Saldo.ru

Журнал "Современный предприниматель"

24 ноября 2024, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Публикации / Журнал "Современный предприниматель"

Журнал "Современный предприниматель"



Деловое издание для индивидуальных предпринимателей. Журнал рассматривает как правовые и налоговые, так и бизнес-вопросы. Полезен также бухгалтерам и аудиторам, сотрудничающим с предпринимателями.


Версия для печати 
Шрифт:
Галина Дивеева
Материал предоставлен журналом "Современный предприниматель"

Уголок потребителя

Какие документы должны располагаться на стенде потребителя?
Каковы штрафы за нарушение оформления уголка потребителя?
От чего зависит наполняемость информационного стенда?

В данной статье мы рассмотрим вопросы, связанные с уголком потребителей. Порой даже четко установленные нормы законодательства вызывают ряд сомнений и вопросов со стороны организаций и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги населению, в чьи обязанности, собственно, и входит оформление уголка потребителя.
Наличие уголка потребителя - это обязанность организации или индивидуального предпринимателя при оказании услуг населению. Не обязательно должна соблюдаться формулировка "уголок потребителя", можно назвать как угодно: "Информационный стенд" или просто "Информация для потребителя". Важно, чтобы необходимая информация была размещена. Данная обязанность вменена статьей 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон).
Данная статья требует довести до потребителя информацию о государственной регистрации продавца и названии регистрирующего органа, а также сведения о лицензиях и аккредитации, в случае если осуществляемые виды деятельности подлежат лицензированию и (или) аккредитации.
Требование по размещению названной информации дублируются в пункте 10 правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Правила). Помимо этого сами Правила также должны быть размещены в уголке потребителя (п. 9 Правил).
Непредоставление данной информации является нарушением установленных правил продажи отдельных видов товаров и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.15 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф за нарушение Правил для предпринимателей составит от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для организаций - от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июня 2009 г. N Ф03-2673/2009).
Можно попытаться оспорить санкции, сославшись на малозначительность нарушения. Конечно, при условии, если иных нарушений, кроме как отсутствие какой-либо информации на стенде потребителя не выявлено. А стенд с информацией своевременно дополнен необходимыми сведениями.
Пример
В ходе проверки магазина установлено, что до сведения покупателей не доведена информация о сроке действия лицензии, об органе, выдавшем данную лицензию, кроме того Правила отсутствовали на информационном стенде. Суд пришел к выводу о наличии в действиях продавца состава вменяемого правонарушения. Вместе с тем, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения, суд применил статью 2.9 КоАП РФ, которая предусматривает возможность освобождения от ответственности при малозначительности правонарушения.
Суд установил, что продажа алкогольной продукции осуществлялась легально, документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, у продавца имелись. При проверке в магазине недоброкачественного товара не обнаружилось, ценники оформлены верно. Нарушения в виде отсутствия в уголке покупателя правил продажи отдельных видов товаров, а также информации о номере и сроке действия лицензии в наглядной форме устранены в день проведения проверки, других нарушений не выявлено, ранее продавец к административной ответственности не привлекался (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 мая 2009 г. N А65-940/2009).
Статья 10 Закона и пункт10 Правил не содержат прямой формулировки "уголок потребителя" и рассматривают в целом требования, размещаемые не только на стенде потребителя, но и на вывеске. Требования сводятся к тому, что необходимая потребителю информация должна быть размещена в доступном для ознакомления месте.
Что считать удобным местом для ознакомления? С точки зрения судебной практики данное место должно отвечать двум критериям: "удобство и доступность" расположения уголка потребителя с точки зрения потребителя. Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2010 г. N А56-37254/2009, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2011 г. N А81-2251/2010). Конкретных условий, определяющих эти факторы, нет, так что придется самостоятельно оценивать, насколько удобно расположен стенд.
Помимо обязательной информации, которая должна быть размещена в уголке потребителя, есть еще и дополнительная информация, немаловажная при оказании услуг населению в сфере бытового обслуживания или розничной торговли. Наличие ее на информационном стенде законодательством не установлено, что не мешает Роспотребнадзору это наличие проверять.
Попробуем сформировать перечень данной информации:
1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О за щите прав потребителей". Обратите внимание, что распечатанный вариант данного Закона из интернета или других источников не всегда принимается проверяющими, как надлежащая информация. Инспекторы требуют размещение печатного издания Закона, ссылаясь на то, что потребители должны иметь достоверную информацию, что не всегда могут предоставить источники из интернета;
2. Книга отзывов и предложений;
3. Правила пожарной безопасности;
4. План эвакуации в случае пожара;
5. Для коммерсантов, оказывающих бытовые услуги, - правила оказания бытовых услуг;
6. Для коммерсантов, оказывающих бытовые услуги, - прейскурант на предоставляемые услуги;
7. Телефоны экстренных служб и контролирующих органов;
8. Информация о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;
9. Информация о запрете продажи отдельных видов товара несовершеннолетним покупателям (алкогольная продукция, табачные изделия);
10. Санитарно-эпидемиологические правила (для торговли и общепита);
11. Иные правила, регулирующие осуществляемый вид деятельности.

юридическая консультация
Классификация для стенда потребителя
Ольга Мищенко, эксперт журнала
Все документы, которые должны быть расположены на стенде потребителя, можно условно разделить на несколько групп.
Нормативные акты. Закон о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г. N 2300-1, Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Различные специальные правила, регламентирующие отдельные направления деятельности (продажа лекарств, бытовое обслуживание и др.).
Санитарные правила. В сфере общепита, а также при торговле пищевыми продуктами необходимо позаботиться о наличии соответствующих санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01, СП 2.3.6.1066-01 (утверждены постановлениями главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. N 31, от 7 сентября 2001 г. N 23).
Сведения о продавце. Копии свидетельства о регистрации, лицензии (если деятельность лицензируется). Отметим, иногда региональные власти устанавливают свои правила. К примеру, в Москве в торговых точках должно быть санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам с приложениями перечня видов выполняемых работ и (или) оказываемых услуг, ассортиментного перечня реализуемой (изготавливаемой) продукции (указания, утвержденные распоряжением департамента потребрынка Правительства Москвы от 30 мая 2003 г. N 31).
Контрольные измерители. При работе с мерными товарами в уголке потребителя необходимо разместить контрольные весы, контрольный метр.
Книга отзывов. Книгу удобнее расположить на стенде потребителя, но, согласно пункту 8 Правил, книга предоставляется по требованию потребителя, так что выставлять ее на стенд не обязательно.
Иная информация. Адреса и телефоны экстренных служб и контролирующих организаций: управление Госторгинспекции, департамента по защите прав потребителей, телефон районного УВД и др. При торговле табачными изделиями и алкоголем - сообщение о том, что продажа товара лицам до 18 лет недопустима. Правила пожарной безопасности, план эвакуации. Жестких требований относительно иных доку ментов нет (сертификаты качества, ассортиментный перечень, при меняемые формы обслуживания), только если местные власти не обязывают размещать их на стенде. Однако бумаги должны находиться в торговой точке. По требованию клиентов, при проверках они предъявляются.

Наполняемость уголка потребителя может зависеть еще и от осуществляемой деятельности, например, в аптечных учреждениях могут быть размещены нормативные документы по отпуску жизненно необходимых лекарственных средств (постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами...").
А если ваша деятельность связана с оказанием парикмахерских услуг, то вам будут нужны санитарные нормы и правила к оборудованию и помещению.
Если в вашем уголке потребителей данная дополнительная информация размещена не будет, административную ответственность это не повлечет. Но это не значит, что данная информация не должна быть в наличии у организации или индивидуального предпринимателя, учитывая, что региональным законодательством могут быть закреплены правила и требования о наличии в организациях розничной торговли или бытового обслуживания тех или иных нормативных документов. Причем данная информация, также как и уголок потребителя, должна быть размещена в удобном и доступном для ознакомления месте. Данное мнение подтверждается судебной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2009 г. N А32-13376/2009 19/243-74АЖ).

обратная связь
Вопрос - ответ
Олег Евграфов, эксперт журнала
Можно ли документы, которые должны быть в уголке потребителя, разместить
не на стенде, а сложить все в одну папку рядом с прилавком?
Наталья, Пермский край
Внешний вид уголка потребителя, как и его расположение в торговой точке, не регламентированы. Существует лишь одно условие: информация должна быть представлена в наглядной и доступной форме. Важно, чтобы покупатель мог самостоятельно ознакомиться с документами. Не стоит размещать бумаги в закрытой стеклянной витрине, так как будет нарушено требование "доступности". Как правило "уголок" представляет собой стенд с прозрачными карманами для документов, но вполне возможен и вариант с папкой. Главное чтобы она находилась на виду, к ней был свободный доступ. На папке стоит крупно указать: "Информация для потребителя".
Нужно ли на стенде потребителя размещать журнал "Учета контрольных проверок и ревизий"?
Андрей И., предприниматель
Нет. Журнал учета проверок(форма утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141) должен находиться в торговой точке, но вы не обязаны размещать его на стенде. В журнале содержится информация о проведенных проверках: наименование ведомства, проводившего контроль, дата начала и окончания проверки, общее время в часах, подписи должностных лиц, проводивших проверку. Журнал, конечно, можно расположить и на стенде, но покупателю информацию о своих ревизиях вы предоставлять не обязаны. Достаточно, что журнал будет находиться у должностного лица торговой точки.

Будет ли нарушением, если закон о защите прав потребителей на стенде потребителя будет в распечатанном виде?
ИП Колобов, г. Рязань
Особых требований на этот счет не установлено, соответственно, санкций тоже нет. Контролерам больше нравится, когда в уголке потребителя размещается типографские издания документов, да и выглядит оно внушительнее. Но, думаем, если это будет распечатка из официальных правовых баз (при распечатке это автоматически указывается на каждой странице) никаких вопросов и претензий не возникнет. А вот распечатка "из интернета" будет выглядеть сомнительно.


Голосов: 92 Средний бал: 3.73
Оцените статью: