САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 04:3418-04-2024
Четверг

 
А. Б. Сухов
Материал предоставлен журналом "Акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Приказу Росстата от 29.12.2012 . 670.

Одна из задач вступившего не так давно в силу Закона о бухгалтерском учете - упорядочение предоставления пользователям бухгалтерской отчетности. Действовавший ранее Федеральный закон от 21.11.1996 N 129 ФЗ "О бухгалтерском учете" в п. 1 ст. 15 указывал на то, что все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, подают годовую бухгалтерскую отчетность, в частности, территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
В статье 18 Закона о бухгалтерском учете об этом говорится полнее. Вводится понятие обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Именно его представляют в органы статистики по месту государственной регистрации. Делать это должны экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и ЦБР, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Согласно ст. 13 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. А вот промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Соответственно, в органы статистики представляется экземпляр именно годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Поскольку согласно ч. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, кроме случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, постольку обязательный экземпляр сдается не позднее 31 марта следующего года.

Обратите внимание:
Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год представляется в органы статистики в соответствии с Законом о бухгалтерском учете (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Частью 4 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете установлено, что Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - Порядок) утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности. В связи с этим издан Приказ Росстата от 29.12.2012 N 670 "Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности".
Приказ Росстата N 670 опубликован в "Российской газете" 25.02.2013 и вступил в силу через 10 дней после опубликования.
В отношении того, кто должен представлять обязательный экземпляр, Порядок повторяет положения Закона о бухгалтерском учете: это экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Но в Порядке есть дополнение, что это юридические и физические лица. Под последними Закон о бухгалтерском учете понимает индивидуальных предпринимателей, а также адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.
Однако согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, могут не вести бухгалтерский учет, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов, иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Так, индивидуальные предприниматели, перешедшие на спецрежим в виде уплаты ЕНВД, ведут учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствии со ст. 346.29 НК РФ. В Письме Минфина России от 08.08.2012 N 03 11 11/233 указывается, что поэтому индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД подпадают под действие п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете и могут не вести бухгалтерский учет исходя из данного закона.
В этом же письме отмечается, что в силу ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО.
То есть индивидуальные предприниматели, применяющие
УСНО, а также перешедшие на патент, вправе не вести бухгалтерский учет в отношении предпринимательской деятельности в рамках УСНО и, соответственно, как и предприниматели-"вмененщики", не обязаны представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность (см. также письма Минфина России от 28.02.2013 N 03 11 11/87, от 23.10.2012 N 03 11 11/324, от 05.09.2012 N 03 11 11/267, от 17.08.2012 N 03 11 11/249, от 13.08.2012 N 03 11 11/239, от 17.07.2012 N 03 11 10/29).
Индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, учет доходов и расходов осуществляют в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя. Согласно письмам УФНС по г. Москве от 01.02.2010 N 20-14/2/009255@ и от 03.03.2009 N 20-20/2/410 в том же порядке ведут учет своих доходов и расходов адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
На основании п. 8 ст. 346.5 НК РФ в целях исчисления базы по ЕСХН индивидуальные предприниматели учитывают доходы и расходы в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей или общий режим налогообложения, также освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом о бухгалтерском учете (Письмо Минфина России от 27.08.2012 N 03 11 11/257).
Следовательно, индивидуальные предприниматели, независимо от режима налогообложения, не обязаны сдавать в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, а значит, и обязательный экземпляр такой отчетности в органы статистики.
Кроме того, исходя из п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете могут не вести бухгалтерский учет согласно данному закону находящиеся на территории РФ филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если согласно законодательству РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Налоговое законодательство пока не предусматривает особого порядка ведения учета для иностранных организаций. Недавно утратил силу Приказ МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, которым были утверждены Методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, впрочем, и не относившиеся к нормативным документам. Ряд особенностей по расчету налога на прибыль для иностранных организаций, приведенных в гл. 25 НК РФ, также не формирует полностью отдельного порядка учета их доходов и расходов. Следовательно, данные организации не могут пока реализовать право, предоставленное им Законом о бухгалтерском учете в части освобождения от ведения учета.
В пункте 3 Порядка говорится, что в случае несовпадения юридического адреса, установленного в учредительных документах, и фактического местонахождения экономического субъекта обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при отсутствии постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При этом, как писалось выше, в ч. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете указано, что обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется строго в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Следовательно, обязательный экземпляр представляется в таком порядке независимо от того, совпадает юридический адрес экономического субъекта с его фактическим местонахождением или нет. Тем более что эти понятия в законодательстве нигде не раскрываются.
Порядок разъясняет, как действовать, если бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит государственную тайну. Данный факт не освобождает от представления отчетности в органы статистики в полном объеме. В то же время в интересах сохранения государственной тайны доступ заинтересованных лиц к ознакомлению с обязательным экземпляром бухгалтерской (финансовой) отчетности ограничивается (п. 3 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете).

К сведению:
Режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен (ч. 11 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

На основании п. 4 Порядка и согласно ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" предприятия, учреждения и организации допускаются к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Обратите внимание:
Согласно п. 5 Порядка обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть представлен в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Это разрешается делать при использовании сертифицированных в установленном порядке средств усиленной квалифицированной электронной подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи.