САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 18:1120-04-2024
Суббота

 
Н. Л. Шелестова
Материал предоставлен журналом "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"

Прощаться с долгами не торопитесь...

Есть хозяйствующие субъекты, полагающие, что прекращение их деятельности по-средством ликвидации - это путь к освобождению от непогашенных долгов. Они начинают процесс ликвидации по всем правилам (за исключением письменного уведомления своего кредитора) и получают заветную запись в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Однако следует иметь в виду, что если кредитор не получал от должника письменное уведомление о ликвидации, обращение кредитора в суд с соответствующим заявлением может стать основанием для вынесения решения о признании недействительной записи о прекращении деятельности организации-должника. В этом случае все вернется на круги своя.
Порядок ликвидации юридических лиц
Процесс ликвидации юридических лиц регламентирован ст. 61 - 64 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учре-дительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юри-дическое лицо, и с достижением цели, ради которой оно создано.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно, в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ, то есть через процедуру банкротства (п. 4 ст. 61 ГК РФ).
В силу ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны:
- незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ информации, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1);
- назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки лик-видации в соответствии с ГК РФ, другими законами (п. 2).
Исходя из п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде.
Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации.

К сведению
Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения, предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС. Кроме того, иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государствен-ной регистрации".

Ликвидационная комиссия принимает меры для выявления кредиторов и получения деби-торской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юри-дического лица.
После окончания срока предъявления кредиторами требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ли-квидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвида-ционный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ.
Основания для возврата в список должников
Только при соблюдении изложенного порядка ликвидации юридического лица прекращение его деятельности в связи с ликвидацией является правомерным. В противном случае запись о прекращении деятельности хозяйствующего субъекта может быть признана недействительной, о чем свидетельствуют постановления, вынесенные Президиумом ВАС. Чтобы не быть голословными, приведем примеры из судебной практики.
Так, из материалов Постановления Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 усмат-риваются следующие обстоятельства дела. Между компанией (заказчиком) и обществом (подрядчиком) 23.09.2009 заключен договор, предмет которого - оказание подрядчиком услуг по управлению и технической эксплуатации башенных кранов. Единственный участник компании принял решение о ее ликвидации и назначении себя ликвидатором. Сообщение о ликвидации компании опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 13.01.2010. Решением единственного участника компании от 20.04.2010 утвержден промежуточный ликвидационный баланс, согласно которому кредиторская задолженность у компании отсутствует. В тот же день утвержден ликвидационный баланс.

Ликвидационный баланс юридического лица в силу п. 5 ст. 63 НК РФ должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.

