ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
Проблемы и перспективы развития производственной кооперации в регионах России Скопина И.В., доктор экономических наук, профессор Вятский государственный университет Скопин А.О., коммерческий директор Международного центра научно-исследовательских проектов В статье исследуется существующая законодательная база, которая сегодня не обеспечивает устойчивого развития кооперации в России в рыночных условиях. Не определены вопросы государственного регулирования, конкретные формы и механизмы содействия органов государственной власти и местного самоуправления развитию кооперации. По мнению авторов, наряду с улучшением законодательства в данной сфере для развития кооперации первостепенное значение приобретает государственная поддержка кооперативной формы собственности и предпринимательской деятельности граждан. Речь идет о создании двухуровневой системы законодательства, регулирующего деятельность кооперативов. Первый уровень будет представлен Федеральным законом ╚О кооперации в Российской Федерации╩. Второй уровень, фактически уже сформированный, представлен отраслевыми законами о кооперации. Однако второй уровень нормативных актов также требует совершенствования и снятия противоречий. Анализ существующей ситуации в регионах России показывает необходимость разработки и реализации регинальных программ комплексного развития производственной кооперации и кластерных проектов. Основанием для разработки программы являются Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006√2008 гг.) и Программа деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2007√2011 гг. В результате реализации региональных программ комплексного развития производственной кооперации и кластерных проектов будет реализована возможность крупного бизнеса повысить производительность труда и эффективность производства, а малых предприятий √ загрузить имеющееся оборудование производственными заказами. Возрождение села в республиках Северного Кавказа: национальные проекты Липина С.А., кандидат экономических наук, профессор Государственное научно-исследовательское учреждение Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития и РАН Статья посвящена вопросам и проблемам главной темы реализующихся на территории республик Северного Кавказа национальных приоритетных проектов √ возрождению села. Автор указывает на необходимость пересмотра политики в отношении возрождения сельских территорий северокавказского региона с учетом специфических особенностей уклада жизни горских народов, моделей хозяйствования северокавказских республик. В статье впервые раскрываются проблемы реализации национального проекта ╚Возрождение села╩ в республиках, даются рекомендации по дальнейшему развитию сельских территорий с учетом исторических особенностей, менталитета и традиций народов Северного Кавказа. Формирование современной структуры потребительского спроса в России в конце XX √ начале XXI веков Волкова Е.Н., старший преподаватель Сибирский университет потребительской кооперации В статье рассматриваются тенденции изменения структуры потребительского спроса в России в конце XX начале √ XXI веков, на базе анализа эволюции структуры потребительских расходов населения и развития розничной торговли. Определены факторы формирования современной структуры спроса. Также выявлены факты, подтверждающие иллюзорность представлений о позитивных тенденциях развития потребительского спроса и формирования его структуры в настоящее время. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Обобщающая статистическая оценка качества питьевой воды Едронова В.Н., доктор экономических наук, профессор Липшиц Д.А., начальник отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области Определение характера распределения районов территории по проценту нестандартных проб позволяет обосновать выбор метода группировки исходных первичных данных для расчета среднего процента нестандартных проб воды, т. е. обобщающей характеристики качества воды, потребляемой населением. В статье отмечается, что в условиях больших территорий субъектов Российской Федерации и существенной варьируемости качества воды в пределах субъекта применение указанных методов группировки данных приводит к расчету некорректных средних величин, невозможности дать типичную обобщающую характеристику качества питьевой воды. Выделение однородных по качеству воды групп районов позволяет сформировать интервальный ряд распределения с типичными групповыми средними и провести корректный анализ качества питьевой воды территории, включающей районы, существенно отличающиеся по качеству питьевой воды. Рассмотренная методика позволяет дать обобщающую оценку качества питьевой воды за определенный период. Комплексная статистическая оценка предполагает изучение загрязнения питьевой воды не только в статике, но и динамике. Особые экономические зоны в Росии: пути совершенствования механизмов функционирования Голубкин С.