СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ Сбалансированная система показателей как аналитический инструмент стратегического управления в условиях современной рыночной экономики Крылов С.И., доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ) В целом сбалансированная система показателей может быть охарактеризована как совокупность параметров, всеобъемлюще характеризующих деятельность организации в условиях современной рыночной экономики. Название системы ╚сбалансированная╩ отражает то равновесие, которое сохраняется между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельности. Показатели сбалансированной системы формируются в зависимости от мировоззрения и стратегических целей каждой конкретной организации и поэтому для нее индивидуальны. Они представляют собой баланс между внешними отчетными данными для собственников (акционеров) и клиентов и внутренними характеристиками наиболее значимых бизнес-процессов, инноваций, обучения и роста. Это равновесие между результатами прошлой деятельности и будущего роста. Сама система представляет собой сочетание объективных, легко поддающихся количественному учету результатов и субъективных, в некоторой степени произвольных параметров будущего роста. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ Анализ внешней и внутренней среды организации с использованием методов эвристики Горшкова Л.А., доктор экономических наук, профессор ГОУ ВПО ╚Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского╩ Поплавский Б.Н., кандидат экономических наук, экономист ФГУП ╚НПП ╚Полет╩ Цель настоящего исследования √ раскрыть сущность аналитического модуля комплексной методики стратегического управления субъекта хозяйствования. Аналитический модуль блока анализа внешней среды позволяет определять те угрозы и возможности, которые организация постоянно должна отслеживать и учитывать при стратегическом управлении. Чтобы определить относительную важность для промышленного предприятия отдельных факторов среды (макроокружения, непосредственного окружения) применим метод целевой оценки. Положение организации на рынке позволяет определить метод экспертной оценки. Для изучения относительных конкурентных позиций организаций в отрасли используются так называемые ключевые факторы успеха. Задачей дальнейшего анализа внешней среды является идентификация ключевых факторов конкурентной позиции организации в отрасли, они служат краеугольными камнями построения стратегии, но при этом меняются от отрасли к отрасли. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Методологические особенности сравнительной диагностики экономического состояния субъектов хозяйствования Выборова Е.Н., кандидат экономических наук, профессор Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации Длительный процесс развития новой социально-экономической структуры общества, постоянные трансформационные изменения, происходящие в ней, оказывают значительное влияние не только на экономические отношения, формируемые на макроуровне, но и на экономическое положение большинства субъектов хозяйствования, включая организации розничной торговли, что требует совершенствования, адаптации теоретических и методологических основ всех областей знаний, включая экономическую диагностику. В процессе принятия текущих управленческих решений, формирования тактики и стратегии развития важно точно позиционировать свое состояние на фоне конкурентов, рассчитывать свой потенциал и свои возможности. В этой связи без инструментария сравнительной диагностики не обойтись. РЫНОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ Оценка инвестиционной привлекательности Стажкова М.М., кандидат экономических наук, первый заместитель генерального директора НВОУ ╚Налоговая академия╩ В связи с возрастающим интересом предприятий и частных инвесторов к корпоративным ценным бумагам растет интерес к анализу предприятий-эмитентов на предмет их инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность √ это наличие экономического эффекта (дохода) от вложений свободных денежных средств в корпоративные ценные бумаги при минимальном уровне риска. Оценить инвестиционную привлекательность можно при помощи показателей рыночной активности. ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ Анализ конкурентоспособности экономики России Абрамов М.Д., кандидат технических наук, член экспертного совета общероссийской общественной организации ╚Деловая Россия╩ В статье рассмотрены некоторые вопросы, связанные с конкурентоспособностью российской экономики, и предложена методика ее количественной оценки. МЕТОДОЛОГИЯ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Развитие методов портфельного анализа Корнилов Д.А., кандидат экономических наук, доцент Нижегородского государственного технического университета Методы портфельного анализа используются при стратегическом планировании деятельности диверсифицированных компаний, известны своей наглядностью, относительной простотой использования и эффективностью применения при экспресс-анализе. Портфельный анализ является инструментом, который позволяет выявить привлекательность отраслей, конкурентоспособность имеющегося бизнес-портфеля компании и ответить на следующие вопросы: от каких подразделений компании следует избавиться; какие направления и подразделения компании наиболее перспективны; определить источники и направления инвестирования; какие существуют возможности и угрозы и др. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Взаимосвязь социально-экономических процессов с показателем валового регионального продукта В.М. Кудымов Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН В статье приведены результаты расчетов тесноты связи социально-экономических показателей с валовым региональным продуктом, а также для получения более точной картины взаимосвязей с численностью населения. Делается попытка объяснения этих взаимосвязей и определения разницы между стоимостными и натуральными показателями. А также проведена логическая группировка показателей взаимосвязанных с валовым региональным продуктом. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ Анализ финансовой отчетности как информационное обеспечение управления: результаты анкетирования топ-менеджеров Антонов С.В., Чебоксарский кооперативный институт Управление коммерческими структурами любой организационно-правовой формы, функционирующими в самых разнообразных сферах экономики, реализуется посредством принятия решений, рациональность и эффективность которых в значительной мере зависит от информационного обеспечения. Финансовую отчетность в условиях рынка следует рассматривать как главный источник информации для расчета показателей о результатах деятельности хозяйствующих субъектов и их финансовом положении, на базе которых вырабатываются обоснованные управленческие решения. Сама отчетность непосредственно формируется на основе обобщенной информации о фактах хозяйственной жизни и ее результатах, отражаемой в регистрах бухгалтерского учета. Эффективный менеджмент, как показывает опыт стран с устоявшейся рыночной экономикой, предполагает широкое использование данных бухгалтерской отчетности в процессе финансового анализа, планирования деятель╛ности хозяйствующих субъектов и прогнозирования их развития, контроля за количественными и качественными показателями хозяйственной деятельности. Перечень материалов, опубликованных в журнале ╚Экономический анализ: теория и практика╩, за 2007 год
|