САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 22:4926-04-2024
Пятница

 
Эксперты компании "Референт"
Материал предоставлен компанией "Референт"

Консультации от компании "Референт" (выпуск N 421)

Ситуация. ООО находится на УСНО (доходы-расходы).
Вопрос.Как правильно вывести остатки по счетам при закрытии 2012 года при составлении бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках организации на УСНО? Какие ПБУ обязано использовать малое предприятие с 01.01.2013 г.?
Ответ. В соответствии с п. 3 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, перешедшие на УСНО, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения. Организация, применяющая УСНО, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года. Если Ваша организация решила перейти с упрощенной на общую систему налогообложения с 2013 года, то Вы обязаны уведомить о своем решении налоговый орган не позднее 15 января 2013 года.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.
Хотя Закон о бухгалтерском учете освобождает организации, применяющие УСНО, от обязанности ведения бухгалтерского учета, Минфин РФ в письмах от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67, от 13.04.2009 N 07-05-08/156 и УФНС России по г. Москве в письме от 05.08.2010 N 16-15/082464 рекомендовали вести бухгалтерский учет "упрощенцам". В большинстве случаев организации следуют этим рекомендациям и ведут бухгалтерский учет также, как если бы они применяли общий режим налогообложения. А в случае, если организация выплачивает дивиденды своим учредителям, она просто обязана составлять бухгалтерскую отчетность и рассчитывать финансовый результат.
В связи с тем, что Вам необходимо составить начальный баланс на момент использования общего режима налогообложения, т.е. на 01.01.2013 , Вашей организации необходимо восстановить бухгалтерский учет за время применения "упрощенки". Действующие формы бухгалтерского баланса предусматривают представление сравнительных данных за 3 периода: на отчетную дату, на конец предыдущего года и конец предшествующего предыдущему году. Если Вы применяли УСНО длительное время и восстановить учет сложно, возможно выходом будет проведение инвентаризации имущества и обязательств организации на дату перехода. Данные инвентаризации будут служить основанием для составления баланса на дату ее проведения.
Что касается применения положений по бухгалтерскому учету, малые предприятия (далее МП) обязаны использовать нормы ПБУ, кроме тех, в которых специально прописано, что малые предприятия могут их не применять. В частности, МП могут не применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций". ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" может также не применяться малыми предприятиями, кроме тех из них, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010).
В 2010 году были введены новые правила ведения бухгалтерского учета субъектами малого бизнеса, утвержденные Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н. Поправки направлены на упрощение порядка ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Новыми льготами не смогут воспользоваться только те малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Причина в том, что они относятся к общественно значимым организациям и поэтому должны вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчетность по общеустановленным правилам.
Применение упрощенных правил ведения бухучета является правом, а не обязанностью малых предприятий. Если организация, относящаяся к субъектам малого бизнеса, решила ими воспользоваться, ей следует зафиксировать соответствующие положения в учетной политике по бухгалтерскому учету.
ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" дополнены нормами, согласно которым малым предприятиям дано право признавать доходы и расходы по кассовому методу. Доходы - по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), а расходы - после погашения задолженности.
Согласно поправке в ПБУ 15/2008 субъекты малого предпринимательства вправе признавать все расходы по займам как прочие расходы. Другими словами, в случае приобретения инвестиционных активов малые предприятия в отличие от других организаций могут не включать проценты по заемным средствам в их стоимость, а списывать их сразу в дебет счета 91 в качестве прочих расходов.
Новая норма в ПБУ 19/02: "Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном ПБУ 19/02 для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется".
Согласно Приказу N 144н субъектам малого предпринимательства разрешено не применять нормы ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" и ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".
Для субъектов малого бизнеса в п. 9 ПБУ 22/2010 появилась дополнительная норма, которая регламентирует порядок исправления существенных ошибок прошедшего года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Малое предприятие имеет право исправлять такие ошибки в том же порядке, который прописан в п. 14 ПБУ 22/2010 для несущественных ошибок. Это означает, что субъект малого бизнеса, обнаружив существенную ошибку за истекший год, после утверждения соответствующей годовой бухгалтерской отчетности может отразить сумму корректировки не на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", как остальные организации, а на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В результате таких бухгалтерских записей у малых предприятий суммы корректировки при исправлении ошибок прошлых лет будут влиять на финансовый результат текущего отчетного периода.
Приказом N 144н также были внесены изменения в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". В этом бухгалтерском стандарте появился новый п. 15.1, в котором разъяснен упрощенный порядок отражения последствий изменившейся учетной политики для субъектов малого бизнеса. Согласно новому пункту малое предприятие имеет право отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно.
Обращаем Ваше внимание, что в новом Законе "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ (пункт 3 статьи 20) заявлена необходимость упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций. Однако до настоящего времени никаких нормативных актов по этому вопросу нет.
Так что будем ждать принятия новых соответствующих законов.

Генеральный директор к.э.н. Н.Н. Ахметжанова
ООО "АУДИТОРИЯ" www.auditorija.ru

*****

Вопрос. Начисляются ли взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов?
Ответ. В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. При этом данная предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в РФ.
Однако, в ст. 1 данного Закона сказано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах. Кроме этого, указано, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования. При этом особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется Законом N 125-ФЗ. Базой для начисления указанных страховых взносов являются выплаты физическим лицам, работающим по трудовым договорам, за исключением выплат, поименованных в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ. Кроме этого, данным Законом не установлены какие-либо ограничения на суммы выплат в пользу физических лиц, на превышение которых не следует начислять страховые взносы.

ЗАО "Аудит БТ"

*****

Ситуация. Сотрудники ФСС при подаче уточненных сведений, содержащихся в Реестре, требуют предоставить пояснительную (объяснительную) записку, относительно этих уточнений.
Вопрос. Насколько это законно и правомерно?
Ответ. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" органы контроля за уплатой страховых взносов (в т.ч. ФСС) имеют право вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер.
Поэтому требование сотрудников ФСС о даче пояснений по уточненным сведениям является правомерным.

Генеральный директор Заварцев В.Н.
Аудиторская фирма "ОПТИМ АУДИТ"

*****

Ситуация. Наша организация заключила договор возмездного оказания услуг. Предмет договора . консультационные услуги по проектированию и разработке автоматизированной системы управления на основе 1С8.2.
Вопрос. Как необходимо учесть расходы по данному договору? Обязаны ли мы отнести их к НМА или можем списать на расходы, и в течении какого времени?
Ответ. Право на использование программы для ЭВМ, в отношении которого предоставляется простая (неисключительная) лицензия, ограничено пределами, предусмотренными лицензионным соглашением с конечным пользователем.
Обратимся к Гражданскому Кодексу РФ, который регламентирует подобные договоры:
Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).
По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату (п. 1 ст 1235 ГК РФ).
Лицензионный договор может предусматривать предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия) (п. 1 ст. 1236 ГК РФ).
Исходя из сути вопроса, эксперт пришел к выводу, что по договору оказания консультационных услуг по проектированию и разработке АСУ на основе 1С8.2., подрядчик лишь дорабатывает имеющуюся стандартную программу, т.е. неисключительного права на результат интеллектуальной деятельности (на программу 1С) не получено.
Пунктом 39 ПБУ 14/2007 установлено, что нематериальные активы, полученные в неисключительное пользование, учитываются пользователем (лицензиатом) на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Отражение в бухгалтерском учете организации операций, связанных с предоставлением (получением) права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (за исключением права использования наименования места происхождения товара), осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других аналогичных договоров, заключенных в соответствии с установленным законодательством порядком (п. 37 ПБУ 14/2007).
При этом платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде периодических платежей, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором, включаются пользователем (лицензиатом) в расходы отчетного периода. Платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора (п. 39 ПБУ 14/2007).
Эти нормы означают, что расходы по НМА, полученным от правообладателя в пользование (передано неисключительное право) включаются пользователем (лицензиатом) в расходы отчетного периода в соответствии с установленными сроками платежей по договору, а сам НМА учитывается на забалансовом счете 012 (например). Если же лицензиаром установлен фиксированный платеж, то его сумма учитывается на счете 97 и распределяется на расходы равномерно в течение срока действия договора. Если лицензионным договором срок не определен, договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). Следовательно, и расходы по такому договору в бухгалтерском учете следует отражать с распределением на 5 лет.
Учитывая вышеизложенное сообщаем, что, по нашему мнению,
1. Вы не вправе учесть расходы по договору в составе НМА.
2. Расходы по данному договору списываются единовременно в момент принятия работ по акту приемки-сдачи услуг.

Ведущий аудитор Новоселова Д.М.
ООО "АУДИТОРИЯ"

*****

Ситуация. Организация находится на УСН, оказывает консультационные услуги населению по английскому языку (ОКВЭД 93.05) за наличный расчет.
Вопрос. Можем ли мы использовать БСО при расчетах (нет ККМ)?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено "Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение), а также установлен порядок осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Данный порядок могут применять организации, оказывающие услуги населению, которые перечислены в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
В данному случае, полагаем, что консультационные услуги населению по английскому языку могут быть отнесены к услугам в системе образования, таким как, например, обучение населения на курсах иностранных языков (код ОКУН 115100).
Однако, поскольку мы не располагаем полной информацией о том, что конкретно включают в себя консультационные услуги по английскому языку в данном случае, однозначно идентифицировать данные услуги в качестве образовательных либо иных в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению не представляется возможным.
В связи с этим, обращаем Ваше внимание, что если услуги, оказываемые Вашей организацией, поименованы в ОКУН, то организация вправе не применять ККТ, а использовать бланки строгой отчетности в соответствии с приведенным выше Положением. В противном случае организация обязана применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Солонцова Ольга ООО "МАК "СтолыпинЪ"
Тел. (499) 374-60-90