Наша организация применяет упрощенную систему и имеет два адреса . юридический и фактический. Регистрировала ее юридическая фирма, она же предоставила адрес. В том месте, что располагается по адресу, указанному в уставе, мы никогда не были, и с компанией, которая по нему находится, не общались. Недавно налоговая инспекция приостановила операции по нашему расчетному счету. Оказалось, что бухгалтер-кассир, заполнявшая платежное поручение об уплате налога, ошиблась в реквизитах, и у нас образовалась недоимка. Требование об уплате задолженности по налогу было направлено по почте на наш юридический адрес. Естественно, мы его не получили, о задолженности не знали и в указанный в документе срок ее не погасили. В связи с этим руководитель инспекции принял сначала решение о взыскании, а затем о приостановлении операций. Чтобы работать с расчетным счетом, нам лучше срочно погасить недоимку, а потом уже выяснять, куда была зачислена сумма по ошибочному платежному поручению. Это понятно. Но что предпринять, чтобы такая ситуация не повторилась? Перерегистрироваться по фактическому адресу или есть другой вариант?
Ситуация. Пишет Е.В. Сомова, бухгалтер, г. Задонск
Нежелательные последствия
Если организация ведет деятельность по другому адресу, чем указано в учредительных документах, налоговая инспекция может это воспринять как создание обособленного подразделения. Кроме того, при наличии двух адресов существует вероятность, что отправленная важная корреспонденция (требование об уплате налога или о представлении документов в налоговую инспекцию, акт налоговой проверки и т. д.) не дойдет до организации вовремя или она не получит ее вовсе (как в рассматриваемом случае). В дополнение к этому руководителя могут оштрафовать за представление недостоверных сведений о юридическом лице.
Прежде чем рассматривать нежелательные последствия, выясним, что означает "юридический" или "фактический адрес". В гражданском законодательстве нет таких понятий. Однако есть термин "место нахождения юридического лица", под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а если он отсутствует . иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Этот адрес указывается в Едином государственном реестре юридических лиц и в учредительных документах организации. Именно его и подразумевают под юридическим адресом. Соответственно, говоря о фактическом адресе, имеют в виду адрес, по которому организация действительно находится и осуществляет предпринимательскую деятельность. Чем же грозит наличие двух адресов?
1. Ведение деятельности по адресу, отличному от места нахождения, указанного в учредительных документах, может быть приравнено к созданию обособленного подразделения. Многие не придают этому значения, справедливо считая, что при упрощенной системе можно иметь обособленные подразделения, а значит, принудительного перехода на общий режим из-за наличия двух адресов не будет. Так и есть. Однако если организация не известит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, то инспекция, узнав об этом спустя месяц, вероятно, начислит штрафы.
Обособленным признается любое подразделение со стационарными рабочими местами, расположенное на отдельной территории (п. 2 ст. 11 НК РФ)
Напомним, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении в течение одного месяца со дня его создания. Если этого не сделать, организации могут начислить штраф в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а должностных лиц привлечь к административной ответственности, при которой штраф составляет от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
В течение одного месяца со дня создания подразделения организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту его нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). За несвоевременную подачу заявления могут оштрафовать:
. организацию . на 5000 руб. (если просрочка составила 90 календарных дней и меньше) или на 10 000 руб. (если просрочка . более 90 календарных дней);
. руководителя . в размере от 500 до 1000 руб.
Размеры штрафов предусмотрены статьей 116 НК РФ и п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ
Если же налоговые органы докажут, что организация не просто опоздала подать заявление, а уклонялась от постановки на учет, с руководителя могут взыскать от 2000 до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ). Размеры штрафов для организации в этом случае будут такими:
. 10% доходов от деятельности, продлившейся не более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ);
. 20% доходов от деятельности, продлившейся более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 117 НК РФ).
Заметим, вставать на учет по месту нахождения обособленного подразделения не нужно, если организация по другим основаниям состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, где создано подразделение (п. 4 ст. 83 НК РФ). Значит, если фактический адрес организации подведомственен налоговой инспекции, в которой организация уже состоит на учете, привлечь ее к ответственности по статьям 116 и 117 НК РФ (руководителя . по статье 15.3 КоАП РФ) нельзя.
2. Неполучение корреспонденции. Здесь все зависит от того, насколько важным было письмо, которое пришло на юридический адрес организации. В рассматриваемом случае компания не получила требование об уплате задолженности по налогу. Это привело к тому, что операции по счету были приостановлены.
На адрес, указанный в учредительных документах, могут присылать письма не только налоговые инспекции, но и внебюджетные фонды, другие государственные органы, а также контрагенты. Ведь именно такой адрес должен быть указан в большинстве официальных документов общества. Чтобы избежать неприятностей, советуем хотя бы наладить контакт с лицами, находящимися по вашему юридическому адресу. Допустим, заключить с ними договор, согласно которому за определенную плату они бы своевременно пересылали полученную корреспонденцию на ваш фактический адрес. Тогда обо всех важных событиях вы будете узнавать вовремя, а большинство неприятностей удастся избежать.
