Saldo.ru

Журнал "Расчет"

22 ноября 2024, Пятница
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Журнал "Расчет"

Версия для печати 
Шрифт:
М. Яковлева
Материал предоставлен журналом "Расчет"

По внутренней цене

Многие работодатели, предоставляют своим сотрудникам возможность приобрести продукцию по внутренней иене. Однако такой "бонус" может создать налоговые проблемы как для компании, так и для работника. Марина Яковлева разобралась в проблеме и узнала, как минимизировать риски и нужно ли в этом случае платить НДФЛ.

Если компания продает своим сотрудникам товары по льготным ценам, то налоговые органы могут осуществлять контроль над ценой сделки, если она отклоняется более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения. Ревизия возможна и тогда, когда работник и работодатель будут признаны взаимозависимыми лицами.
Налоговая база по налогу на доходы физических лиц состоит из всех полученных доходов независимо от того, в какой форме получен доход - денежной или натуральной. Продукция, проданная со значительной скидкой, может быть квалифицирована проверяющими как натуральный доход работника, за которого организация оплатила часть рыночной стоимости продукции, поскольку к доходам, полученным в натуральной форме, относятся товары, приобретенные налогоплательщиком на безвозмездной основе или с частичной оплатой.

Другое мнение

Тем не менее некоторые суды считают иначе и не признают приобретение работником товара со скидкой доходом, полученным им в натуральной форме, так как организация не производила полную или частичную оплату за товар, не передавала его на безвозмездной основе, а также не осуществляла оплату труда в натуральной форме.
Кроме того, суды считают, что приобретая товар, работник несет определенные расходы. Значит, доход в натуральной форме у него отсутствует и нет причин начислять и перечислять в бюджет НДФЛ с разницы между ценой реализации и рыночной ценой товара. Но если суд признает работника и работодателя взаимозависимыми лицами, то разница между ценой реализации и рыночной ценой будет являться для работника материальной выгодой, с которой необходимо исчислить НДФЛ. Налицо спорный момент, и надо быть готовым отстаивать в суде свою точку зрения. Если одолевают сомнения, что удастся доказать отсутствие взаимозависимости между организацией и работником, то рекомендуем включить материальную выгоду в облагаемый доход вашего сотрудника.

Возможные риски

При отклонении цены товара от рыночной не более чем на 20 процентов важно установить отсутствие взаимозависимости между участниками сделки, поскольку материальная выгода облагается налогом только тогда, когда сделка заключается между взаимозависимыми лицами. В случае отсутствия такой связи подлежащего налогообложению дохода в виде материальной выгоды не возникает. Трудность заключается в определении взаимозависимости, поскольку установить ее может лишь суд (и то в случае если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров). К сожалению, во многих случаях судьи признают руководителя организации и ее работников взаимозависимыми лицами. Особенно внимательными нужно быть индивидуальным предпринимателям, поскольку работник подчиняется работодателю, а значит, оба они считаются взаимозависимыми лицами. Обратите внимание: пока обратное не будет доказано в суде, работник и работодатель не могут считаться взаимозависимыми.
Если скидка на товар превышает 20 процентов от рыночных цен, то необходимо отстаивать уже два аргумента: рыночную цену и взаимозависимость. Остановимся на рыночной цене, поскольку с взаимозависимостью разобрались выше.

Игра с ценами

Рыночной ценой товара признается цена, которая образовалась при взаимодействии спроса и предложения. При этом товары должны быть идентичными или однородными. При определении рыночной цены необходимо ориентироваться на цены идентичных (однородных) товаров, применяемых непродолжительное время. Но какой период считать непродолжительным? Разные суды указывают различный период, который подпадает под определение "непродолжительный". А в Минфине считают, что для каждой сферы деятельности характерен свой конкретный период. Опять спорный момент. Однако сложнее всего рассчитать ту цену, с которой необходимо сравнивать цену продажи, поскольку понятия "уровень цен, применяемых налогоплательщиком", Налоговый кодекс не содержит, как не содержит он и информацию, какие источники считаются официальными при определении и признании рыночной цены.
Если продаются уцененные товары, то нужны основания для уценки, такие как снижение спроса, моральное устаревание, потеря качества или иных потребительских свойств, истечение или приближение даты истечения сроков годности или реализации товара и т.п. Уценку нужно правильно оформить. К этому мы еще вернемся в нашей статье. Но нужен ли работнику такой товар? И тут все зависит от того, что именно собирается он приобрести. Кроме того, работник и работодатель также должны быть невзаимозависимыми лицами.
Если товары продаются в счет заработной платы, то необходимо руководствоваться, в том числе, нормами трудового законодательства. Чтобы выплачивать зарплату в натуральном виде, необходимо, во-первых, чтобы это условие было зафиксировано в трудовом или коллективном договоре; во-вторых, сотрудник должен написать заявление; в-третьих, доля заработной платы, выплачиваемая в неденежной форме, не должна превышать 20 процентов от начисленной за месяц зарплаты. Но здесь возникает трудность: налоговая база при получении доходов в натуральной форме в виде товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная из рыночных цен. И тут мы снова упираемся в принципы определения цены товара. Как можно заметить, идеального варианта практически нет, но можно попытаться хотя бы минимально снизить риски.

Примечание. Критерии зависимости
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 НК РФ взаимозависимыми считаются физические лица или организации, отношения между которыми влияют на их экономическую деятельность. Такая ситуация возможна в следующих случаях:
- если одна организация прямо или косвенно (например, через дочернее предприятие) владеет более чем 20 процентами уставного капитала другой организации;
- когда одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению (например, директор предприятия и один из работников, начальник отдела и его подчиненный);
- если физические лица являются супругами или родственниками, усыновителем и усыновленным, попечителем и опекаемым.

Пути решения

Полностью исключить налоговые риски не удастся, но снизить вероятность претензий со стороны налоговых органов можно несколькими способами. Во-первых, необходимо следить, чтобы цена товара не отклонялась от реализации идентичных (однородных) товаров более чем на 20 процентов. Во-вторых, обосновать скидку утратой товарами качества или иных потребительских свойств, истечение или приближение даты истечения сроков годности или реализации товара и т.д. В-третьих, уценить товар. Вариант почти как второй, но в части оформления необходимо издать распоряжение или приказ руководителя об уценке. Не забудьте оформить соответствующий акт. Подробно об этом указано в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Которые утверждены письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5. Форму акта об уценке товарно-материальных ценностей организация может утвердить самостоятельно. За основу можно взять форму N МХ-15, утвержденную постановлением Госкомстата от 9 августа 1999 года N 65.
Если проверяющие сочтут ваши доводы и доказательства неубедительными, то придется обращаться в суд. Несомненно, чтобы минимизировать налоговые риски, надо либо избегать ситуаций, когда организация продает товары своим сотрудникам по льготным ценам, либо платить установленные налоги. Самый безопасный вариант - реализация товара через свои торговые точки - магазины. Как правило, они находятся в непосредственной близости или на территории этой же организации. Магазину необходимо иметь ценовую или маркетинговую политику. Она обязательно должна быть утверждена приказом или распоряжением руководителя торговой точки. Кроме того, можно устроить рекламную акцию, чтобы продать по льготным ценам товары сотрудникам за наличный расчет. Все это будет являться доказательством того, что цена товара не занижена вследствие иных причин.
Для чего это требуется организации? Магазин - самостоятельное юридическое лицо, поэтому ни о какой взаимозависимости и речи быть не может.


Голосов: 3 Средний бал: 5.00
Оцените статью: