Ситуация. Мы-некоммерческая организация, находимся на УСН. С 2013 года все организации обязаны будут вести бухгалтерский учет в полном объеме.
Вопрос. Означает ли это, что мы должны будем сдавать бухгалтерский баланс, форму N 2 и другие формы аналогичных отчетов? Обязаны ли будем платить налог на прибыль? И не лучше ли в таком случае перейти на ОСН?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ).
Таким образом, некоммерческая организация, применяющая УСН, освобождается от обязанности уплачивать налог на прибыль за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов и доходов по операциям с ценными бумагами. Сведениями, вносящими изменения в данную норму законодательства, в настоящее время мы не располагаем.
Что касается обязанности организаций, применяющих УСН с 1 января 2013 года вести бухгалтерский учет, сообщаем следующее.
С 1 января 2013 г. вступит в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому бухгалтерский учет обязаны вести все организации (в частности, некоммерческие организации, применяющие УСН), если иное не установлено данным законом.
Заметим, что Закон N 402-ФЗ предусматривает возможность разработки упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства и отдельных категорий некоммерческих организаций (п. 3 ст. 20 Закона N 402-ФЗ). Однако в настоящий момент такого порядка для некоммерческих организаций не разработано.
Также отметим, что в настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается проект Федерального закона N 174312-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете", который предлагает в новый закон о бухучете внести дополнение, освобождающее организации, применяющие УСН, от обязанности ведения бухгалтерского учета.
Если указанный проект принят не будет, то организация с 1 января 2013 года обязана будет вести бухгалтерский учет в полном объеме, и соответственно, составлять бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним, а именно отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании полученных средств, формы которых утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. При этом обязанность ведения бухгалтерского учета не отменяет освобождение от уплаты налога на прибыль.
Солонцова Ольга ООО "МАК "СтолыпинЪ" Тел. (499) 374-60-90
*****
Ситуация. Организация в качестве исполнителя заключила договор на выполнение НИОКР с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее . Фонд); финансирование договора осуществляется за счет бюджетных ассигнований в виде субсидий, предоставляемых Фонду из средств Федерального бюджета на основании Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 части второй НК РФ средства, полученные от Фонда на выполнение НИОКР, не должны включаться в налогооблагаемую базу Организации для исчисления и уплаты налога на прибыль как средства целевого финансирования в случае ведения Организацией раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках этого договора и от других источников. Начало договора - 02.07.2012, окончание - 30.09.2013. Аванс в размере 999.900 рублей поступил 29.08.2012, расходы по договору, предусмотренные сметой, утвержденной Фондом, на 30.09.2012г. Составили 705.000 рублей.
Вопрос. Как заполнить Лист 7 Декларации по налогу на прибыль?
Ответ. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, поименованы в ст. 251 Кодекса.
Пункт 1 указанной статьи Кодекса содержит закрытый перечень доходов.
Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Кодекса указано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
В частности, к средствам целевого финансирования относится в виде средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.
Если средства, полученные организацией соответствуют данной норме, то возникает необходимость Листа 07 по итогам налогового периода.
Согласно п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07 декларации) (далее . Лист 07) составляют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пп. 1 и 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что первоначально на Лист 07 надо перенести данные предыдущего налогового периода по полученным, но не использованным средствам, по которым:
- срок использования не истек;
- срок использования не предусмотрен.
При этом:
- в графе 2 следует отражать дату поступления средств, которые имеют срок использования;
- графе 3 - размер средств, срок использования которых в предыдущем налоговом периоде не истек, а также неиспользованных средств, не имеющих срока использования (эти данные были отражены в графе 6 Листа 07 за предыдущий налоговый период).
После этого Лист 07 следует заполнить в отношении целевых средств, полученных в налоговом периоде, за который составляется Отчет.
В графах 5 и 6 приводятся соответствующие данные о средствах, которые имеют срок использования.
В строке "Итого по отчету" в графах 3, 6, 4 и 7 надо указать суммарные значения показателей соответствующих граф, которые отражены по предыдущим строкам.
Графа 1 "Код вида поступлений".
В Приложении 3 указан Перечень имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования.
Считаем, что в данной ситуации в большей мере подходит код 060 "средства, полученные из фондов поддержки научной, научно - технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.
Учитывая, что графа 2 называется "Дата поступления", в ней надо указать дату . 29.08.2012, поскольку именно тогда поступили денежные средства.
