьбы, особенно на рынке потребительских товаров, среди FMCG-компаний, бонусы покупателям (в частности, сетевым магазинам) стали необходимым условием продвижения товара. Отметим некоторые моменты, которые необходимо помнить, связывая свою деятельность с таким понятием, как бонусы. Во-первых, бонусы могут быть выплачены за выполнение тех или иных условий договора. Например, за выборку определенного объема товара в количественном или стоимостном выражении. Сама сумма бонуса определяется в проценте от выборки товара за месяц. При этом в наличие обязательно должны иметься следующие документы:
акт-расчет премии, подписанный обеими сторонами;
договор, а при необходимости и дополнительное соглашение к нему, где предусмотрена выплата премии за выполнение определенных условий и прописан размер премии.
Во-вторых, следует обратить внимание на бонусы, которые выплачиваются за так называемый "вход в сеть". Сразу оговоримся, что подобные формулировки в договоре крайне уязвимы. В последнее время даже крупные сетевые компании стали понимать, что от них надо стараться уходить. "Входные билеты" в сеть вряд ли можно учесть для целей налогообложения. Даже если заручиться поддержкой юридической службы, занимающей агрессивную позицию при отстаивании интересов компании в арбитражном суде, риск остается существенным. Сложно однозначно отнести это явление к услугам или к безвозмездной помощи. В любом случае в суде придется доказывать экономическую обоснованность данного вида расхода, сложившуюся деловую практику в бизнесе и необходимость поставщика реализовать товар.
В-третьих, заслуживают внимания и бонусы за выкладку и представление товара на полках, в прикассовой зоне, на паллетах в торговом зале. Все это можно объединить одним понятием . "торговый маркетинг".
По ряду писем Минфина подобный маркетинг уже квалифицируется как явная услуга, которая облагается НДС, оформляется актом, отчетом (лучше фотоотчетом), и затраты на него учитываются для целей налогообложения как нормируемые расходы по рекламе. Полной однозначности в этом вопросе нет, и периодически возникают отдельные письма, в которых Минфин возвращается к своей старой позиции: если право собственности на товар перешло, то все коммерческие расходы должен нести новый собственник. Однако торговый маркетинг довольно широко используется в настоящее время, и поскольку расходы по нему в большинстве случаев несет поставщик товара, то Минфин, учитывая этот факт, квалифицирует данные расходы как рекламные.
Налоговая сторона "двигателя торговли"
По теме учета рекламных расходов имеется огромное количество материала для обсуждения. Ведь здесь речь идет об отдельном большом блоке расходов в торговых компаниях. Однако мы подробно остановимся лишь на некоторых из них.
Итак, реклама может быть следующих видов:
- телевизионная,
- POSM-материалы,
- в журналах,
- в торговых залах,
- внешняя (на щитах и пр.).
При налоговых проверках рекламные расходы всегда находятся в зоне повышенного внимания. В крупных компаниях к бухгалтерскому и налоговому учету рекламных услуг нужно применять творческий подход, им должно быть уделено особое внимание. Специалисты финансовых подразделений и методологи обязательно должны подключиться к работе над этими расходами еще на стадии согласования договора. Им следует проверить и откорректировать все формулировки, предусмотреть обязательное предоставление отчетов и копий подтверждающих документов, особенно при агентской схеме заключения договора. Необходимо понять, что и какими методами будет рекламироваться, чтобы впоследствии можно было списать потраченные средства в качестве расходов на рекламу. Также нужно определить, возникают ли у компании капитальные затраты на нематериальные активы - например, видеоролики. Необходимо выяснить, каков срок эксплуатации таких активов, превысит ли он 12 месяцев, будут ли перерывы в демонстрации ролика и т. д.
Второй этап работы заключается в доскональной проверке всех отчетных документов, а при необходимости - затребовании дополнительных. Любые мелочи и неточности важны при оформлении рекламных расходов. Например, в нашей компании для упрощения совместной работы по документам бухгалтерии и департамента маркетинга существуют методические материалы и письменные рекомендации для менеджеров по рекламе и маркетингу.