Е., Российская академия государственной службы при Президенте РФ Для успешного функционирования особой экономической зоны необходимо, чтобы ее территория была ограничена (этот принцип реализован в действующем федеральном законодательстве), чтобы она была расположена поблизости от крупного порта, автомобильных дорог или международного аэропорта. По мнению автора статьи, особые экономические зоны, имеющие большую территорию и расположенные далеко от центра с целью стимулирования развития конкретного региона, практически всегда оказываются нежизнеспособными. Создание региональных особых экономических зон подразумевает полный технико-экономический анализ (технические, экономические, финансовые, социальные и экологические факторы). Такой анализ занимает много времени, но чем тщательнее он проведен, тем успешнее будет работать особая экономическая зона. Вместе с тем, очевидно, что на сегодняшний день финансовые институты пока не готовы осуществлять долгосрочные вложения свободных финансовых средств в проекты, связанные с развитием инфраструктуры, поскольку их сроки окупаемости весьма значительны и могут со╛ставлять порядка 10√20 лет. Требуется поддержка, прежде всего, федеральных органов власти в концептуальной переработке законодательства по особым экономическим зонам, в разработке механизмов создания и функционирования частных региональных ОЭЗ по принципу ╚снизу╩. Это позволит на более широкой основе привлекать частный капитал не только в создание перерабатывающих производств, но и в подготовку инфраструктуры для новых инвестиционных проектов. Методы воспроизводства регионального капитала Черняева И.В., кандидат экономических наук, доцент Тверской государственный технический университет Основным критерием роста региональной экономики в рыночных условиях является воспроизводство капитала, задействованного в хозяйственном обороте. Исследования автора статьи подтверждают, что современная стратегия регионального развития, будучи ориентированной на рост валового регионального продукта (ВРП), игнорирует главную задачу √ восстановление и наращивание капитала региона. В результате на фоне существенного роста ВРП происходит снижение массы капитала, что является реальной угрозой экономической безопасности. В статье аргументирована необходимость изменения стратегии экономического роста от увеличения ВРП к восстановлению и наращиванию регионального капитала. Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета Мещерякова Л.А., кандидат экономических наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет В статье рассмотрены факторы, влияющие на структуру доходной части регионального бюджета, его зависимость от налоговых поступлений. Определена зависимость уровня налоговых изъятий от действующей системы налогов и их разграничения по уровням бюджетной системы, а также дана оценка потенциальной возможности на региональном уровне повысить налоговые изъятия с целью увеличения поступлений доходов в бюджет и обеспечения развития региона, как социально-экономической системы. ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ Влияние инвестиционных процессов на формирование продовольственного рынка Южного федерального округа Балаева С.И., кандидат экономических наук, доцент Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия Для проведения практического анализа инвестиционного климата продовольственных рынков южнороссийских регионов автор статьи использовала методику ╚Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России╩, выполненную аналитиками. В свою очередь, инвестиционная привлекательность, как показатель, формируется двумя интегральными измерителями: инвестиционного потенциала и регионального инвестиционного некоммерческого риска, которые были использованы в работе. Проведенный анализ инвестиционного климата регионов ЮФО позволяют сделать вывод о том, что чем выше региональные числовые характеристики, тем лучше в определенном году используются инвестиционные возможности южнороссийских регионов. Эффективность использования инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала показывает, что полученные показатели могут привлечь как отечественных, так и иностранных инвесторов. Это означает, что регионы округа призваны создавать предпосылки для обеспечения устойчивого развития продовольственного рынка ЮФО. Состояние основных фондов и развитие инвестиционного процесса в Республике Дагестан Бабаева З.Ш., кандидат экономических наук, доцент Дагестанский государственный университет В статье изучается состояние основных фондов Республики Дагестан, степень их износа, выбытия и обновления в целом и по отраслям экономики, рассматривается динамика и структура инвестиций в основной капитал, а также источники их финансирования, исследуется влияние кредитного механизма на развитие инвестиционного процесса в республике. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ Выявление региональных кластеров: методологические подходы Мосейко В.О., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Фесенко В.В., кандидат географических наук, доцент, декан факультета управления и региональной экономики Волгоградский государственный университет В работе обосновывается подход к идентификации региональных кластеров региона, основанный на анализе индикаторов кластеризации динамического и статического характера. Высокие значения индикаторов для конкретной отрасли региона могут идентифицировать ее как основу возможного регионального кластера на данной территории. На примере Волгоградской области авторами рассчитаны и проанализированы значения предлагаемых индикаторов кластеризации, на основании чего сделан вывод о возможности идентификации в регионе трех региональных кластеров: металлургического, строительного и сельскохозяйственного. Формирование системы управления качеством жизни населения Салимова Т. А., доктор экономических наук, профессор Салимов М.Ш., кандидат экономических наук, доцент Мордовский государственный университет Политика региона в области улучшения качества жизни населения должна представлять собой направления деятельности, официально сформулированные руководством региона, исходя из реально существующей социально-экономической ситуации и общих стратегических целей развития региона. По мнению авторов, в социальной сфере такими целями могут быть: повышение качества образования, здравоохранения, социального обеспечения; улучшение условий жизнедеятельности и воспроизводства населения региона; усиление значимости семейных ценностей, а также формирование и развитие культуры качества. Названы важнейшие задачи политики в области качества: защита прав потребителя, повышение конкурентоспособности предприятий и организаций, рост их инновационной активности; повышение степени удовлетворенности населением качеством выпускаемой продукции и получаемых услуг. В природно-экологической сфере необходимым является решение вопросов, связанных с сохранением природных ресурсов региона, с обеспечением соответствия сферы жизнедеятельности населения требованиям экологической безопасности; расширением производства экологически чистой продукции. Проблемы реформирования системы платности водопользования Григорьев Е.Г., кандидат технических наук, заведующий отделом региональных проблем использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Государственное научно-исследовательское учреждение Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития и РАН Предлагается сценарий реформирования существующей системы платности водопользования, основанный на переходе от ставок платы за пользование водными объектами к ценам на водные ресурсы (водохозяйственные услуги). Платежи по указанным ценам обеспечивают возмещение реальных текущих затрат на воспроизводство водных ресурсов и охрану водных объектов, нормируемый уровень прибыли хозяйствующих субъектов, включающий инвестиционную часть затрат в перспективный период, и экономические интересы собственников водных ресурсов. В ценах реализуется рентный эффект водопользования. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА К вопросу о социальной ответственности предприятий Мацкуляк Д.И, кандидат экономических наук, директор компании ╚Ломонд╩ Пелих Н.А., ведущий специалист-эксперт Федеральное агентство по энергетике Рассматривается социальная ответственность предприятий нефтяной промышленности и её региональная специфика. Конкретизируется выбор стратегических зон социальной ответственности предприятий. Анализируется эффект от их социальной деятельности. Предлагаются меры по совершенствованию и регулированию социальной ответственности нефтяных предприятий в современных условиях. Анализируется мировой опыт создания социальных фондов, внедрения социальных программ на предприятиях. Формулируются основные положения социальной политики, направленные на его внедрение в отечественной нефтяной промышленности. РАЗВИТИЕ АПК Воспроизводство и социально-экономическое развитие сельского хозяйства Красноярского края Ходос Д.В., кандидат экономических наук, доцент Красноярский государственный аграрный университет В статье рассматривается современное состояние развития сельскохозяйственного производства Красноярского края. Проводится комплексный экономический анализ проблемы воспроизводства в сельском хозяйстве и определяется уровень, необходимый для условий расширенного воспроизводства. Рассматривается решение вопроса ценового механизма регулирования продовольственного комплекса, основанного на формировании защитной цены на сельскохозяйственную продукцию и государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Определяются приоритетные направления социально-экономического развития регионального АПК, основанные на инновационной и кадровой политики, развитии кооперативных форм хозяйствования, совершенствовании механизма внутрихозяйственных отношений.
|