ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА Учетная политика организации Терехова В.А., заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор эко-номических наук, профессор Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации С 01.01.2009 введено новое Положение по бухгалтерскому учету ╚Учетная политика орга-низации╩ (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 ╧ 106н. В статье анализируются основные изменения, которые следует учитывать при разработке учетной политики организации. Вступление в силу нового Положения по бухгалтерскому учету ╚Учетная политика органи-зации╩, по мнению автора, позволяет отразить изменения в организации бухгалтерского учета за последнее десятилетие в направлении расширения хозяйственной самостоятельно-сти организаций, но при соблюдении законодательных и нормативных актов. Юридические аспекты и методика бухгалтерского учета расчетов по агентским договорам Роженцова И.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры ╚Бухгалтерский учет, анализ и аудит╩ ГОУ ВПО ╚Вятский государственный университет╩, г. Киров Агентский договор является одним из распространенных соглашений, применяемых в предпринимательской деятельности. По сроку действия и порядку утверждения отчета он схож с договором комиссии, но в то же время есть и существенные отличия. Так, в рамках одного договора на агента могут быть возложены поручения разного характера: одни он исполняет, выступая от своего имени, другие - от имени принципала. Предметом агентского договора может выступать либо реализация товаров или услуг прин-ципала покупателям, либо покупка материальных ценностей для принципала. В зависимо-сти от предмета агентского договора различается и методика бухгалтерского учета посред-нических операций у агента. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ Об амортизации нематериальных активов Сорокина Е.М., доктор экономических наук, профессор Фадеева А.А. Байкальский государственный университет экономики и права С 01.01.2008 вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету ╚Учет нематериальных активов╩ (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 ╧ 153н. Его появление связано с принятием части четвертой Гражданского кодекса РФ, регули-рующей отношения в сфере интеллектуальной собственности. Кроме того, ПБУ 14/2007 призвано сблизить требования российских учетных стандартов с международными стандар-тами финансовой отчетности. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 существенно изменило правила форми-рования в бухгалтерском учете и отчетности информации о нематериальных активах орга-низации. Нововведения касаются критериев признания нематериальных активов, состава объектов, принимаемых к учету в качестве нематериальных активов, способов их оценки, возможности переоценки, проверки нематериальных активов на обесценение, а также амор-тизации нематериальных активов. Содержание и порядок составления пояснительной записки к бухгалтерской от-четности Поленова С.Н., кандидат экономических наук, доцент кафедры ╚Бухгалтерский учет╩ Фи-нансовой академии при Правительстве РФ Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности представляет документ, рассматривае-мый как самостоятельная часть бухгалтерской отчетности организации. При составлении годовой бухгалтерской отчетности, в том числе малыми предприятиями, она является обя-зательной. Содержание пояснительной записки определяется требованиями, установленными Положе-нием по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федера-ции, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 ╧ 34н, другими положениями по бухгалтерскому учету, приказами Минфина России. В соответствии с нормами п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 ╧ 129-ФЗ ╚О бух-галтерском учете╩ в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности должна содержаться: существенная информация об организации; существенная информация о фи-нансовом положении организации; сведения о сопоставимости данных за отчетный год и предшествующий ему годы; информация о методах оценки статей бухгалтерской отчетно-сти; сведения о существенных статьях бухгалтерской отчетности; информация о фактах неприменения правил бухгалтерской отчетности в случаях, если они не позволяют досто-верно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности органи-зации, с соответствующим обоснованием; изменения в учетной политике организации на следующий отчетный год. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом Лермонтов Ю.М., консультант Минфина России Последнее время все чаще говорится в прессе, что мировой финансовый кризис сыграл для России роль катализатора для реализации давно поставленных задач и проектов в области налоговой политики государства. В октябре и ноябре 2008 г. Федеральным Собранием РФ был принят ряд законов, реализующих антикризисную программу. Эти законы предусмат-ривали как прямое, так и косвенное влияние на стабилизацию экономики страны и выход из кризисной ситуации. Наиболее неожиданным и масштабным стал Федеральный закон от 26.11.2008 ╧ 224-ФЗ ╚О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федера-ции и отдельные законодательные акты Российской Федерации╩. В этом законе содержатся многочисленные поправки в НК РФ, а также другие нормативно-правовые акты, связанные с законодательством о налогах и сборах. Особое внимание уде-лено налогу на добавленную стоимость, а также амортизации основных средств. Согласно п. 1 ст. 9 Закона от 26.11.2008 ╧ 224-ФЗ практически все рассмотренные поправ-ки вступают в силу с 01.01.2009. Управление налоговыми рисками организаций Назаров Р.А., ведущий консультант по налогообложению ЗАО ╚БДО Юникон╩ В общем смысле налоговый риск - это вероятностное явление, которое в случае наступле-ния может повлечь за собой дополнительные финансовые потери в виде доначисления на-логов (сборов), начисления пеней, штрафов, отказа в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д. Исходя из этого определения управление налоговыми рисками - это процесс, направленный на предупреждение, оценку налоговых рисков (качественную и количественную) и выра-ботку мер по их нейтрализации, устранению (снижению). Управление налоговыми рисками - это важнейший инструмент налогового планирования. Для того чтобы управлять налоговыми рисками, необходимо выявить причины их возник-новения. В статье автор рассматривает объективные и субъективные причины возникновения нало-говых рисков, а также этапы процесса управления налоговыми рисками. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость налоговыми агента-ми Потемини Е.О., заместитель руководителя департамента налогового и финансового кон-салтинга АКГ ╚Интерком-Аудит╩ Организации, стремящиеся добросовестно и в полной мере выполнить обязанности налого-вого агента, сталкиваются с большим количеством неясностей и противоречий в установ-ленном порядке исчисления и уплаты НДС. Несмотря на постоянные изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ, некоторые вопросы так и остаются неурегулированными. В данной статье рассмотрены процедуры уплаты НДС в бюджет налоговым агентом и применения вычета, а также освещены изменения налогового законодательства, внесенные Федераль-ным законом от 26.11.2008 ╧ 224-ФЗ в отношении обязанностей налоговых агентов по НДС: снижают ли эти изменения существующие налоговые риски или ведут к возникнове-нию новых. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Наличные расчеты индивидуальных предпринимателей Семенихин В.В., руководитель ╚Экспертбюро Семенихина╩ Индивидуальные предприниматели согласно п. 5 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций, который определен Федераль-ным законом от 22.05.2003 ╧ 54-ФЗ ╚О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платеж-ных карт╩. Обязанность применения контрольно-кассовой техники установлена ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 ╧ 54-ФЗ. Однако на практике существуют случаи, когда индивидуаль-ный предприниматель не обязан применять контрольно-кассовую технику или же, наобо-рот, обязан, но даже не подозревает об этом. Разобраться в том, кто и когда обязан приме-нять контрольно-кассовую технику поможет данная статья. ВОПРОС - ОТВЕТ Компьютер консультирует бухгалтера Корреспонденция счетов Консультации экспертов ДОКУМЕНТЫ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2008 ╧ 154н ╚Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуаль-ных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную сис-тему налогообложения на основе патента, и Порядок их заполнения╩
|