Не путать со словом "камера"
Камеральная проверка в большинстве случаев представляет собой стандартную процедуру, которую многие предприятия проходят достаточно оперативно.
Чаще всего камеральная проверка проводится по вопросу правомерности возмещения входного НДС. Законодатель неоднократно предпринимал попытки упростить регламент камеральной проверки, и справедливости ради стоит отметить, что постепенно это действительно происходит. Однако НДС по-прежнему возмещается компании в основном лишь после судебных разбирательств, которые, надо отметить, в большинстве случаев разрешаются в пользу налогоплательщика.
Камеральные проверки участились после того, как налоговые инспекции получили установку от вышестоящих органов более тщательно проводить камеральные проверки и снизить количество выездных. На крупнейших предприятиях камеральные проверки стали проводиться по итогам каждого отчетного периода. В ходе такой проверки контролеры почти по каждой строке налоговой декларации запрашивают расшифровки с приложением копий подтверждающих документов. Безусловно, это добавляет немало работы бухгалтерским службам российских организаций.
С 2007 года оформление камеральных проверок изменилось. Так, по результатам процедуры контроля, если в ходе ее обнаружены нарушения в действиях организации, инспекторы обязаны составить соответствующий акт. Следует отметить, что подобный документ должен быть выдан компании и по итогам выездной проверки. Правда, в этом случае - независимо от ее результатов.
Случайных встреч не бывает!
Встречные проверки зачастую связаны с проведением камеральных. Несмотря на то что с 2007 года понятие встречной проверки исключено из Налогового кодекса, ситуация на практике никак не изменилась. Ведь появившаяся в части 1 НК РФ расширенная статья 93.1 "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках" предоставила еще большие возможности проверяющим.
Проверки, связанные с запросом документов, в среде бухгалтеров и налоговиков продолжают называться встречными. Такие проверки не представляют большой сложности, но очень часто они бывают чрезвычайно трудоемкими и отвлекают бухгалтеров от текущей работы на несколько дней. Ситуация может еще больше усугубиться в том случае, если организация сотрудничает с большим числом контрагентов. Например, в холдинге "Объединенные кондитеры", чтобы, в соответствии с требованиями ИФНС, сформировать документы по десяти встречным проверкам, приходилось выводить сотрудников на работу в выходные дни. В результате был подготовлен многотомный труд, однако нет уверенности, что кто-то впоследствии изучал его подробно.
Бесспорно, в подобных случаях вполне допустимо, письменно оформив аргументы, увеличить срок исполнения требования инспекторов, который сейчас составляет пять дней. Но объем работы от этого, конечно, не изменится. Правда, иногда главный бухгалтер компании сам заинтересован в быстром проведении встречной проверки. К примеру, при оформлении экспорта и при выездной проверке. В этих случаях иногда приходится самим договариваться с контрагентами о поисках запроса в "недрах" налоговых инспекций и подготовке оперативного ответа.
Пристальное внимание во время встречных проверок контролеры уделяют недобросовестным фирмам. У компаний часто возникает вопрос: отвечаем ли мы за действия третьих лиц? должны ли мы детально проверять своего контрагента, прежде чем начинать с ним хозяйственную деятельность? Предприятия холдинга "Объединенные кондитеры" проявляют должную осмотрительность и запрашивают у своих партнеров необходимые документы. Это позволяет организовать стабильную работу и снизить возможность появления налоговых претензий. Однако и в случае невольной ошибки при выборе делового партнера фирма должна всегда помнить: являясь добросовестным налогоплательщиком, она не должна отвечать за действия других организаций.
К нам едет ревизор
Выездная проверка является наиболее трудоемкой, сложной по психологическому накалу и может привести к тяжелым последствиям для компании. Одни налоговые органы посещают компанию с проверкой ежегодно, другие проверяют сразу за два-три года работы. Стоит отметить, что стало меньше тематических проверок по отдельным налогам. По крайней мере, специалистам холдинга "Объединенные кондитеры" давно не приходилось с ними сталкиваться, а несколько лет назад они проходили на фабриках достаточно часто. Правда, с сожалением можно констатировать, что в последнее время увеличилось количество повторных выездных проверок вышестоящих организаций. Под них нередко подпадают региональные фабрики холдинга.
Иногда сами налоговые инспекторы, увидев, сколько времени отнимает у работников бухгалтерских служб предприятий подготовка требуемых ими документов, отмечают, что каждой организации пора создавать специальные группы по работе с проверяющими. Но следует отметить, что подобные работы часто оказываются просто бессмысленными. Например, на одной из кондитерских фабрик холдинга в ходе повторной проверки для подтверждения оказанной услуги контролерам было предоставлено более 1100 копий документов, проведены многочисленные опросы сотрудников, однако повторная проверка лишь подтвердила правильность учета, ведущегося на фабрике, и результаты первой проверки. Расширять штат бухгалтерии организации, конечно, не будут. Ведь это приведет к дополнительным затратам. Кроме того, не исключено, что сами же контролеры усомнятся в экономической обоснованности таких расходов.