3. Взыскание штрафа с руководителя организации за представление недостоверных сведений. Согласно пункту 3 статьи 14.25 КоАП РФ подача недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган влечет предупреждение или взыскание штрафа с руководителя в размере 5000 руб. При этом недостоверными сведениями считаются неточности и искажения в документах. Обратите внимание: в данном случае имеется в виду, что лицо, указывающее их, не имеет умысла на совершение противоправных деяний. Когда же в уставе записывают адрес, который отличается от фактического места нахождения, действуют, наоборот, сознательно. Поэтому налоговые органы, как правило, штрафуют по другому основанию. Так, за представление в регистрирующий орган документов с заведомо ложными данными с руководителя взимается штраф в размере 5000 руб. или он дисквалифицируется на срок до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Заметим, налоговые органы в этом случае должны доказать, что руководитель знал о содержащихся в бумагах искажениях.
Что можно изменить
Чтобы избежать нежелательных последствий, связанных с наличием у организации юридического и фактического адресов, нужно внести изменения в устав и указать в нем реальное место, где ведется предпринимательская деятельность. Как вариант можно по фактическому адресу зарегистрировать обособленное подразделение.
Чтобы внести изменения в учредительные документы, нужно подать в регистрирующий орган заявление по форме N Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. К нему следует приложить решение о внесении изменений в устав, учредительные документы в новой редакции (или отдельный документ "Изменения к уставу"), платежное поручение об уплате госпошлины (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Размер госпошлины составляет 400 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)
Обратите внимание: если новый адрес подведомственен другой налоговой инспекции, придется снимать организацию с учета в старой инспекции и ставить на учет в новой. Это может занять несколько месяцев. Тем не менее внести изменения в устав . самый надежный и с точки зрения гражданского законодательства правильный способ, позволяющий избежать споров по поводу наличия юридического и фактического адресов у организации.
Если же по каким-то причинам организация не желает менять адрес, указанный в уставе, она может встать на учет в налоговой инспекции по месту своего фактического нахождения, указав по нему обособленное подразделение. Однако это имеет смысл только в случае, когда корреспонденция, приходящая на юридический адрес, доставляется организации вовремя. Иначе писем от налоговой инспекции организация все равно не получит, так как большинство из них будет отправляться на адрес головного офиса, и могут возникнуть нежелательные последствия, о которых говорилось выше.
Итак, чтобы официально оформить обособленное подразделение, нужно:
1) письменно сообщить о его создании в налоговую инспекцию, в которой организация состоит на учете (форма заявления N С-09-3 утверждена приказом ФНС России от 21.04.2009 NММ-7-6/252@);
2) если юридический адрес относится к территории, подведомственной одной налоговой инспекции, а фактический . другой, по месту нахождения подразделения подать заявление о постановке на учет (форма N 1-2-Учет утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@).
Что говорят суды
Арбитражная практика складывается по-разному. Так, ФАС Дальневосточного округа вынес постановление от 18.08.2008
N Ф03-А16/08-1/3231, в котором отклонил заявление истца о признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации организации. В заявлении о государственной регистрации был указан адрес, по которому созданная организация не может располагаться на законных основаниях. Дело в том, что по данному адресу находилась другая организация, арендующая помещение и не имеющая права передавать его в субаренду. В связи с этим регистрирующий орган посчитал пункт 2 заявления (где указывается место нахождения организации) незаполненным, заявление непредставленным и в регистрации отказал. Судьи согласились с этим. Заметим, что ВАС также поддержал изложенную позицию (Определение от 19.11.2008 N 14799/08).
Однако есть арбитры, которые принимают сторону налогоплательщиков. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа признал неубедительными доводы регистрирующего органа о том, что в заявлении о государственной регистрации указан адрес помещения, являющегося местом массовой регистрации (постановление от 18.06.2009 N А19-13375/08). В данном случае организация представила в регистрирующий орган полный перечень документов, поэтому, по мнению суда, у регистрирующего органа не было оснований отказать в государственной регистрации.
По другому делу, заслушанному ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 08.08.2008 N А19-15892/07-Ф02-3742/08), был сделан вывод, что действующее законодательство не запрещает регистрировать нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу. Следовательно, заявление о государственной регистрации, в котором указан адрес, совпадающий с адресом места нахождения других юридических лиц, не является не соответствующим требованиям законодательства.
В то же время часто все риски неблагоприятных последствий того, что из-за наличия фактического и юридического адресов информация не доходит (несвоевременно доходит) до организаций, суды возлагают именно на них. Например, ФАС Северо-Западного округа заключил, что общество должно было позаботиться о получении корреспонденции по адресу, указанному в учредительных документах, по которому налоговая инспекция правомерно ее направляла (постановление от 02.08.2006 N А42-10185/2005). Поскольку налогоплательщик этого не сделал, он не вправе ссылаться на отсутствие у него писем от инспекции как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности в связи с возникшими для него неблагоприятными последствиями.
Есть еще одно интересное дело, выигранное налогоплательщиком (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2007 N Ф04-5832/2007 (37548-А67-37)). Общество внесло изменения в учредительные документы, касающиеся смены места нахождения, а территориальная налоговая инспекция их зарегистрировала. Межрайонная инспекция, проведя налоговую проверку, установила, что по новому адресу оно не располагается, и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения территориальной инспекции о регистрации изменений. Однако суд отклонил ее доводы, указав, что отсутствие общества по юридическому адресу на дату проверки не является доказательством того, что при регистрации изменений представлены недостоверные сведения о месте нахождения.