САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 08:1629-03-2024
Пятница

 
Эксперты компании "Гарант"
Материал предоставлен компанией "СК Гарант-Столица"

ПРАВОВОЙ КОНСАЛТИНГ ОТ ЭКСПЕРТОВ КОМПАНИИ "ГАРАНТ" (выпуск N 151)

Сотрудник был уволен в связи с сокращением штата. Он встал на учет в фонд занятости. Уволенный сотрудник является пенсионером и получает пенсию.
Имеет ли право данный сотрудник получить средний месячный заработок за третий месяц? Подлежит ли указанная в вопросе выплата обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"?

Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях*(1) средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Для получения среднего заработка за третий месяц работник должен представить работодателю решение службы занятости. Решение принимается в том случае, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен. На практике такие решения выдаются органами занятости в форме справок о праве сокращенного работника на получение такого пособия.
На основании п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) лица, которым назначена пенсия по старости, не могут быть признаны безработными. Однако в соответствии со ст. 2 этого же закона такие граждане не считаются занятыми. Органы службы занятости обязаны регистрировать любых граждан, в том числе и неработающих пенсионеров, для целей поиска подходящей работы (пп. 2 п. 1 ст. 7.1, п. 1 ст. 12 Закона о занятости).
Кроме того, в ст. 178 ТК РФ не упоминается о необходимости признания уволенного гражданина именно безработным. Значение имеет лишь то, что бывший работник после увольнения по п. 2 части первой ст. 77 ТК РФ не смог в течение трех месяцев найти работу.
Письмом Роструда от 27.10.2005 N 1754-61, доведенным до сведения работодателей письмом Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234, было разъяснено, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке части второй ст. 178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов.
Представитель Роструда И.И. Шкловец в книге "Практика применения трудового законодательства" ("Экономико-правовой бюллетень", N 10, октябрь 2007 г.) подтвердил, что высвобождаемым пенсионерам в полном объеме предоставляются льготы и компенсации, предусмотренные ст. 178 ТК РФ для граждан, уволенных по сокращению численности или штата. Специалисты Минздравсоцразвития России согласны с таким подходом (ответ Н.З. Ковязиной на вопрос: "Прочитали разъяснение в газете о том, что органы службы занятости не должны выдавать пенсионерам, уволенным по сокращению численности, справки о сохранении среднего заработка за третий месяц нетрудоустройства на основании того, что ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусматривает, что служба занятости регистрирует ищущими работу и безработными только трудоспособных граждан. Так ли это?" // "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2006 г.).
Суды высказывались как в поддержку позиции, согласно которой пенсионер имеет право получить средний заработок за третий месяц после увольнения по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ, так и против нее.
В ряде случаев судьи указывают, что сам по себе факт увольнения пенсионера исключительным случаем не является. Хотя пенсионеры могут являться субъектами трудовых правоотношений и на них распространяются предусмотренные ТК РФ гарантии, но они лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников, в связи с чем, в частности, не могут быть признаны безработными. Факт получения ими пенсии не лишает их права на получение предусмотренных ст. 178 ТК РФ выплат, но их большая социальная защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу положений ст. 178 ТК РФ (определение Ленинградского областного суда от 17.01.2013 N 33-100/2013, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2012 N 33-6719/12).
В другом случае судом было указано, что в соответствии со ст. 178 ТК РФ право определять наличие исключительного случая для сохранения за уволенным по сокращению работником права на получение среднего заработка за третий месяц принадлежит службе занятости населения, которая принимает по этому вопросу соответствующее мотивированное решение. Соответственно, выходное пособие за третий месяц выплачено правомерно (определение Кировского областного суда от 31.01.2012 N 33-306). В апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.10.2012 по делу N 11-21498 судьи также подтвердили правомерность решения суда первой инстанции о выплате уволенному по сокращению штата пенсионеру выходного пособия за третий месяц.
По нашему мнению, гарантии, предусмотренные ст. 178 ТК РФ, установлены для всех сокращенных работников, в том числе и для высвобождаемых пенсионеров. Иное толкование этой нормы не согласуется с принципом равенства прав и возможностей работников (часть первая ст. 2 ТК РФ), а также запретом дискриминации в сфере труда (ст. 3 ТК РФ).
Соответственно, у органов службы занятости нет достаточных оснований для непринятия в отношении пенсионеров решений о сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке, предусмотренном частью второй ст. 178 ТК РФ, и отказа в выдаче им соответствующих документов (справок). Работодатель, в свою очередь, обязан сохранить за пенсионером средний заработок за третий месяц после увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, если бывший сотрудник в этот период не смог найти другую работу и представил соответствующий документ из службы занятости.

Страховые взносы

Согласно пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Таким образом, средний заработок, выплачиваемый работнику за третий месяц после увольнения в связи с сокращением численности или штата работников в соответствии со ст. 178 ТК РФ, не подлежит обложению страховыми взносами (смотрите также письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.05.2010 N 1145-19).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) По мнению чиновников Минздравсоцразвития России, каждый случай невозможности трудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным (смотрите ответ Н.З. Ковязиной на вопрос: "В соответствии с частью первой ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации за увольняемым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Что это за исключительные случаи?" // "Налоговый вестник", N 6, июнь 2007 г.).