Все по полочкам
Еще один момент, который интересен с точки зрения налогообложения в торговой компании, . это инвентаризация товара на складах при значительном количестве номенклатурных позиций. В ходе этой процедуры бухгалтер может столкнуться с таким обстоятельством, как наличие пересортицы.
В Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов дается косвенное определение пересортицы и порядок ее учета: "Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может производиться по решению руководства организации только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах" (приказ Минфина России от 28 декабря 2001 г. ≤ 119н).
В налоговом учете законодатель не предусмотрел зачет излишков и недостач по результатам инвентаризации в том или ином виде и, таким образом, создал существенную дополнительную налоговую нагрузку для компаний. Потери от недостачи и порчи принимаются только в пределах норм естественной убыли, которые должны законодательно утверждаться в особом порядке. В последние годы многое делалось в этом направлении - например, были утверждены новые нормы по ряду видов продукции. Тем не менее проблема учета пересортицы на складах с большой номенклатурой товара по-прежнему актуальна.
По результатам инвентаризации излишки принимаются на учет по рыночной цене и облагаются налогом на прибыль как доход. В дальнейшем при реализации они учитываются в себестоимости в сумме понесенных расходов, а именно уплаченного налога на прибыль (п. 2 ст. 254 НК РФ). Что касается недостач, то они списываются на расходы без учета налогообложения. При этом существенная нагрузка ложится и на материально ответственных лиц, которые при наличии пересортицы должны возместить предприятию потери.
Выход из сложившейся ситуации видится только в комплексе организационных мер, направленных на четкую работу логистической службы предприятия и, в частности, на обязательное штрих-кодирование товара.
Перемещение товара в учете и пространстве
Отдельный блок вопросов, связанный с налогообложением и возникающими рисками, - это вопросы страхования грузов. Если ваша фирма пользуется услугами наемного транспорта, то в общем случае транспортная компания должна страховать свой груз в пути. В случае его утраты транспортное предприятие обязано возместить потери в полном объеме. Тем не менее фирма может дополнительно страховать свои товары и нести расходы по страхованию, если посчитает это целесообразным.
Для снижения налоговых рисков и количества претензий налоговых органов необходимо в первую очередь правильно организовать всю систему документооборота со страховой компанией. Стандартный вариант . оформить страховщику извещение бордеро с указанием перевозимых грузов.
Значительный участок учета в торговых организациях, которые самостоятельно доставляют свои товары покупателям, . это транспортные расходы по доставке продукции и расходы по содержанию складов. Относительно этого вопроса надо изначально правильно организовать учет и сформулировать требования к заполнению первичных документов. Товарно-транспортные документы должны быть правильно и полностью заполнены, что будет являться подтверждением отгрузки и факта оказания транспортных услуг.
Год назад активно обсуждался вопрос начисления НДС при отгрузках товара без перехода права собственности. Можно сказать, что большинство компаний определились и начисляют НДС в момент отгрузки товара и формирования балансового счета 45 "Товары отгруженные". Однако данный момент достаточно спорный. К сожалению, глава 21 части 2 разошлась с главой 25 части 2 Налогового кодекса, и никто не приложил усилий, чтобы добиться согласованности в этом вопросе. Наоборот, в главе 21 Налогового кодекса была допущена такая формулировка статьи 167 НК РФ, в которой моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.
А отгрузкой (передачей) товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика) или на перевозчика для доставки товаров. К сожалению, в той информационной системе, которая эксплуатируется на московских кондитерских предприятиях и в нашей управляющей компании, не было 45 балансового счета и не был реализован механизм начисления НДС при отгрузке товара без перехода права собственности. Поэтому холдинг "Объединенные кондитеры" вынужден был оплатить доработку программного обеспечения.
Как мы видим, налоговый и бухгалтерский учет в компаниях, занимающихся торговлей, с точки зрения законодательства так сказать "непаханое поле". И для того, чтобы рассмотренная отрасль активно развивалась, необходима, естественно, помощь "сверху". Финансовые службы компаний, конечно же, тоже не сидят сложа руки, а пытаются продуктивно работать в существующих условиях. Несомненно, учет в торговых организациях должен совершенствоваться, корректироваться под мобильное законодательство, и требует от специалистов финансовых отделов, в частности бухгалтерии, отличной квалификации.