ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ Стратегия-2020: формирование новой региональной экономической политики в россии XXI века И. Н. Рыкова, доктор экономических наук, профессор Академия труда и социальных отношений С. Б. Параскева, Президент Национального Фонда развития малого и среднего предпринимательства, кандидат экономических наук 4 июля 2008 г. в Государственной Думе Российской Федерации прошел ╚круглый стол╩ экспертов на тему: ╚Стратегия-2020: формирование новой региональной экономической политики в России XXI века╩ при информационной поддержке Издательского дома ╚Финансы и кредит╩. В работе ╚круглого стола╩ приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Экспертного Совета по вопросам региональной экономической политики, представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, неправительственных общественных организаций, деловых кругов, ученые и эксперты. В ходе обсуждения были выделены направления новой региональной экономической политики: формирование национальной социально-ориентированной инновационной системы РФ; повышение доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства; участие крупных национальных корпораций в повышении экономического, интеллектуального и трудового потенциалов в субъектах Федерации и другие. По результатам обсуждения сделаны выводы. Формирование социально-ориентированной национальной инновационной системы в Российской Федерации является системообразующим каркасом Стратегии-2020, сетевым сегментом интеграции нормативно-правового поля в сфере законодательства в области новой региональной экономической политики. Новая региональная экономическая политика должна быть прагматичной, направленной на обеспечение национальных интересов России на всех её пространствах, на повышение уровня и качества жизни россиян, сохранение и приумножение богатств нашей страны, основным сокровищем которой является народ России. Региональная экономическая политика, прежде всего, должна быть направлена на преодоление неравномерности экономического развития, сокращение так называемых ╚критериев депрессивности регионов╩ (безработица, низкий уровень оплаты труда, социальная и физическая деградация населения, высокая смертность людей). СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Трудовой потенциал Белгородской области: современное состояние и основные направления повышения эффективности управления Павлов К.В., доктор экономических наук, профессор Сазонова Н.В., кандидат географических наук, доцент Соловьев А.Б., кандидат географических наук, доцент Белгородский государственный университет Регулирование регионального рынка труда является важнейшей составляющей экономики развитых стран в сфере производственных отношений, которые формируют трудовые отношения между работодателями и работниками, на цивилизованной основе. В статье исследуется совренное состояние и перспективы управления трудовым потенциалом. Отсутствие системного подхода при исследовании состояния и развития трудового потенциала проявляется в недостаточном внимании к вопросу его взаимодействия с другими подсистемами регионального хозяйства. Дискуссионным остается вопрос о роли рынка труда в обеспечении сбалансированности потребностей региональной экономики в рабочей силе и потребностей населения в продуктивной занятости. Множество нерешенных проблем существует также в области информационного обеспечения. Авторы предлагают меры, которые позволят разработать комплексные программы действий, выбор приоритетных направлений реализации деятельности органов службы занятости. Роль органов местного самоуправления в формировании стратегии устойчивого развития региона Холопов В.А., кандидат политических наук, заместитель главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы Переход к новой системе общественных отношений, экономического и политического устройства страны и связанные с этим процессом преобразования стали базой для становления местного самоуправления в Российской Федерации. По мере становления местного самоуправления и рыночных реформ у местных властей и городских сообществ возникла потребность и появилась возможность перехода от административного иерархического планирования к стратегическому планированию, как одному из наиболее эффективных методов планирования социально-экономического развития поселений, выражающемуся в отказе от директивности в пользу баланса интересов, установлении партнерских отношений властных структур с различными субъектами хозяйствования, населением. Это, по мнению автора, позволит муниципальным образованиям наилучшим образом адаптироваться к быстроизменяющимся внешним условиям и наиболее эффективно реализовать заложенный в них потенциал. Однако на практике местное самоуправление работает малоэффективно и недостаточно востребовано государством. Для устранения субъективных, краткосрочных причин требуется закрепить соответствующими нормативными актами многоуровневую систему территориальной организации местной власти, а также определить компетенцию каждого уровня, что позволит сформировать грамотную стратегию развития города. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ Проблемы и возможности индикативного планирования экономического развития регионов севера России Селин В.С., заместитель директора, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Истомин А.В., доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Павлов К.