ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ Нормативно-правовое обеспечение деятельности МЧС России: состояние и перспективы (На вопросы Информационного агентства ╚ГАРАНТ╩ отвечает начальник Правового управления МЧС России А.А. Москалец) Сегодня МЧС России накоплен большой опыт по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Создана серьезная нормативно-правовая база по государственному регулированию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, как на федеральном, так и на региональном уровне. С какими же проблемами в своей деятельности сталкивается МЧС России, какие первоочередные задачи стоят перед министерством в настоящее время? Конкурентные отношения как механизм соединения и реализации факторов экономического роста Молочников Н.Р., доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной экономики и управления персоналом, Кубанский государственный университет 007@mail.kuban.ru Пономарева Т.Г., кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории, институциональной и экспериментальной экономики, Санкт-Петербургская академия управления и экономики ponomareva_tg@mail.ru В статье анализируются особенности современной конкуренции в Российской Федерации. Рассматривается взаимосвязь факторов, типов и моделей экономического роста. Обосновывается необходимость исследования конкуренции на рынке, использования полученных данных для разработки собственной маркетинговой стратегии, ориентированной на то, чтобы слабые конкурирующие стороны превратить в преимущества. Факторы влияния инновационной деятельности и эффективности производства фундаментальных знаний на экономическую безопасность страны Муталимов В.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Ивановский государственный университет (филиал в г. Дербенте) mverdi@yandex.ru Проводится анализ влияния производства фундаментальных знаний на экономическую безопасность страны. Делается вывод, что изменения в мировой экономике приводят к новым факторам влияния инновационной деятельности на экономическую безопасность страны, что требует постоянного обновления теоретических и методологических концепций. Впервые представлены основные факторы влияния и критерии эффективности производства фундаментальных знаний для экономической безопасности страны в глобальной экономике. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Модернизация экономики в России: проблемы, состояние и перспективы (или как выполнить Послание Президента России?) Орленко Л.П., доктор технических наук, профессор, факультет специального машиностроения, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана lporlenko@mail.ru Национальная оборона и безопасность России зависят от успехов в предстоящей модернизации с целью перехода от сырьевой к инновационной экономике. Рассматриваются условия проведения модернизации. Обосновывается необходимость всемерной поддержки тех, кто в ней заинтересован. Также для модернизации требуются огромные средства, примерно несколько триллионов долларов. Наконец, успех метаморфозы зависит от некоррумпированной системы управления. К вопросу о Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа и поиске приоритетов Митрофанова И.В., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социальных и экономических исследований Южного научного центра РАН, профессор кафедры мировой и региональной экономики Волгоградского государственного университета mitrofanova@volsu.ru Старокожева Г.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия и инновационной деятельности, Волгоградский государственный университет labser@volsu.ru Жуков А.Н., аспирант кафедры мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет labser@volsu.ru Обобщены материалы, опубликованные в СМИ в ходе обсуждения проекта комплексной Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., проанализировано общественное мнение по поводу качества этого документа. Авторы убеждены, что альтернативой подготовки стратегий территориального развития в ╚авральном режиме╩ столичными фирмами является целенаправленная работа региональных научных организаций. Иначе появляются документы, не в полной мере отражающие приоритеты развития территории. Оценка влияния социально-экономической дифференциации на развитие регионов Лаврова В.В., аспирант кафедры экономической кибернетики, Марийский государственный университет vikalav@yandex.ru Представлена методика сглаживания региональной социально-экономической дифференциации на примере регионов Приволжского федерального округа. Рассмотрены несколько этапов работы: классификация регионов, моделирование развития и краткосрочное прогнозирование. Использованы методы статистического, эконометрического анализа. Предложены меры, позволяющие снизить социально-экономическую региональную дифференциацию регионов. УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ Проблемы и механизмы обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан Ахмедуев А.Ш., доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН 8 (822) 62√66√86 Абдулаева З.З., кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН 8 (822) 62√66√86 Раскрыты теоретико-методологические основы экономической безопасности региона России. Обоснованы показатели и пороговые значения экономической безопасности Республики Дагестан. Проведен сравнительный анализ состояния экономической безопасности. Предложены пути совершенствования обеспечения экономической безопасности Дагестана. К вопросу о концепции информационной деятельности в государственном управлении Устинович Е.С., кандидат политических наук, профессор, директор Курского филиала Российского государственного торгово-экономического университета lenausti@mail.ru Анализируются информационные процессы, развивающиеся в сфере государственного управления России. Подчеркивается фактическая системность информационной деятельности, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации во главе с Правительством РФ. Однако система информационной деятельности должна прибрести статус правовой, необходимы разработка и принятие закона ╚Об информации и информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации╩. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС Перспективы формирования туристско-рекреационного комплекса в республиках Северного Кавказа Липина С.А., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН, профессор кафедры экономики Института международных экономических связей s.lipina@mail.ru В статье рассматриваются возможности и проблемы развития, а также анализируются особенности и состояние формирующегося в республиках Северного Кавказа туристско-рекреационного комплекса. Опираясь на мировой опыт развития туризма и этносоциальные аспекты региона автором дается оценка возможностей реализации в этом регионе крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие индустрии услуг и развлечений в туристско-рекреационной сфере. Туристская индустрия Волгоградской области: анализ преимуществ и слабых сторон Волков С.К., старший преподаватель кафедры мировой экономики и экономической теории, Волгоградский государственный технический университет ambiente2@rambler.ru Рассматривается развитие индустрии туризма как приоритетная экономическая задача. Проведен SWOT-анализ, определяющий потенциал индустрии туризма Волгоградской области. Выявлены основные проблемы отрасли и намечены пути их решения. Сделан вывод о том, что для наиболее эффективного развития индустрии туризма необходимо выбрать ╚точки роста╩, которые будут способствовать развитию всей отрасли. Ключевая роль в продвижении территориального туристского продукта отводится региональным властям. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Китая Гордиенко Д.В., доктор военных наук, доцент кафедры стратегии Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, действительный член Академии военных наук gordienko@ane.ru Анализируются причины мирового финансово-экономического кризиса и его влияние на экономическую безопасность Китая. Дана оценка обеспечению экономической безопасности в Китае. Представленный подход к оценке уровня экономической безопасности государства дает возможность, с одной стороны, оценить динамику изменения экономической безопасности государства в целом, а, с другой √ сравнить уровни безопасности национального хозяйства в докризисный и посткризисный периоды. КРАТКО: МЧС России: перспективы развития Конкуренция как фактор экономического роста Инновационная деятельность и безопасность Модернизация экономики в России Стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа Угрозы и безопасность Зарубежный опыт
|