Saldo.ru

Материалы конференций / Выступление Шеремета А.Д. Президента Международной Ассоциации бухгалтеров и аудиторов ╚Содружество╩

17 ноября 2024, Воскресенье
Мастер-СальдоSaldo.ru: Бухгалтерский сервер Вход для своих
Стань своим на Saldo.ru
Забыли пароль?

Вы здесь: Saldo.ru / Бухгалтерские новости / Материалы конференций

Материалы конференций

Статьи и материалы с конференций.

11/12/2007

Выступление Шеремета А.Д. Президента Международной Ассоциации бухгалтеров и аудиторов ╚Содружество╩

Шеремет Анатолий Данилович √ Президент Международной Ассоциации бухгалтеров и аудиторов ╚Содружество╩, д.э.н., профессор, сопредседатель Совета АПР

Тема выступления: Международная и российская практика повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров

Совет по аудиторской деятельности при Минфине разработал стандарт образования аудиторов в РФ. Его вступление в силу последует за принятием новой редакции закона об аудиторской деятельности, который в настоящее время готовится ко второму чтению в Госдуме.
Основой стандарта является серия из восьми стандартов образования Международной федерации бухгалтеров. Семь стандартов предназначены для профессионального бухгалтера, они также обязательны для подготовки аудиторов. А в восьмом стандарте говорится о дополнительных требованиях к профессиональному бухгалтеру, если он хочет стать аудитором. Требования восьми международных стандартов образования включены в единый стандарт образования аудитора, в котором первые семь стандартов рассматриваются с учетом восьмого стандарта.
Прежде всего, стандарт содержит требования к начальному уровню образования кандидата в аудиторы. Сегодня на аттестат аудитора могут претендовать только лица, имеющее высшее экономическое или юридическое образование, тогда как после вступления в силу нового стандарта его смогут получить лица с любым высшим образованием. Однако разным будет подход при подготовке к сдаче квалификационного экзамена. Так, при наличии степени магистра с образованием по направлениям бухучет, анализ и аудит экзамен можно будет сдавать без обязательной подготовки, степень бакалавра по направлению бухучет, анализ и аудит требует дополнительной подготовки сроком не менее 240 часов, при образовании по общеэкономическому направлению и по неэкономической специальности дополнительная подготовка зависит от вида высшего образования.
Требования к начальному уровню образования кандидата. Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" и начальным уровнем является диплом о высшем экономическом и юридическом образовании. Таким образом, будущий аудитор должен иметь один из нижеперечисленых дипломов об образовании:
Высшее образование по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" - магистр (или специалист). Такие специалисты могут без обязательной подготовки сдавать экзамен на единый аттестат аудитора.
Высшее образование по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" - бакалавр. Бакалавр обязан пройти не менее 240 часов базовой подготовки.
Высшее образование по экономическим, но не бухгалтерским специальностям (бакалавр, магистр, специалист). Кандидаты должны пройти обязательную подготовку (240 часов) и дополнительную подготовку, содержание и продолжительность которой зависят от вида высшего образования, которым обладает кандидат. Те дисциплины из перечня диплома по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", которых нет в дипломе кандидатов 3-й категории, должны быть включены в дополнительную подготовку.
Высшее образование по юридическим специальностям или любое неэкономическое высшее образование, если это будет предусмотрено в Законе (бакалавр, специалист, магистр). Такие специалисты проходят подготовку по общепринятой программе (240 часов) и дополнительную подготовку по недостающим дисциплинам. Набор этих дисциплин придется устанавливать для каждого конкретного кандидата. А учитывая, что одна и та же дисциплина в разных вузах называется по-разному и программы не всегда соответствуют друг другу, аудиторским организациям (учебным центрам, экзаменационным комиссиям) придется решать, засчитывать ли ту или иную дисциплину (как это делается при переводе студентов из одного вуза в другой).
Второй раздел вышеуказанного документа определяет содержание программы предквалификационного образования кандидата. Предквалификационное образование - это подготовка к сдаче экзамена на единый аттестат по аудиту. Для успешной деятельности аудитору необходимы три компонента основных профессиональных знаний, которые Стандарт устанавливает так же, как и международные стандарты.
1. Бухгалтерский учет, аудит, финансы и связанные с ними области знаний.
2. Организация и управление бизнесом (эти знания дает вузовская общеэкономическая подготовка).
3. Информационные технологии (эти знания дает вузовская подготовка).
Бухгалтерский учет, аудит, финансы и связанные с ними области знаний составляют основу деятельности аудитора. Минимальный набор учебных курсов включает:
- бухгалтерский (финансовый) учет и отчетность, что совпадает с международным стандартом;
- управленческий учет и контроль, что также совпадает с международным стандартом;
- финансы, финансовый менеджмент и анализ. В международном стандарте эта дисциплина называется "Финансы и финансовый менеджмент", причем при расшифровке указано, что знание финансов и финансового менеджмента включает анализ финансовой отчетности, финансовых инструментов, рынков ценных бумаг - отечественных и международных, управление ресурсами. Эта расшифровка учтена в Стандарте;
- налогообложение;
- правовое регулирование хозяйственной деятельности;
- аудит;
- профессиональные ценности и этика.
Знания в организации и управлении бизнесом кандидаты получают в высшей школе, и если есть отметка в перечне дисциплин в дипломе о высшем образовании, то эти дисциплины засчитываются, а если нет, то такие дисциплины должны войти в дополнительную подготовку.
Знания по информационным технологиям также приобретаются кандидатами в высшей школе, при их недостаточности - с помощью отдельных курсов, на рабочем месте. Поскольку курсы могут формулироваться в различных вузах по-разному, должна быть создана экспертная комиссия, которая определит, можно ли зачесть этот компонент.
Программа предквалификационного образования кандидата предусматривает обязательное изучение дисциплин первого компонента знаний аудитора, составляющих основу профессионального образования аудитора. Эти дисциплины изучаются в объеме продвинутых курсов вузовского экономического образования. Продвинутыми курсами считаются курсы для подготовки профессионального бухгалтера и аудитора, в рамках которых такие предметы, как "Аудит", "Бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность", должны изучаться на углубленном уровне. Под углубленным уровнем понимается уровень знаний, который является, во-первых, более глубоким по сравнению с тем уровнем, который считается обязательным для лиц, признаваемых профессиональными бухгалтерами во всех областях, кроме аудита, во-вторых, достаточным для того, чтобы специалисты по аудиту могли квалифицированно выполнять свои функции.
На углубленном уровне содержание предмета "Аудит" должно включать следующие темы:
- передовые методы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе актуальные текущие вопросы и последние изменения в этой области;
- международные стандарты аудита (МСА), международные стандарты аудиторской практики (МСАП) и (или) любые применяемые национальные стандарты, эквивалентные указанным международным стандартам.
На углубленном уровне содержание предмета "Бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность" должно включать следующие темы:
- порядок и практика финансового учета и отчетности, в том числе текущие вопросы и последние изменения в этой сфере;
- международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и (или) любые применяемые международные, национальные стандарты, эквивалентные указанным международным стандартам.
Программа квалификационных экзаменов должна предусматривать проверку знаний не только компонента бухгалтерского образования "Бухгалтерский учет, аудит, финансы и связанные с ними дисциплины", но и компонента "Организация и управление бизнесом" и компонента "Информационные технологии", уровень знаний по которым считается достаточным в рамках получаемого высшего образования. При этом информационные технологии должны быть тесно увязаны со всеми дисциплинами компонента "Бухгалтерский учет, аудит, финансы и связанные с ними дисциплины".
Важной составляющей частью программ образования аудиторов является развитие навыков, позволяющих успешно использовать общие и специальные знания на практике. Для того чтобы стать квалифицированным аудитором, кандидат должен приобрести следующий круг навыков (в Стандарте дана их расшифровка):
- интеллектуальные;
- специальные и функциональные;
- личностные;
- межличностные и коммуникативные;
- организаторские и управленческие.
Наличие этих навыков проверяется в процессе экзамена.
Основные этические принципы, которые применимы ко всем профессиональным сотрудникам в области бухгалтерского учета, приобретают дополнительное значение в сфере аудита в связи с тем авторитетом, который имеет аудиторское мнение для пользователей, и интересом общественности к этической стороне аудиторской деятельности. Поэтому, для того чтобы иметь право принимать активное участие в аудиторских проверках финансовой (бухгалтерской) отчетности, специалисты должны придерживаться установленных профессиональных ценностей и соблюдать профессиональные этические нормы и правила при проведении аудиторских работ.
Профессиональные ценности, этика и этические отношения, которыми руководствуется в своей деятельности аудитор, должны содержаться в кодексах этики, разрабатываемых на основе Кодекса этики IFAC саморегулируемыми аудиторскими объединениями.
