Журнал "Консультант"
"Правоохранительные органы не должны проводить необоснованные проверки в отношении предпринимателей и обязаны осуществлять их только в рамках существующего законодательного поля", - напомнил президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на коллегии МВД РФ зимой этого года. Таким образом, на государственном уровне было признано, что неправомерные действия сотрудников МВД в отношении бизнеса имеют место. Пока служители закона сами учатся его соблюдать, предприниматели всех мастей и размеров должны подковаться знаниями и держать оборону. Прежде чем определиться с основными принципами и способами самозащиты при проведении милицейских проверок, необходимо разобраться с нормативно-правовой базой, регламентирующей порядок их проведения.
Законодательная мозаика
К сожалению, единого нормативно-правового акта, из которого можно было бы получить исчерпывающую информацию обо всех специфических особенностях проверок организации сотрудниками МВД, не существует. Законодательство, регулирующее порядок проведения проверок, фрагментарно и разрозненно. Логичный и полный алгоритм поведения в ходе проверки необходимо составлять из отдельных норм Конституции, Уголовно-процессуального кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Налогового кодекса, Закона "О милиции", указов президента Российской Федерации, постановлений правительства Российской Федерации, приказов Министерства внутренних дел.
Наиболее полную информацию об основаниях проведения проверки органами МВД, ее обязательных этапах и процедуре правильного документального оформления каждого из них позволяют получить: Закон РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции), в частности пп. 35 п. 25 ст. 11; приказ Министерства внутренних дел РФ от 16.03.04 N 177 "Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах" (далее - Инструкция N 177). Данная инструкция адресована подразделению Департамента экономической безопасности МВД России, занимающемуся расследованием налоговых преступлений (ранее именуемому Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям); приказ Министерства внутренних дел РФ от 02.08.05 N 636 "Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее - Инструкция N 636). Она регулирует порядок проведения проверок и ревизий, связанных с обнаружением иных преступлений в финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой сфере ("Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности", утвержденная Приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636). Ревизия или проверка?
Термином "проверка" обозначается "единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности" (п. 12 Инструкции N 636). Тогда как ревизия представляет собой "комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности" (п. 20 Инструкции N 636). Комплексный характер ревизии подразумевает, что в ее процессе предполагается обнаружить любые экономические преступления. То есть при проведении ревизий будут искать что угодно, в том числе признаки налоговых преступлени
Их обязанность N1 - четко следовать инструкциям.
Итак, пункт 25 статьи 11 Закона "О милиции" устанавливает перечень прав сотрудников милиции, действующих в качестве проверяющих. В инструкциях N 177 и N 636. Содержание двух инструкций практически идентично, документы различаются лишь по уровню своего применения. Инструкция N 636 позволяет сотрудникам милиции проводить проверки при наличии достаточных данных о совершении не только налоговых нарушений, но и нарушений в сфере предпринимательской деятельности в целом.
Ваше право N1 - использовать коллизии законодательства в свою пользу.
Порядок верховенства законодательства довольно часто упускается из виду органами МВД при проведении проверок (ревизий), так как они в большей степени руководствуются только инструкциями МВД. Это является частым поводом для обоснованного обращения компаний в суды за защитой их нарушаемых прав и законных интересов.
Нет постановления - нет проверки
Их обязанность N 2 - предъявить удостоверения и должным образом составленное постановление о назначении проверки (ревизии).
Основанием для начала проверки (ревизии) является постановление, вынесенное уполномоченным должностным лицом (в большинстве случаев - начальником ОВД или его заместителем) по форме, приведенной в приложении N 1 к Инструкции N 636.
Перечень уполномоченных должностных лиц содержится в приложении N 2 к приказу МВД России от 2 августа 2005 г. N 636, и именно им следует руководствоваться компаниям при появлении сотрудников милиции с подобным постановлением на руках. В нем определяется состав сотрудников милиции, которые будут участвовать в проверке (1). Инструкция допускает, что проверки могут проводиться и одним сотрудником милиции, о чем свидетельствует формулировки в формах актов, приведенных в приложениях N 5 и N 6 к Инструкции N 636. На стадии вынесения постановления также решается вопрос о привлечении специалистов и сотрудников правовых подразделений ОВД с целью включения их в состав проверяющих.
Если после вынесения постановления состав сотрудников по определенным причинам претерпит изменение (командировка, болезнь и т. п.), то Инструкцией N 636 предусмотрено вынесение постановления о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки с указанием новых сотрудников милиции по форме, приведенной в приложении N3 к инструкции.
Явившиеся с проверкой сотрудники МВД должны предъявить представителю организации копию постановления и собственные служебные удостоверения.
Ваше право N2 - тщательно изучить предъявленные документы.
Руководитель или представитель организации (ее филиала или представительства) должен ознакомиться с документами проверяющих и постановлением. В утвержденном инструкциями образце постановления (Приложение N 1 к Инструкции N 177, Приложение N 1 к Инструкции N 636), который обязаны использовать сотрудники милиции, предусмотрена специальная графа для подписи руководителя/представителя организации, которая призвана подтвердить факт ознакомления с постановлением. Итак, на какие детали следует обратить особенное внимание, получив возможность ознакомиться с постановлением?