В., доктор экономических наук, профессор Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН Достижение поставленных целей и задач по стабилизации и обеспечению долговременного устойчивого экономического развития регионов Севера российской Федерации в обозримой перспективе может быть обеспечено решением комплекса конкретных задач по эффективности использования природного ресурсного потенциала, развития промышленного производства на основе воспроизводства и совершенствования научно-технического потенциала, эффективного использования трудовых ресурсов, финансового обеспечения производственной и бюджетно-кредитной деятельности территориальных хозяйственных систем северных регионов. Прогнозирование комплекса проблем преобразования экономики Севера и страны, в целом, по мнению авторов, должно иметь позитивную направленность и предполагать формирование государственной стратегии преобразований. Также должен быть разработан рыночно регулируемый (социальный) сценарий будущего развития России, основанный на факторах усиления государственного регулирования экономикой, ускорения реструктуризации производства, институциональных преобразований, восстановления управляемости государственного сектора, введения индикативного планирования, адресной защиты нуждающихся, активизации инновационной и инвестиционной деятельности. Тенденции региональной дифференциации показателей социального развития российской экономики Чернова Л.С., кандидат экономических наук,старший научный сотрудник Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН В статье исследуются тенденции региональной дифференциации показателей социального развития российской экономики. Анализируется региональная дифференциация рождаемости и смертности, уровня занятости, обобщающих показателей уровня жизни (душевого уровня конечного потребления и денежных доходов), душевого потребления важнейших товаров и уровня обеспеченности услугами. На основе проведенного анализа делается вывод о недостаточной эффективности, существующей региональной политики и необходимости ее активизации. Экономико-статистический анализ экспорта услуг (на примере Красноярского края) Поклонова Е.В., кандидат экономических наук, доцент Красноярский государственный торгово-экономический институт Статья посвящена методическим подходам к исследованию и оценке международного туризма, его значению, взаимосвязям категорий в данной области, этапам анализа. На основе статистических данных по РФ за 1995-2005 гг. продемонстрированы фрагменты изучения общего оборота международного туризма на примере показателей: ╚прибытие граждан с туристскими целями╩ и статьи ╚Туристские услуги (поездки)╩. ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ Интеграция финансового и промышленного капиталов как фактор эффективного регионального развития Омарова З.К., кандидат экономических наук Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН В данной статье проводится комплексный анализ проблем формирования и перспектив развития российских корпоративных организационно-хозяйственных структур управления в промышленности. Обобщены теоретические аспекты корпоративной интеграции, рассмотрены характерные особенности интеграционных процессов, обоснованы существенные преимущества и недостатки объединений промышленного и финансового капиталов. Оптимизация инвестиционного процесса на региональном уровне Фардзинова И.М., кандидат экономических наук, доцент Горский государственный аграрный университет Представленная работа посвящена рассмотрению современного состояния инвестиционного процесса в отдельно взятом регионе √ Республике Северная Осетия √ Алания (РСО-А). В статье показано, что именно недостаток инвестиций следует считать основной причиной сдерживания роста региональной экономики. В связи с этим обусловлена необходимость реформирования структуры управления на предприятиях РСО-Алания на принципах маркетинга и финансового менеджмента. Основная часть работы содержит результаты изучения эффективности инвестирования предприятий регионального агропромышленного комплекса в рамках национального проекта ╚Развитие АПК╩ и конкретные рекомендации по оптимизации этого процесса. Информационные основы целостности системы региона Руцкий В.Н. Институт экономики, управления и природопльзования Сибирского федерального университета Основой устойчивого развития системы региона является ее целостность √ взаимосвязь экономической, социальной и бюджетной подсистем. Выявление и согласование частных планов субъектов подсистем √ сложный процесс, характеризуемый неопределенностью, неполнотой и асимметрией информации о будущем подсистем и региона. Мера информации на основе энтропии индикаторов развития региона позволяет сформулировать информационный критерий устойчивости развития как степень приближения реального баланса неопределенности и неполноты информации к балансу, оптимальному в исторических условиях. РАЗВИТИЕ АПК Эколого-экономическая оценка эффективности повышения плодородия земельных ресурсов Центрального Черноземья Бессонова Е.А., кандидат экономических наук, доцент Курская государственная сельскохозяйственная академия Изложена методика эколого-экономической оценки эффективности повышения плодородия земельных ресурсов Центрального Черноземья. Отмечается, что хозяйственная деятельность человека оказывает негативное влияние на состояние почв. В частности, интенсификация сельскохозяйственного производства приводит к деградации почв. Предлагается методика определения экономического эффекта за счет повышения содержания гумуса в почве, а также ущерба от деградации сельскохозяйственных земель, возникшей в результате эрозии почв и ухудшения их качества. Перспективы развития территорий радиоактивного загрязнения России Талалушкина Ю. Н. Челябинский государственный университет В работе дается сравнительная характеристика территорий радиоактивного загрязнения и ╚чистых╩ территорий Челябинской области, на основе чего определяются приоритеты развития загрязненных районов. По результатам проведенного исследования авторами заключено, что, несмотря на плачевное состояние их экономики, окружающей среды и морально-психологическое настроение населения после радиационных аварий, этап реабилитации практически завершен и основное внимание следует уделять развитию наравне с другими территориями области и страны.
|