Требования по практическому опыту международных стандартов и российского стандарта, касающиеся продолжительности практической работы, совпадают: не менее трех лет. В стандарте Минфина конкретизировано, что из последних трех лет два года кандидат должен работать в аудиторской фирме (в качестве сотрудника, стажера или практиканта). В международных стандартах указано, что этот стаж можно получить и до квалификационной подготовки, и во время подготовки, и после, но претендент получает аттестат только после необходимого стажа аудиторской работы. Согласно Стандарту практический стаж обязателен до сдачи экзамена. Таким образом, мы не ограничиваемся констатацией наличия такого опыта, надо убедиться, что этот опыт не формальный, а по существу. Наличие практического опыта проверяется, и, кроме того, требуются от претендента на аттестат три рекомендации аудиторов.
Профессиональные возможности и компетентность кандидатов должны быть официально оценены до принятия решения об их квалификации в качестве аудитора. Профессиональные возможности и компетентность могут оцениваться в несколько этапов на разных стадиях предквалификационной программы. Однако финальная часть оценки должна быть организована на уровне, максимально приближенном к требованиям оценки для получения квалификации аудитора.
В обязательном порядке должны выполняться следующие требования к финальной проверке (экзамену, испытанию) профессиональных возможностей и компетентности кандидата в аудиторы:
- значительная часть процедуры проверки кандидата должна проводиться в письменной форме;
- проверка должна быть надежной и обоснованной;
- для максимальной объективности проверка должна охватывать существенную часть профессиональных знаний, профессиональных навыков, а также подтверждать соблюдение кандидатом профессиональной этики.
Система повышения квалификации предполагает непрерывное профессиональное развитие. Этот раздел имеет большое значение и для профессионального бухгалтера, и для профессионального аудитора, но у аудиторов есть свои особенности. Указано, что непрерывное профессиональное образование аудиторов является важнейшим условием пребывания в саморегулируемых аудиторских организациях.
Система непрерывного профессионального развития направлена как на повышение квалификации специалистов, так и на приобретение ими новых профессиональных знаний и навыков, которыми они еще не обладали на момент получения квалификации аудитора. Так, для активного участия в проведении аудиторских проверок финансовой отчетности конкретных отраслей экономики (банковское дело, страхование, биржи, внебюджетные фонды, инвестиционные институты) и выполнения особых видов работ (аудиторские проверки транснациональных компаний, консолидированной финансовой отчетности, отчетности, составленной по МСФО) специалисту по аудиту может потребоваться более узкоспециализированное обучение. Требования профессиональной этики предполагают, что аудиторы не вправе указывать неверную информацию о своем опыте и не могут принимать участие в работах, которые они не в состоянии выполнить из-за недостаточной квалификации.
Организация непрерывного профессионального развития находится в ведении саморегулируемых аудиторских организаций, которые в этой части несут по отношению к своим членам следующие обязанности.
1. Разъяснять необходимость постоянного совершенствования компетентности, а также участия в непрерывном профессиональном развитии как нравственной обязанности аудитора.
2. Рекомендовать различные формы непрерывной образовательной деятельности, например:
- обучение по программам повышения квалификации, разработанным и утвержденным саморегулируемыми аудиторскими объединениями по согласованию с уполномоченным федеральным органом;
- защита диссертации на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук по дисциплинам, включенным в программу предквалификационного образования аудитора;
- публикация монографий, статей, учебников и учебных пособий по дисциплинам, включенным в программу предквалификационного образования аудитора;
- участие в разработке нормативных актов для различных уровней управления аудиторской деятельностью и ее регулирования.
3. Устанавливать минимальную продолжительность или иные способы подтверждения непрерывного профессионального образования.
Также образовательный стандарт предполагает соответствующую систему повышения квалификации.

До 1 января 2011 года аудиторы, имеющие любой из действующих сегодня аттестатов, могут сдать экзамен на получение единого аттестата аудитора без учета новых требований по стажу работы, а с 1 января 2011 года они будут сдавать этот экзамен на общих основаниях. Кроме того, без сдачи этого экзамена такие специалисты имеют право осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии со своими аттестатами, а после 1 января 2011 года √ по всем направлениям, кроме аудита кредитных и страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов.