Saldo.ru

Новости информационных агентств / Система докапитализации банков не начала работать в полную силу, СП

18 июня 2024, Вторник
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Новости информационных агентств

Новости информационных агентств


30/07/2015

Система докапитализации банков не начала работать в полную силу, СП

Система докапитализации банков пока не начала работать в полную силу и ещё не оказывает того оздоровляющего влияния на экономику, которое от неё ожидалось. Об этом говорится в сообщении Счётной палаты по результатам мониторинга и выборочной проверки условий и объёмов размещения АСВ облигаций федерального займа в субординированные займы банков и оплаты такими облигациями субординированных облигационных займов банков.Как показывают результаты мониторинга, необходимые для докапитализации средства в виде ОФЗ на 1 трлн руб. по номиналу были в полном объёме переданы государством АСВ ещё в конце 2014 года. Нормативная правовая база для осуществления докапитализации банков была создана менее чем за месяц в декабре 2014 года - январе 2015 года. Однако после этого до заключения первого договора о предоставлении банку докапитализации (27 апреля 2015 года) прошло около 3.5 месяцев, - отметил аудитор Андрей Перчян на коллегии контрольного ведомства.Он также сообщил, что на сегодняшний день существует три механизма докапитализации банков, для каждого из которых Правительством утверждены перечни банков, имеющих право получить по нему докапитализацию.Первоначально установленный порядок предоставления докапитализации предусматривает передачу банкам ОФЗ в обмен на их облигации такого же срока. По этим облигациям банки должны платить на 1 процентный пункт больше, чем по переменному купону ОФЗ. Агентство, в свою очередь, должно полностью перечислять полученные выплаты в федеральный бюджет. То есть, все расходы бюджета на купонные выплаты по ОФЗ полностью компенсируются и еще остается небольшой положительный доход. Однако на таких условиях большинство банков, включённых в список, не проявили интереса к получению докапитализации.В этой связи в апреле 2015 года были приняты изменения в законодательство, которые дополнительно установили ещё два возможных порядка предоставления банкам докапитализации: предоставление банкам субординированных займов со сроком возврата не менее 50 лет и с правом продления; предоставление банкам ОФЗ в обмен на их привилегированные акции. Такие условия более привлекательны для банков, однако, по мнению Счётной палаты, они связаны с определенными рисками для федерального бюджета. В частности, это возможность неритмичного поступления и недополучения доходов бюджета по сравнению с первоначальными условиями.На коллегии также отмечалось, что в апреле и июле текущего года были внесены изменения в федеральный бюджет на 2015 год, которые предусматривают уменьшение объёма средств, направляемых на докапитализацию банков, до 838 млрд руб. за счёт перераспределения ОФЗ на 162 млрд руб. на поддержку предприятий других отраслей. В частности, 100 млрд руб. направляется на оплату акций ПАО "Объединённая авиастроительная корпорация", 30 млрд руб. - ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" и 32 млрд руб. - ОАО "Российские сети". "Из-за изменения механизмов использования ОФЗ также возникает риск недополучения доходов федерального бюджета от переданных в АСВ ОФЗ, которые, по информации Минфина, должны были составить 111.4 млрд руб.", - отметил А.Перчян.По состоянию на 1 июля 2015 года АСВ получило согласие на докапитализацию от 26 банков и банковских групп из перечней, утверждённых Правительством РФ. Из 838 млрд руб., которые предназначены для докапитализации банковской системы, за этими банками зарезервировано 821.5 млрд руб.В первом полугодии заключено 6 договоров с кредитными организациями о приобретении субординированных обязательств, ещё один договор заключен в июле (с Совкомбанком, КБ "Петрокоммерц", банком "Финансовая корпорация Открытие", Московским кредитным банком, АКБ "АК Барс", Новикомбанком, Абсолют Банком). Общая номинальная стоимость переданных банкам облигаций составляет 117 млрд руб. То есть из общей суммы ОФЗ, переданных АСВ для докапитализации системно значимых кредитных организаций (838 млрд руб.), фактически использовано только 14%. "Такой уровень использования ОФЗ на поддержание стабильности банковской системы, а также необходимого уровня кредитования организаций приоритетных отраслей экономики можно оценить как низкий", - констатировал аудитор.Доходы по переданным в АСВ ОФЗ, а также по субординированным займам банков были в первом полугодии перечислены в федеральный бюджет в полном объёме. Их общая сумма составила 22.3 млрд руб.К настоящему времени отчёт об использовании полученных средств поступил только от одного банка. Это Совкомбанк, который первым заключил договор субординированного займа (27 апреля). Согласно представленному отчёту, Совкомбанк увеличил кредитование приоритетных отраслей в среднем на 12%, прежде всего, за счёт кредитов на строительство, а также малому и среднему бизнесу. В то же время кредитование субъектов Российской Федерации увеличилось почти на 1000% или в 11 раз - с 900 млн руб. до 9.7 млрд руб., подчёркивает Счётная палата."На основании одного отчёта рано делать окончательные выводы. Однако, если для банков и дальше будет более комфортно и менее проблемно кредитовать регионы, чем давать деньги реальному сектору экономики, то это, наверное, не то, ради чего начиналась программа докапитализации", - отметил А.Перчян.Отдельно на коллегии был поднят вопрос о механизмах и порядке докапитализации региональных банков. На данный момент на все региональные банки предусмотрено 8.5 млрд руб. Это примерно четвёртая часть того, что в среднем приходится на один банк из числа тех, которые получают докапитализацию по ранее утвержденным спискам. "Это ограничивает возможности докапитализации и, соответственно, расширения кредитования реального сектора на региональном уровне", - отметил аудитор.

AK&M