Советы бывалого
Для бухгалтера, как и для налогового инспектора, вся работа начинается с документа. Внимание к мелочам, дотошность, ответственность, хорошее владение оргтехникой и спецпрограммами, постоянный профессиональный рост - вот самые важные качества хорошего специалиста в области бухгалтерского учета. Для проверяющего важно видеть, как на предприятии подобраны документы, как они хранятся, как организован документооборот в бухгалтерии, как распределены участки учета между сотрудниками, каков уровень автоматизации процесса учета. На основании этих и некоторых других показателей инспекторы дают свою оценку компании. Кроме того, сама система учета должна быть построена таким образом, чтобы свести риск ошибки до минимума. Это можно обеспечить своевременным закрытием периодов, аудитом проводок и пользователей, распределением участков, ограничением доступа к информации и другими приемами.
Весьма важно, чтобы представители компании активно работали в ходе проверки, аргументировали свою позицию, предоставляли дополнительные обосновывающие документы. Снять возникающие вопросы намного легче в процессе проверки, чем на совещании по возражениям или уже в суде. При этом надо иметь в виду, что в последнее время вышестоящие органы рекомендуют налоговым инспекциям не выходить на судебные разбирательства с заведомо проигрышной позицией. Несмотря на все более жесткую позицию контролеров и их постоянно растущие планы по добору налогов, предприятия могут и должны в досудебном порядке активнее отстаивать свою точку зрения.
Компаниям также не стоит пренебрегать возможностью в 15-дневный срок предоставить письменные возражения по акту, выдаваемому инспекторами по итогам налоговых проверок. Если в совещании по разногласиям от имени компании участвует ее главный бухгалтер, то, направляясь на столь значимое мероприятие, он должен иметь при себе соответствующую доверенность. Иначе его просто не допустят на совещание по возражениям.
Главные бухгалтеры предприятий кондитерского холдинга, прошедшие не одну выездную проверку, отлично знают свои права и обязанности. Но поскольку налоговое законодательство постоянно меняется, иногда и на их пути возникают определенные препятствия. Так, несколько месяцев назад на одной из кондитерских фабрик после завершения контрольной процедуры инспекторы ушли, никого не предупредив и не предоставив справки об итогах проведенной проверки. Позже же налоговики уверенно заявили, что выдачу таких документов отменили. Но следует напомнить, что законодатели с 2007 года предусмотрели обязательное вручение акта об окончании выездной проверки в последний день ее проведения.
В завершение стоит еще раз отметить, что от ошибок никто не застрахован, и лучшей обеспечительной мерой во время многочисленных налоговых проверок будет профессионализм сотрудников бухгалтерских служб.
Главный камень преткновения - документы
Елена Даниленко, управляющий директор ООО "Виконт Диа"
В связи с тем что существует возможность неоднозначно трактовать нормы законодательства, в ходе налоговой проверки между компаниями и инспекторами часто возникают споры относительно перечня предоставляемых документов. Напомним, камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента предоставления предприятием декларации и документов, обосновывающих суммы начисленных налогов. Во время "камералки" инспекторы не вправе требовать у компании дополнительные сведения и документы. Но, к сожалению, в последнее время камеральные проверки превратились в аналог выездных. Это связано с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 31, а также статями 88 и 93 НК РФ, которые, как считают инспекторы, дают им возможность проводить камеральные проверки без каких-либо ограничений. Правда, это мнение можно оспорить. Положения статей 23, 54 и 88 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что целью "камералки" является проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не "первичка", которая, в свою очередь, является объектом выездных проверок.
Встречные проверки, как правило, проводятся, когда у инспекторов достаточно оснований полагать, что полученные от поставщика товары не оприходованы, скрыта выручка от их реализации, результаты товарно-денежных операций не отражены на счетах бухгалтерского учета. Контролеры могут запросить подтверждения у контрагентов, продукция которых приобретена или отгружена им по документам, оформленным с нарушениями действующего законодательства: с неполным заполнением форм, с расплывшимися печатями или подписями, с исправлениями, с отсутствием договоров по таким операциям. Особое внимание налоговой инспекции привлекают компании, предъявляющие крупные суммы НДС к зачету.
Поскольку встречная проверка проводится в рамках выездной или камеральной, то процедурная часть примерно такая же: инспекторы вручают компании требование представить документы, касающиеся субъекта проверки, в пятидневный срок. Можно порекомендовать, получив подобное требование, связаться с проверяемым контрагентом, чтобы понять причину проверки и возможные последствия для обеих организаций. Такой же совет можно дать и проверяемой компании: сообщать своим партнерам о возможности направления в их адрес соответствующего требования. Следует также отметить, что конкретный перечень документов, запрашиваемых в рамках встречной проверки, не предусмотрен. Это могут быть все документы в рамках финансово-хозяйственной связи контрагента с проверяемой компанией.
Между тем, согласно законодательству, инспекторы должны предъявить компании требование, содержащее четкий перечень запрашиваемых в рамках проверки документов. Как показывает арбитражная практика, если контролер не указал их точное количество, то привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 126 НК РФ невозможно, так как штраф определяется "за каждый непредставленный документ". Более того, если организация уверена, что часть документов представлять не обязана, то она может не выполнять неправомерное требование инспекторов (ст. 21 НК РФ). Правда, на то, чтобы оспорить запрос контролеров, уйдет достаточно много времени. Кроме того, нет гарантии, что в итоге судебного разбирательства победу будет праздновать компания. В то же время, если предприятие отказалось представить инспекторам запрошенные документы, налоговики могут произвести их выемку (ст. 93 НК РФ). Поэтому в целях безопасности следует хранить информацию на удаленных серверах, устанавливать уровни доступа для различных сотрудников, кодировать сведения.