Графа 3 называется "Стоимость имущества, работ, услуг или сумма денежных средств".
Поступило финансирование - 999.900 рублей. Тут надо учитывать, что если эта сумма является именно целевым финансированием, в пределах сметы, то ее и нужно указать в графе 3.
Графа 4 - "Сумма средств, использованных по назначению в течение установленного срока".
Если из поступившей суммы на отчетную дату будет потрачено 705.000 руб., то эту сумму и надо будет указать в графе 4.
Графа 5 "Срок использования, до какой даты".
Срок использования должен быть указан в контракте или соответствующем документе, регламентирующем целевое финансирование. Если указано 30.09.2013, то эту дату и следует указать.
Если этот срок не указан, то в графе 5 надо поставить прочерки.
Графа 6 ("Сумма средств, срок использования которых не истек") Для организации это 294.900 (999.900 . 705.000).
Графа 7 "Сумма средств, использованных не по назначению или срок которых истек". Если у предприятия нет таких сумм, то в этой графе ставится прочерки.
Как правило, показатель графы 7 рассчитывается следующим образом:
гр. 7 = гр. 3 - гр. 4 - гр. 6.
В отношении отражения в отчетности средств, поступающих от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в рамках государственного контракта на выполнение НИОКР, приведем также позицию Минфина РФ и УФНС.
Так, в Письме УФНС РФ по г. Москве от 03.08.2011 N 16-15/076343@ налоговое ведомство пришло к выводу, что если организация, получившая из Фонда средства на реализацию государственного контракта, использовала указанные средства на конкретные расходы, определенные Фондом, и при этом результаты выполненных НИОКР остаются у организации-исполнителя, то данные средства в целях налогообложения прибыли будут отнесены к средствам целевого финансирования при соблюдении условий, установленных пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ. В случае нецелевого использования указанных средств они облагаются налогом на прибыль организаций с даты их получения.
В случае если средства из Фонда получены организацией в оплату стоимости выполненных работ, результаты которых передаются заказчику, то согласно ст. 249 НК РФ подобные средства следует рассматривать в качестве выручки от реализации работ.
В данном письме УФНС сослалось на Письма Минфина России от 08.11.2006 N 03-03-04/4/176 и от 02.04.2010 N 03-03-06/1/223.
Иванова О.А. Начальник отдела аудита ООО "АФ "Аудит Холдинг"
*****
Ситуация. До 2012 года организации помимо кассовой книги составляли отчеты кассира, куда подшивались все ПКО, РКО, платежные ведомости и прочие приложения. Теперь же, по новому Положению ЦБ, обязанность вести отчет кассира не установлена, и к кассовой книге ничего прикладывать не надо.
Вопрос. Подскажите, пожалуйста, каким образом теперь надо хранить указанные кассовые документы (ПКО, РКО и др.) и куда подшивать?
Ответ. Согласно п. 1.9 нового Положения от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций" юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить наличие кассовых документов, других документов, оформленных при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в РФ.
При этом порядок хранения кассовых документов новым Положением N 373-П не регламентирован!
Поэтому указанный порядок хранения (в т.ч. архивирования) кассовых документов устанавливается организацией самостоятельно.
Генеральный директор Заварцев В.Н. Аудиторская фирма "ОПТИМ АУДИТ"
*****
Вопрос. Как провести закупку угля по Закону 223-ФЗ, если поставщик не может сообщить цену угля?
Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - N 223-ФЗ) заказчик должен руководствоваться принципами целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, а также отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Эти принципы реализуются в ходе конкурсных процедур по закупке товаров, работ, услуг. Стоимость относится к существенным условиям контракта на поставку угля. Если поставщик не может сообщить стоимость угля, заказчику сложно оценить экономический эффект такой закупки. Производя закупку у такого поставщика, заказчик нарушает принципы, регламентированные частью 1 статьи 3 N 223-ФЗ, т.к. необоснованно ограничивает допуск к участию в закупке других поставщиков.
В случае, если по объективным причинам невозможно произвести закупку угля путем проведения конкурсной процедуры или у других поставщиков, следует руководствоваться утвержденным заказчиком в соответствии со статьей 4 N 223-ФЗ Положением о закупке в части осуществления прямой закупки (у единственного поставщика).
ООО "КрасБизнесКонсалтинг"
*****
Вопрос. Если документы с контрагентом были подписаны ЭЦП, то в каком виде предоставляются эти документы в ИФНС по требованию при проверках (на документы проставляется дополнительные отметки "подписано ЭЦП" и пр.)?
Ответ. Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В соответствии со ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлен Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.
Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
ЗАО "Аудит БТ"
*****
Ситуация. Организация в октябре 2009 г. отгрузила контрагенту кирпич на сумму 176 тыс. руб., в том числе НДС 18%, в октябре были составлены и подписаны договор поставки, накладные и счета-фактуры, все причитающиеся налоги по реализации (НДС и др.) были оплачены по сроку. Организация работает на общепринятой системе налогообложения по отгрузке. Контрагент с организацией не рассчитался.. В начале 2010г. организация запросила выписку из ЕГРЮЛ и выяснилось, что контрагент . юридическое лицо ликвидировано в июле 2009г., о чем организация не знала при заключении сделки.
Вопрос. Как правильно списать образовавшийся убыток?
Ответ. В рассматриваемой ситуации следует обратить внимание на две основные проблемы. Первая и главная . можно ли вообще признать данную задолженность в качестве убытка при исчислении налога на прибыль, и если признать . то в каком периоде. Оба вопроса принципиальные и спорные.
По нашему мнению, признание убытка по данной ситуации, с учетом его при исчислении налога на прибыль . может быть признано не правомерным, так как контрагент был ликвидирован уже на момент заключения договора и отгрузки товара. С нашей точки зрения признание убытка по такой реализации может быть классифицировано как необоснованная налоговая выгода.
Довольно часто инспекции предъявляют претензии к предприятиям, ссылаясь на получение необоснованной налоговой выгоды в ситуациях, когда контрагент (поставщик) налогоплательщика к моменту сделки прекратил свое существование.
Одним из основных аргументов при этом выступает отсутствие осмотрительности, которую должна была проявить организация. Ведь она всегда имеет возможность получить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Договор купли-продажи не мог быть заключен и исполнен контрагентом налогоплательщика, поскольку из полученной в ходе выездной налоговой проверки выписки из ЕГРЮЛ следует, что к этому моменту контрагент прекратил свою деятельность. Учитывая выше изложенное договор купли-продажи, а также другие документы, свидетельствующие о его исполнении как подписанные от имени контрагента после окончания его реорганизации, содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальности операций с этим юридическим лицом. Поэтому в силу несоблюдения требований п. 1 ст. 252 НК РФ они влекут невозможность учета спорных расходов для целей налогообложения.
Следует отметить, что даже в такой непростой ситуации для налогоплательщика есть положительные решения разных судебных инстанций. Например, сторону налогоплательщика приняли и выразили свое мнение суды в следующих актах: ВАС РФ в Постановлении от 09.03.2010 N 15574/09 по делу N А79-6542/2008; Постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А40-81984/11-20-347; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2010 по делу N А33-21948/2009; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2011 по делу N А27-16610/2010; Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2012 по делу N А55-10953/2011; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2012 по делу N А56-2040/2011.
Однако, как уже отмечено, признание убытка по данной сделке, скорее всего, будет признано необоснованным и свою позицию придется отстаивать в суде.
Если все же рискнуть и признать расходом списание дебиторской задолженности, то так же следует обратить внимание на следующее.
Порядок списания дебиторской задолженности установлен п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение). Данный порядок предусматривает, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие нереальные для взыскания долги списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.
Таким образом, суммы безнадежных долгов для учета их в расходах по налогу на прибыль должны быть подтверждены документами, оформленными согласно положениям Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", и результатами обязательной ежегодной инвентаризации. Задолженность должна быть признана безнадежной в силу ликвидации контрагента. Руководитель организации должен издать приказ, по которому дебиторская задолженность будет признана нереальной к взысканию и подлежащей учету в качестве убытка прошлых лет. В таком случае налогоплательщиком будут соблюдены установленные п. 2 ст. 266 НК РФ и п. 77 Положения порядок и условия списания дебиторской задолженности.
При этом отнесение убытка к более позднему налоговому периоду по сравнению с тем, в котором в государственный реестр внесена запись о ликвидации контрагента-должника, не исключает возможности признания задолженности безнадежной в том налоговом периоде, когда налогоплательщик убедился, что долг взыскать нереально. (Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09 по делу N А40-32554/08-129-101).
Но и в данном случае налогоплательщику, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде.
ООО "ПроАудит