С 6 июля текущего года вступил в действие новый порядок осуществления Росфинмониторингом контроля за исполнением закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Соответствующий приказ Росфинмониторинга от 23.05.08 N 131 был зарегистрирован в Минюсте России 6 июня 2008 года, регистрационный N 11811. Документ касается организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, но в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Речь идет о лизинговых компаниях; ломбардах; организациях, содержащих тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующих и проводящих лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риэлторские организации); организации, не являющиеся кредитными организациями, но осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов. Правовое регулирование и исполнители Современное законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, развивается в нашей стране с 2002 года, со дня вступления в силу соответствующего Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ). Тогда же в современном виде был сформирован и специальный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль за исполнением указанного закона - нынешняя Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг). Закон N 115-ФЗ направлен на защиту общества и государства от преступности и терроризма путем разработки и реализации мер по борьбе с отмыванием преступных доходов. В частности, он предусматривает обязательный контроль в отношении тех операций с денежными средствами и иным имуществом, сумма которых превышает 600 000 рублей. Кроме того, интерес для Росфинмониторинга представляют операции, которые по своему характеру относятся к одному из видов, указанных в статье 6 Закона N 115-ФЗ (например, открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации и др.). Меры противодействия Основные меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, установлены статьей 4 Закона N 115-ФЗ. Среди них такие, как:
обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами. Установленные законодательством меры реализуются: путем постановки организаций на учет в службе финансового мониторинга (соответствующее Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28); при разработке и согласовании в службе Росфинмониторинга обязательных правил внутреннего контроля; посредством предоставления в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) информации и документов, необходимых для выполнения его функций. А так же, при выполнении других обязанностей, возложенных на организации законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.Агенты Росфинмониторинга Перечисленные в Законе N 115-ФЗ компании и фирмы выступают в качестве агентов Росфинмониторинга. То есть они также обязаны проводить мероприятия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В ряде сфер деятельности, представляющих интерес специалистов Росфинмониторинга, существуют свои контролирующие органы. Именно поэтому компании, занимающиеся банковской, страховой деятельностью или работающие на организованном рынке ценных бумаг, не всегда напрямую общаются с Росфинмониторингом. Становиться на учет банкам, страховым и инвестиционным компаниям в ФСФМ не требуется, они уже учтены в Центральном Банке Российской Федерации, Росстрахнадзоре и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг соответственно. Эти органы их проверяют и сами отчитываются перед Федеральной службой по финансовому мониторингу. Но существуют такие виды предпринимательской деятельности, в сфере которых специальные надзорные органы отсутствуют. В отношении именно таких организаций Росфинмониторинг осуществляет контроль самостоятельно. Процедура проверки регламентируется специальным Положением о порядке осуществления Росфинмониторингом контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере которых отсутствуют надзорные органы, Закона N 115-ФЗ (далее - Положение). Новое Положение о проверках: что изменилось До 5 июля 2008 года включительно действовало Положение, утвержденное Приказом Минфина России от 26.12.2006 N 183н. Согласно этому документу, под непосредственным контролем ФСФМ находились:
лизинговые компании; ломбарды; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы; организации, оказывающие посреднические услуги в сфере купли-продажи недвижимости. С 6 июля 2008 года круг таких организаций несколько расширился (в связи с изменениями, внесенными в ст. 5 Закона N 115-ФЗ) - теперь в него входят:организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности (изменение внесено Федеральным законом от 27.07.2006 N 147-ФЗ); коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (изменение внесено Федеральным законом от 28.11.2007 N 275-ФЗ). Приказ Росфинмониторинга от 23.05.2008 N 131 утвердил новое Положение, учитывающее перечисленные изменения в Закон N 115-ФЗ, и заменил собой аналогичный документ, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 26.12.2006 N 183н. "Переиздание" связано с переподчинением ФСФМ напрямую Правительству РФ и выводом из ведения Минфина России (постановление Правительства РФ от 27.10.2007 N 708). Положение изменено следующим образом (см. таблицу): новая редакция Положения распространяет свое действие на больший круг организаций - в него включены организации, добавленные в Закон N 115-ФЗ в 2006 и 2007 годах (см. выше); в новой редакции Положения исключено ограничение частоты проверок одной организации - "не более чем один раз в полгода". Отметим, что приложения к документу - Запрос на предоставление сведений и документов и форма Акта проверки остались без изменений. Таблица
Как было (Положение, утвержденное приказом Минфина России от 26.12.2007 N 183н) | Как стало (Положение, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 23.05.2008 N 131) | Положение распространяется на следующие организации, указанные в статье 5 Федерального закона: лизинговые компании; ломбарды; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. | Положение распространяется на следующие организации и их филиалы, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - организации): лизинговые компании; ломбарды; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов. | Выездная проверка в отношении однойорганизации может быть проведена не более чем один раз в полгода. | Данное положение изъято. Нумерация пунктов изменена. |
|
|