Saldo.ru

Новости информационных агентств / СП: Бюджет недополучил 20 млрд руб. налога на прибыль и НДПИ

27 января 2025, Понедельник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Новости информационных агентств

Новости информационных агентств


04/12/2013

СП: Бюджет недополучил 20 млрд руб. налога на прибыль и НДПИ

Федеральный бюджет недополучил 20 млрд руб. в виде налога на прибыль и НДПИ за 2007-2012 годы. Об этом говорится в сообщении Счетной палаты по результатам проверки состояния и развития минерально-сырьевой базы, эффективности использования недр и формирования доходов федерального бюджета от ее использования, соблюдения природоохранного законодательства в период 2007-2012 годов. На Коллегии контрольного ведомства отмечалось, что в проверяемом периоде минерально-сырьевая база России развивалась в соответствии с Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. За указанный период прирост запасов был получен по 38 из 146 видов полезных ископаемых (26%), воспроизводство по 27 видам (18.5%). В то же время по 62 видам полезных ископаемых запасы уменьшились более чем на 42.5%.Расходы федерального бюджета на геологоразведочные работы в проверяемом периоде росли с 19.9 млрд руб. в 2007 году до 27.1 млрд руб. в 2012 году и составили более 122 млрд руб. Однако, как подчеркнул аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, за счет этих средств был обеспечен прирост в основном только прогнозных ресурсов основных видов полезных ископаемых. В то же время прирост непосредственно запасов полезных ископаемых был обеспечен преимущественно за счет средств недропользователей, которые потратили на эти цели более 1.069 трлн руб. При этом значительный удельный вес прироста запасов обеспечен за счет доразведки разрабатываемых месторождений и их переоценки, производимой в основном крупными добывающими компаниями, которые имеют значительные запасы полезных ископаемых. Вместе с тем, результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о наличии пробелов в нормативно-правовом регулировании отношений в области недропользования.Так, анализ динамики соотношения объемов прогнозных и фактических платежей за недропользование, ежегодно поступавших в федеральный бюджет в период с 2007 по 2012 годы, показал, что за исключением 2010 и 2011 годов фактические объемы платежей за пользование недрами превышали прогнозные величины. При этом максимальное превышение (65.6 млрд руб.) было достигнуто в 2008 году. Это объясняется тем, что Минприроды России в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ не разработало и официально не согласовало с Минфином России методику расчета прогнозируемых доходов федерального бюджета для территориальных органов.Минприроды России также не внесло в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, конкретизирующих понятия "отходы добывающей промышленности", "отходы перерабатывающей промышленности", "специализированный полигон" и "промышленная площадка", что позволило недропользователям субъективно применять различные нормативы платы за тонну отходов (0.4 руб. или 15 руб. за тонну отходов) и понижающий коэффициент 0.3 при размещении отходов на промышленных площадках."В результате только по проверенным организациям-недропользователям в консолидированный бюджет Российской Федерации недопоступила плата за негативное воздействие на окружающую среду на сумму 1.2 млрд руб.", - констатировал аудитор.Кроме того, Минприроды России не были внесены в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, устанавливающих понятие "согласованный уровень добычи", которое является основным показателем лицензионного соглашения."Отсутствие указанного понятия, порядка его расчета и требований по его определению обусловило снижение доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации", - подчеркнул Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Аудитор также сообщил, что суммарный объем разовых платежей за пользование недрами, поступивших в федеральный бюджет по итогам аукционов (конкурсов) в 2007-2012 годах, составил 304.8 млрд руб. и имел тенденцию к снижению в ежегодном разрезе. По словам аудитора, основной причиной большинства несостоявшихся аукционов и конкурсов является ухудшение качества выставляемых на аукционы (конкурсы) участков недр, вследствие исчерпания поискового задела, а также расположение ряда участков недр в слабо освоенных районах с неразвитой транспортно-энергетической инфраструктурой. В качестве других причин на Коллегии назывались недостаточный уровень организации проведения аукционов, а также невыполнение территориальными органами Роснедр своих полномочий. "В результате не состоялось 53% от запланированных аукционов, что обусловило значительное снижение объемов поступления доходов федерального бюджета по данному коду бюджетной классификации", - отметил аудитор.На Коллегии также отмечалось, что воспроизводство минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета осуществляется без учета потребности экономики в минеральном сырье (кроме топливно-энергетического комплекса, в котором потребность определена Энергетической стратегией России по 22 видам полезных ископаемых). Так, к примеру, при наличии в России запасов редких и редкоземельных металлов потребность в них обеспечивалась за счет импорта."В целом можно констатировать, что только устранение имеющихся пробелов в нормативном регулировании отношений в области недропользования способно значительно повысить доходы федерального бюджета и улучшить систему отношений в данной сфере", - резюмировал свое выступление Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.Коллегия приняла решение направить представления в Минприроды России, ОАО "Гайский ГОК", ОАО "Южкузбасуголь", ЗАО "Полюс". Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в Правительство РФ, палаты Федерального Собрания и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Минерально-сырьевая база (МСБ) России является основным источником формирования доходной части федерального бюджета (свыше 53%).На государственном балансе запасов состоит 146 видов полезных ископаемых, по ряду которых таким как алмазы, газ, палладий, титан, уголь, железная руда, серебро, нефть, Россия относится к числу мировых лидеров.

AK&M