В нашем профессиональном сообществе часто обсуждается тема "черного аудита", как порочащего честь профессии и подрывающего рынок своим демпинговым предложением. "Черные" аудиторы - это так называемые "специалисты", которые за символическую плату готовы выдать аудиторское заключение без проверки или почти без проверки. Такие аудиторы были, есть, и будут, пока существуют компании, не заинтересованные в аудите как таковом, но обязанные предоставлять заключение - в банки, в налоговую и прочие органы. Не стану скрывать, я никогда не оценивала их присутствие на рынке как серьезную угрозу, даже несмотря на их цены. Объяснялось это просто - мы с ними не конкуренты. Мы работаем (каждый по своему) в совершенно разных сегментах. Ведь тот, кому нужен реальный качественный аудит, никогда не пойдет покупать (!) заключение за 10 тыс., а тот, кому аудит не нужен, никогда не будет платить за него реальную стоимость.
Так было до кризиса. И это было логично и понятно. На вопрос клиента "а почему там за три, когда у вас за пять" мы всегда могли ответить - там только заключение, а у нас Аудит! Посмотрите кто они, а кто Мы. У нас опыт, специалисты, методики, рейтинги и звания! И нам верили, потому что это было логично и понятно. Теперь все смешалось...
Первое, к чему пришлось привыкать с началом кризиса - все научились торговаться. И аргументами были урезанные бюджеты, упавшие объемы и конечно же мировой кризис. И мы с замиранием сердца наблюдали падение цен у конкурентов - сначала одни, потом другие, а потом практически все аудиторские компании снизили цены до такого уровня, что понятие логичного ценообразования потеряло всякий смысл.
Первым серьезным шоком для меня был конкурс на аудит Аэропорта Кольцово. Его выиграла известная (!!) федеральная (!!!) компания, входящая в ТОП-10, с ценой в два раза ниже нашей. И это было только начало! Конкурсы на аудит превратились в настоящие аукционы с вопросом "кто меньше?". Раньше нашим неоспоримым аргументом было то, что мы, региональные аудиторы, работаем не хуже федеральных, а где-то даже лучше, ведь мы наполняем свой аудит еще и налоговым консалтингом, даем реальные рекомендации, защищаем в суде, и все это в комплексе гораздо дешевле. Сегодня клиенты, мягко говоря, в замешательстве - цены у федеральных компаний, занимающих лидирующие позиции в рейтингах, - могут быть на порядок ниже наших цен. Вслед за москвичами "скорректировали" свою ценовую политику и лидеры регионального рынка. А клиент никак не может поверить, что такие громкие имена, такие крупные и известные компании могут предлагать аудит какого-то "сероватого" цвета. "Этого никак не может быть! Просто они нашли внутренние резервы для снижения цены. Значит и вы поищите..."
Чтобы не быть голословной, приведу факты:
-По итогам открытых электронных торгов на оказание услуг по выявлению налоговых рисков в компаниях - контрагентах X5 RETAIL GROUP было сформировано 36 лотов по регионам со средней итоговой ценой по лоту 45-50 тыс. руб.
- Данные сайта www.audit-it.ru об итогах некоторых завершенных тендеров на аудит на территории Свердловской области:
ФГУП "Свердловскавтодор" - конечная цена аудита за 2009 год 70 тыс. руб. (15,9% от начальной цены в 440 тыс. руб.). А это 16 филиалов, в т.ч 14 ДРСУ по всей области, численность 3,2 тыс. человек (www.sv-avtodor.ru)!
ФГУП "Серовский механический завод", который весной посещал с деловым визитом губернатор области, - конечная цена 80 тыс. руб.(20% от начальной цены в 400 тыс. руб.), ФКП "Нижнетагильский институт испытания металлов"- конечная цена 15 тыс. руб. (7% от начальной цены в 200 тыс. руб.), ОАО "Уральский завод резиновых технических изделий" - 45 тыс. руб., ОАО Племенной птицеводческий завод "Свердловский" - 15 тыс. руб.
И напоследок ? совсем шокирующий результат конкурса на аудит ОАО "НПК "Уралвагонзавод": конечная цена контракта 412 тыс. руб., при начальной цене 1 млн. 800 тыс. руб. А это крупнейший российский производитель, который планирует выпустить в 2010 году продукции более чем на 53 млрд. руб. (!).