Точные данные о проверяемой организации. Важно безошибочное указание в постановлении полного наименования проверяемой организации (филиала или представительства). Должность лица, назначающего проверку. Постановление вправе вынести лишь начальник органа внутренних дел (органа милиции) или его заместитель (ч. 1 п. 25 ст. 11 Закона "О милиции"; п. 9 Инструкции N 177; п. 10 Инструкции N 636). Кроме того, в приложениях к каждой из инструкций приведен конкретный перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решение о проведении проверки. Основания проведения проверки. В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона "О милиции" основанием для проведения проверки являются данные, указывающие на признаки преступления и позволяющие предполагать возможность его совершения. Форма постановления предусматривает графу, в которую вносится конкретная информация, послужившая поводом для вынесения постановления. Состав проверяющих. В постановлении должны быть перечислены ФИО, занимаемые должности, специальные звания уполномоченных на проведение проверки сотрудников милиции. Рекомендуем внимательно сверить эти данные с теми, что указаны в удостоверениях проверяющих. Число проверяющих также не должно превышать количество лиц, названных в постановлении. В случае изменения состава сотрудников милиции, проводящих проверку, вы вправе потребовать предъявления постановления о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки. Дата вынесения постановления. Максимальная продолжительность периода проведения проверки составляет не более 30 дней (п. 5 Инструкции N 177; п. 2 Инструкции N 636). При этом началом такого периода является день вынесения постановления. Зафиксировав дату вынесения постановления, вы можете самостоятельно контролировать допустимую продолжительность проверки.
Регламент действия
Их обязанность N3 - действовать строго по закону.
Ваше право N3 - тщательно следить за соблюдением своих законных прав и фиксировать нарушения.
В постановлении должны быть прямо перечислены конкретные действия проверяющих, на которые они уполномочены в целях конкретной проверки (ревизии).
Закрытый перечень действий проверяющих определяется п. 25 ст. 11 Закона "О милиции". Рассмотрим его подробнее.
1. Осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества. Осмотр производится в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица (представителя органа исполнительной власти или органов местного самоуправления). Им вручается копия постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных действий. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае речь идет о праве сотрудников милиции только на проведение осмотра помещений. И здесь следует провести четкую грань между двумя различными видами действий проверяющих - "осмотром" и "обыском". Осмотр, в отличие от обыска, не предполагает права сотрудников милиции вскрывать помещения в том случае, если владелец отказывается открыть их добровольно. Основанием же для проведения обыска является возбуждение уголовного дела. Кроме того, проведение обыска возможно только при наличии постановления следователя, а в ряде случаев - судебного решения.
2. Досмотр транспортных средств. В данном случае допустимо воспользоваться определением этого понятия, содержащегося в ст. 27.9 КоАП РФ: "досмотр транспортного средства представляет собой обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности". Такой досмотр осуществляется в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, и лишь в случаях, не терпящих отлагательства, в отсутствие указанного лица. По итогам досмотра составляется протокол.
3. Изучение документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Указанные документы могут изучаться проверяющими как на территории организации, так и вне ее. В последнем случае при получении постановления с указанием на необходимость представить документы следует в пятидневный срок с момента вручения постановления подготовить и передать заверенные надлежащим образом копии документов.
4. Изъятие отдельных образцов сырья, продукции и товаров, необходимых для проведения исследований или экспертиз. В п. 25 ст. 11 Закона "О милиции" подчеркивается: сотрудники милиции наделены правом на изъятие "отдельных образцов". Это значит, что изъятие проверяющими целой партии продукции/товара будет неправомерным. По итогам проведенного изъятия обязательно составление протокола.
5. Изъятие документов либо их копий. Изъятие документов (копий) также обязательно сопровождается составлением протокола и описи изымаемых документов. В случае если изымаются подлинные документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом органа милиции, проводящим проверку, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае если копии невозможно изготовить или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе.
6. Изъятие системных блоков. Пункт 25 ст. 11 Закона "О милиции" позволяет проверяющим изымать лишь образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз. Однако, как уже отмечалось, при проведении проверки сотрудники милиции не ограничены только нормами Закона "О милиции". Нормы, дающие им право прибегнуть к изъятию/выемке предметов, закреплены в ст. 27.10. КоАП РФ, а также в ст. 183 УПК РФ. Однако в первом случае реализация этого права возможна в рамках уже возбужденного административного производства, во втором случае - в рамках уголовного. Таким образом, на первый взгляд выемка предметов не может быть осуществлена в ходе проверки, направленной лишь на оценку достоверности имеющихся данных, указывающих на признаки правонарушения.
Однако не следует забывать о существовании Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Статья 15 указанного закона допускает изъятие предметов "при решении задач оперативно-розыскной деятельности".
Еще одну возможность произвести изъятие системных блоков, не нарушая закон, дает сотрудникам милиции Налоговый кодекс РФ. Если речь идет об участии сотрудников милиции в выездной налоговой проверке, допускается осуществление выемки предметов на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Оборона переписью
При изъятии системных блоков граница между правомерными действиями и нарушением закона сотрудниками милиции чрезвычайно неустойчива. И в случае, если проверка проводится сотрудниками милиции самостоятельно и результатом ее не становится возбуждение уголовного дела, ваши шансы на признание действий милиционеров незаконными и возмещение ущерба чрезвычайно велики. Поэтому при изъятии системных блоков рекомендуем требовать обязательного составления протокола изъятия и, более того, составления постраничной описи всех файлов, находящихся в памяти компьютера на момент изъятия.
Завершение проверки - начало следствия?
Их обязанность N4 - составить акт.
По завершению процедуры проверки должен быть составлен акт (2) в 3 экземплярах, даже если правонарушения не были выявлены (что бывает крайне редко).
Формы акта проверки и акта ревизии приведены, соответственно, в приложениях N5 и N6 к Инструкции.
Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются на хранении в подразделениях органов внутренних дел.
Третий экземпляр акта вручается представителю организации под расписку (с отметкой в первом экземпляре акта). В случае отказа от получения акта, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом и другими обстоятельствами) в акте делается соответствующая отметка, удостоверенная подписями проверяющих. Экземпляр акта направляется в организацию или физическому лицу для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.
Ваше право N4 - указать в нем свои замечания.
Отказываться от получения акта, с содержанием которого вы не согласны, не следует. Гораздо более правильный шаг с точки зрения тактики защиты - написать подробные и полные замечания к акту, в которых важно указать на все допущенные при проведении проверки нарушения. Зафиксированные в замечаниях факты послужат весомым доказательством при дальнейшем обращении с жалобой в органы прокуратуры, в вышестоящий орган либо при обращении за защитой своих прав в суд.
Их обязанность N5 - определиться с дальнейшими действиями.
Решение вопроса о дальнейших действиях сотрудников милиции по результатам проверки (ревизии) перечислены в п. 27 Инструкции N636. К ним относятся: составление рапорта проверяющими об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ; направление материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ; возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях; передача материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях; завершение проверки в связи с отсутствием нарушений законодательства Российской Федерации. Спор инструкций
Рассмотренный перечень действий сотрудников милиции по итогам проверки или ревизии несколько отличается от предусмотренного в Инструкции N177. Так, в ней не упомянута возможность составления рапорта об обнаружении признаков преступления, но в то же время в ней упоминается о возможности передачи материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения. По всей видимости, оговаривать такое отдельное полномочие не требуется, поскольку оно реализуется через право сотрудников милиции (УБЭП) передавать материалы проверки или ревизии по подведомственности, в том числе и в налоговые органы.
О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация, в отношении которых проводилось указанное мероприятие.
Ваше право N5 - отстаивать свои интересы.
От результатов исследования и оценки доказательств органами МВД зависит исход всего дела. Например, неправильное исследование и оценка доказательств по делу не подразумевает собой обязательного нарушения порядка проведения проверки, составления протокола и т. д.
Пример
По результатам проверки деятельности ООО "Фармиценна" были зафиксированы грубые нарушения требований Положения о лицензировании фармацевтической деятельности в части обеспечения условий хранения медицинских препаратов и содержания помещения аптечного пункта.
В качестве доказательства данного нарушения в материалах дела представлен протокол осмотра, составленный сотрудниками УВД по результатам проверки, проведенной в аптечном пункте ООО "Фармиценна". В данном протоколе зафиксировано наличие грязи и пыли в местах хранения лекарственных средств. Однако суд посчитал, что этот факт не подтверждается указанным протоколом и иными материалами дела не доказан. Из материалов административного дела усматривается, что данное обстоятельство зафиксировано в одностороннем порядке сотрудниками УВД, проводившими проверку, в то же время в материалах дела отсутствует точное указание, где, в каких количествах обнаружено наличие пыли и грязи, как установлен факт их наличия, в каких именно в местах хранения лекарственных средств это обнаружено. Отбор проб с поверхностей и (или) мест хранения лекарственных средств не проводился, экспертная оценка, какие-либо документы, надлежащим образом фиксирующие данное правонарушение, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд посчитал невозможным сделать вывод о нарушении, следовательно не нашел основания для привлечения ООО "Фармиценна" к ответственности.
Подводя итоги, сформулируем перечень прав и обязанностей, знание которых поможет руководителю, финансовому директору, юристу и другим сотрудникам проверяемой организации правильно вести себя при проведении проверки.
Представители проверяемого субъекта имеют право:
проверять личность сотрудников милиции, участвующих в проверке; знакомиться и получать копии всех документов, обосновывающих действия проверяющих; присутствовать при совершении всех действий сотрудников милиции, если эти действия происходят в его помещениях; не выполнять незаконные требования сотрудников милиции; фиксировать в акте все нарушения, допущенные при проведении проверки; обжаловать совершаемые сотрудниками милиции действия; пользоваться правовой помощью адвокатов. |
|
Голосов: 11 Средний бал: 4.27
|