ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ понятийном аппарате государственного финансового контроля Саунин А.Н. ; доктор экономических наук, профессор кафедры государственного аудита, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова sauangal@yandex.ru В статье отмечается, что одним из основных условий создания в России эффективной системы государственного финансового контроля является формирование четкой, научно обоснованной и законодательно установленной терминологии. Проведен анализ терминов и понятий, установленных в законодательных актах в сфере государственного финансового контроля. Выявлены противоречия в трактовках понятий вида, формы и методов государственного финансового контроля. Сделан вывод о необходимости разработки и принятия федерального закона о государственном финансовом контроле, устанавливающем общие основы его осуществления во всех звеньях финансовой системы государства, включая единый понятийный аппарат. государственный финансовый контроль, государственный аудит, терминология, виды, формы и методы финансового контроля, Счетная палата РФ, финансовый аудит, аудит эффективности, стратегический аудит ФИНАНСЫ ОБРАЗОВАНИЯ переходе к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ в российской высшей школе на современном этапе ее реформирования Халин В.Г. ; доктор экономических наук, заведующий кафедрой информационных систем в экономике, Санкт-Петербургский государственный университет vhalin@yandex.ru # Чернова Г.В. доктор экономических наук, профессор кафедры управления рисками и страхованием, Санкт-Петербургский государственный университет chernovagalina@yandex.ru Статья посвящена ключевым проблемам финансирования высшего профессионального образования в России на современном этапе ее реформирования. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта финансирования высшего образования, а также с учетом требований Федерального закона от 08.05.2010 ╧ 83-ФЗ и указов Президента России от 07.05.2012 ╧ 597 и ╧ 599 представлен авторский подход к реализации модели нормативно-подушевого финансирования государственных образовательных услуг в российской высшей школе. Приведены примеры использования данного подхода для расчета затрат на реализацию образовательных программ в системообразующих вузах России. Обоснованы и сформулированы предложения по уточнению нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность системообразующих вузов России в части порядка их финансирования. нормативное финансирование государственных образовательных услуг, нормативные затраты на реализацию образовательных программ высшей школы, субсидия на финансовое обеспечение государственного задания, нормативные затраты на оказание образовательной услуги ФИНАНСЫ ОБРАЗОВАНИЯ Методологическое обоснование оценки себестоимости исследовательского проекта высшего учебного заведения Роденкова Т.Н. ; доктор экономических наук, начальник прогнозно-аналитического управления, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова payrea@mail.ru Кондратьева А.А. ; начальник отдела оперативного анализа и прогноза прогнозно-аналитического управления, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова allakond@yandex.ru Климова А.А. ; ведущий специалист прогнозно-аналитического управления, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова alisa.klimova@gmail.com В статье отмечается, что увеличению доли интеллектуальных активов в экономике страны препятствует деконсолидация финансовых ресурсов государства и частных инвестиций в процессе реализации научно-технических проектов и введения в хозяйственный оборот результатов вузовских исследований и разработок. Эти факторы, а также сокращение финансовых обязательств государства в сфере высшего профессионального образования при увеличении издержек на вузовскую науку предопределяют актуальность разработки новых теоретико-методологических подходов к оценке себестоимости исследовательских проектов вуза. дифференциация источников финансирования научно-исследовательской деятельности вуза, теория инвестирования в человеческий капитал, инвестиционная привлекательность вузовских исследований и разработок, финансовая и нефинансовая результативность инвестиций, методология бюджетирования, интеллектуальный капитал, процессно ориентированный подход, бюджет исследовательского проекта вуза, прогнозная и фактическая себестоимость проекта СТРАХОВАНИЕ Современные тенденции развития страхового обеспечения прав интеллектуальной собственности в России и мировая практика страхования Цыганов А.А. ; доктор экономических наук, заведующий кафедрой страхового дела, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации al_ts@rambler.ru В статье рассматриваются наиболее распространенные в мире программы страхования прав интеллектуальной собственности, выделяются имущественные интересы, связанные с созданием, использованием и оборотом объектов интеллектуальной собственности, анализируется история данного страхования в России, даются прогнозы ее развития на основе анализа изменения законодательства об охране интеллектуальной собственности и прецедентов ее защиты в России. страхование, интеллектуальная собственность, патент, страхование интеллектуальной собственности, страхование ответственности, патентный поверенный ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ Таможенные платежи в таможенных процедурах переработки Сухарев А.Н. ; доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права, Тверской государственный университет su500005@yandex.ru В статье раскрыт порядок расчета и уплаты ввозной и вывозной таможенной пошлины, акциза и НДС в таможенных процедурах переработки (на таможенной территории, вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления). Представлены различные варианты уплаты таможенных платежей при отклонении фактических значений выхода продуктов переработки от принятого их нормативного значения. таможенные платежи, таможенные режимы, таможенная пошлина, акциз, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ собенности координации фискальной и денежно-кредитной политики в условиях Европейского экономического и валютного союза Рамазанов С.А. ; доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Нижегородский филиал Московского университета им. С.Ю. Витте ram-nn@yandex.ru Одиноков В.А. ; кандидат экономических наук, заведующий кафедрой финансов и кредита, Нижегородский филиал Московского университета им. С.Ю. Витте odvl-nn@yandex.ru В статье рассматривается макроэкономическая политика Европейского союза (ЕС), которая включает в себя наднациональную денежно-кредитную политику, элементы наднациональной бюджетной политики и национальные фискальные политики отдельных европейских стран. Выявлена подчиненная роль в ЕС бюджетной и налоговой политики по отношению к денежно-кредитной. Изучаются экономические нормативы в области дефицита бюджета, государственного долга, процентных ставок и степень их выполнения отдельными европейскими государствами. Проанализирована бюджетная политика ЕС с учетом источников финансирования и структуры расходов. Обращается внимание на фундаментальные отличия в реализации экономической политики в наиболее крупных и высокоразвитых государствах, несбалансированность налоговых систем отдельных европейских стран бюджетная и налоговая политика, денежно-кредитная политика, экономическая интеграция, единая европейская валюта, бюджетный дефицит, государственный долг, бюджет европейского союза, координация экономической политики, процентные ставки ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ Глобальное регулирование национальных финансово-бюджетных систем: восстановление стабильности Cульженко В.С. ; аспирант кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) viksana-1234@yandex.ru В статье в целях сохранения финансовой стабильности РФ рассматривается вопрос об использовании правил финансовых практик промышленно развитых стран (прототип Пакта о стабильности и росте), которые можно рассматривать в качестве составляющих мер по уменьшению рисков проводимых реформ. Особое значение обретает введение единых регулятивных мер, среди которых важное место занимает Национальный совет по финансовой стабильности. финансовая глобализация, глобальное регулирование, финансово-бюджетные системы, финансовые риски, финансовая стабильность, Национальный совет по финансовой стабильности
|