Таких примеров множество, а такая картина характерна не только для государственных компаний. Просто информация о гос.конкурсах доступна в открытых источниках. Начальная цена контракта - это как правило цена на аудит прошлого года. Обычная рентабельность аудита составляет 5-10% - и никак не допускает снижение цены в 5-10 раз. Среди победителей конкурсов - вполне известные компании.
А теперь давайте посмотрим, какие "внутренние резервы" позволяют так снижать цены. Стоимость услуги состоит из двух частей: количество трудозатрат и стоимость дня работы. Количество дней или часов работы можно сократить только за счет проводимых процедур. Предположим, можно исключить ряд необязательных с точки зрения достоверности отчетности процедур, которые раньше были полезным дополнением, как например, оценка налоговых рисков. Но как за пару-тройку дней провести все остальные процедуры и оценить отчетность предприятия, над которой в течение года ежедневно трудится большой штат бухгалтерии? Только "на глазок", или обладая "третьим глазом", или вообще никак...
При этом по данным Доклада МФ РФ "О состоянии рынка аудиторских услуг в РФ в 2009 году" 55,8 % выданных аудиторских заключений - безоговорочно положительные и 43% - выражение мнения с оговоркой, то есть в целом тоже положительные. И только около 1% проверок закончились в 2009 году отказом от выражения мнения о достоверности отчетности (0,4%) или отрицательным заключением (0,8%). Такая лояльность аудиторов к своим клиентам вызывает как минимум озабоченность - а нужен ли вообще аудит при таком проценте безошибочных бухгалтерских отчетов? Или ВСЕ неточности были исправлены в ходе аудита? И это за 15-20-30 тыс.??...
Возникает логичный вопрос - а кому нужен аудит по РСБУ в России? Кто пользуется бухгалтерской отчетностью и на ее основании принимает решения?
- Банки. Определяют рейтинг кредитоспособности исключительно на основании бухгалтерской отчетности (а мы еще хорошо помним прогнозы о приближении невозвратов кредитов к критическим оценкам, что означало бы проблемы с платежеспособностью и крах банковской системы).
- Собственники, управленцы. Более 90% управленческой информации формируется на основании бухгалтерского учета. Контроль, который является важнейшей функцией управления, является продуктом системы Учета, и, не уделяя учету должного внимания, мы фактически допускаем серьезные пробелы в управлении предприятием.
- Государство. Большинство отчетных и прогнозных данные об основных макро- и микроэкономических показателях экономики базируются также на отчетности предприятий.
Вернемся к ценообразованию. В себестоимость аудита входит высокая зарплата профессионалов, которые полжизни проводят в командировках, которые должны повышать свою квалификацию, соблюдать стандарты и только тогда их профессиональное мнение может иметь вес и значение. А если экономика Услуги не предполагает формирование Значимого Мнения Аудитора - приходится констатировать печальный факт - Аудит на грани выживания.
Положительным можно признать тот факт, что сложившаяся ситуация не осталась незамеченной профессиональными организациями. 22 июня 2010 года состоялось совещание руководителей СРО аудиторов, на котором была дана оценка участившимся случаям (далее цитаты) "несоответствия заявляемых цен на аудиторские услуги масштабам и характеру деятельности аудируемых лиц, и сопровождающимся еще большим понижением цены в ходе конкурсов". Такие случаи "ставят под вопрос качество аудиторских услуг, оказываемых по заключенным по результатам таких конкурсов договорам. Неспособность либо нежелание отдельных недобросовестных участников рынка обеспечить требуемое стандартами аудиторской деятельности качество услуг может поставить под сомнение профессионализм и объективность работы всего аудиторского сообщества." Представители СРО аудиторов приняли решение в 2010 году в первую очередь проводить проверки качества у тех аудиторских организаций и аудиторов, которые "оказывают аудиторские услуги по ценам, способным вызвать трудности выполнения профессиональных стандартов..."
Результаты таких проверок не заставят себя ждать и когда-нибудь окажут значимое влияние на рынок. Но пока "принудительный отсев" недобросовестных аудиторов не произошел, я хочу обратить внимание аудируемых лиц на ценообразование при выборе аудитора. Необходимо внимательно анализировать перечни процедур, которые предлагает аудитор к проведению, а также оценивать, какие процедуры исключаются в результате уторговывания. И тогда на рынке аудита обязательно наступит просветление.