При этом установлено, что Определением Арбитражного суда Омской области от 14.04.2010 принято к производству исковое заявление подрядчика к заказчику о взыскании 2 734 892 руб. задолженности по упомянутому договору и процентов. Тем не менее ликвидатор 21.04.2010 подал в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией. На основании указанного заявления и приложенных к нему документов 28.04.2010 регистрирующий орган принял решение о государственной регистрации прекращения деятельности компании в связи с ликвидацией и 28.04.2010 внес в ЕГРЮЛ соответствующую запись.
Подрядчик оспорил эту запись в арбитражном суде, ссылаясь на то, что установленный ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не был соблюден и, по его мнению, запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности заказчика в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Закона о государственной регистрации , поскольку основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы заявителя как кредитора заказчика.
Отказывая подрядчику в удовлетворении требования, суды трех инстанций исходили из того, что заказчик представил документы, согласно ст. 21 Закона о государственной регистрации необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией. У регистрирующего органа не имелось предусмотренных ст. 23 названного закона оснований для отказа в государственной регистрации. Суды также сослались на то, что Закон о государственной регистрации не возлагает на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию, которая носит уведомительный характер.
Однако Президиум ВАС посчитал, что судами не учтено следующее. На момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса компании, являющейся по договору заказчиком, и ее ликвидатору было известно о неисполненных обязательствах перед подрядчиком. До утверждения промежуточного ликвидационного баланса подрядчик неоднократно обращался к заказчику с требованием оплатить долг по договору от 23.09.2009, а также инициировал судебный процесс о взыскании задолженности. В нарушение требований ст. 63 ГК РФ ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации компании и не произвел расчета с ним.
Исходя из пп. "а" и "б" п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации для государст-венной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган пред-ставляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что со-блюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, надо рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является осно-ванием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
С учетом сказанного Президиум ВАС пришел к выводу: у судов не имелось правовых осно-ваний для отказа в удовлетворении требования подрядчика, чьи права как кредитора были нарушены, так как при ликвидации заказчика установленный ст. 61 - 64 ГК РФ порядок лик-видации юридического лица не был соблюден. В связи с этим Президиум ВАС отменил все решения нижестоящих судебных инстанций и вынес постановление о признании недействи-тельной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности заказчика - должника подрядчика.
Другой пример - Постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 11925/12 . В этом случае сторонами дела оказались банк (кредитор) и общество (заемщик). События развивались по схожей с предыдущим примером схеме. Банк предоставил обществу кредитные средства, которые общество не спешило возвращать. В письме от 20.08.2010 банк обратился к обществу с претензией о погашении задолженности по кредитному договору в связи с ненадлежащим исполнением заемщиком обязательств.
Единственным участником общества 31.08.2010 принято решение о ликвидации общества и назначен ликвидатор. Сообщение о принятии решения о ликвидации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 15.09.2010. Банк 13.09.2010 обратился в районный суд города с иском к обществу о взыскании задолженности по кредитному договору. Общество 27.09.2010 направило в суд отзыв на иск банка, в котором указало на начало процедуры ликвидации общества.

В силу ст. 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.

Решениями единственного участника общества от 16.11.2010 и от 24.11.2010 утвержден ликвидационный баланс, согласно которому кредиторская задолженность у общества отсут-ствует. Ликвидатор 26.11.2010 подал в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, на основании которого инспекция 03.12.2010 приняла решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, и 03.12.2010 в ЕГРЮЛ внесена спорная запись.
Определением городского районного суда от 14.01.2011 производство по делу в части тре-бований банка к обществу о взыскании задолженности по кредитному договору было пре-кращено. В связи с этим, ссылаясь на нарушение ст. 61 - 64 ГК РФ при проведении процедуры ликвидации общества, банк обратился в арбитражный суд. Суды трех инстанций сочли, что процедура ликвидации юридических лиц соблюдена и отказали в удовлетворении части требований к регистрирующему органу (инспекции).
Однако Президиум ВАС (со ссылкой на вышеуказанное Постановление от 13.10.2011 N 7075/11) признал выводы судов ошибочными, отметив следующие моменты. При ликвидации общества ликвидатор не принял во внимание задолженность перед банком, о которой было заявлено и в претензии от 20.08.2010, и в иске к обществу о взыскании задолженности по кредитному договору, поданном в районный суд города в период ликвидации; не определил порядок ликвидации общества с учетом указанной задолженности; документы на ликвидацию подал без учета этих обстоятельств. Поскольку представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у инспекции от-сутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества. Учитывая изложенное, Президиум ВАС обязал инспекцию аннулировать запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности общества.

* * *

Итак, что нужно принять во внимание, планируя прекращение деятельности юридического лица в связи с ликвидацией?
В соответствии с положениями ст. 61 - 64 ГК РФ ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать цель причинить вред другому лицу (ст. 1, 10 ГК РФ).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица пред-полагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора):
- по выявлению кредиторов;
- по предоставлению кредиторам возможности заявить требования;
- по составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами;
- по определению порядка ликвидации.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного иму-щественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Также следует учесть, что отказ в регистрации ликвидации юридического лица в силу того, что в ликвидационном балансе не отражены хозяйственные операции, проведенные обществом после составления промежуточного баланса, признается правомерным.