САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 06:1020-04-2024
Суббота

 
А. Павелин
Материал предоставлен журналом "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Письму от 24.04.2013 N 02-13-09/14197

Согласно п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Основная деятельность бюджетного учреждения, то есть та, ради осуществления которой оно и было создано, ведется на основании государственного (муниципального) задания, которое формируется и утверждается учредителем учреждения.
Согласно ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются (п. 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):
1) Правительством РФ . в отношении федеральных бюджетных учреждений. В настоящее время указанный порядок утвержден Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (далее . Положение N 671);
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ . в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
3) местной администрацией муниципального образования . в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
В соответствии с ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).
Необходимо отметить, что при установлении учреждению государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ) государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы), а в случае установления государственного задания одновременно на оказание государственной услуги и выполнение работы . из двух частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию государственной услуги и выполнению работы (п. 2 Положения N 671).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки (п. 10 Положения N 671). Порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным государственным услугам устанавливается учредителем по согласованию с Минфином и Минэкономразвития.
С целью оказания методической помощи учредителям федеральных бюджетных и учреждений по порядку определения указанных затрат Минфином и Минэкономразвития разработаны Методические рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденные Приказом Минфина РФ N 137н, Минэкономразвития РФ N 527 от 29.10.2010 (далее . Методические рекомендации N 137н/527).
В соответствии с п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях уменьшение объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Согласно положениям п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
По мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, уменьшение объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания после завершения финансового года в объеме неиспользованных остатков субсидии на начало очередного финансового года законодательством РФ не предусмотрено и возможно только при изменении государственного (муниципального) задания.
В целях получения информации, необходимой для принятия решения об изменении показателей государственного (муниципального) задания и сокращении объема субсидии на его выполнение, как считает Минфин, нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) о порядке формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания должны быть установлены соответствующие положения.
Напомним, что контроль за соблюдением бюджетными учреждениями требований законодательства РФ и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении ведомственного контроля за их деятельностью (п. 4.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях и п. 20 Методических рекомендаций N 136н/527).
Организация ведомственного контроля за подведомственными учреждениями относится к полномочиям главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (ст. 269 БК РФ). С указанной целью в составе данных органов создаются различные контрольно-ревизионные подразделения.
Нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований отнесено к компетенции Минфина (ст. 165 БК РФ). С целью выполнения возложенных на него полномочий финансисты разработали Положение о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля (утверждено Приказом от 25.12.2008 N 146н) (далее . Положение по осуществлению контроля).
Указанное положение распространяется на деятельность федеральных органов исполнительной власти (субъекты финансового контроля) при организации и осуществлении ими финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. С целью применения названных норм данные органы с учетом имеющейся специфики должны разработать и утвердить собственные нормативные акты о порядке осуществления ведомственного контроля.
Следует учитывать, что Положение по осуществлению контроля может применяться и органами исполнительной власти субъектов РФ, и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований при организации и осуществлении финансового контроля, однако оно не является для них обязательным.
В соответствии с п. 21 Методических рекомендаций N 136н/526 контроль за выполнением государственных заданий рекомендуется осуществлять в форме последующего контроля в виде камеральных и выездных проверок.
Субъекты финансового контроля должны организовать работу по осуществлению контроля за выполнением государственных заданий, содержанием которой могут быть:
. определение структурного подразделения, уполномоченного осуществлять контроль за выполнением государственного задания, а также формы контроля;
. установление периодичности и последовательности действий при проведении камеральных проверок;
. формирование и утверждение графиков проведения последующих выездных проверок выполнения государственных заданий. Контрольная деятельность планируется путем составления и утверждения субъектом финансового контроля плана контрольной деятельности на календарный год. Заметим, что согласно п. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" контрольные мероприятия за поступлением и расходованием средств федерального бюджета в учреждениях и организациях, использующих средства этого бюджета, должны проводиться не реже одного раза в год. Согласно п. 15 Положения по осуществлению контроля план контрольной деятельности представляет собой перечень контрольных мероприятий (ревизий, проверок), которые планируется осуществить в следующем календарном году. В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливается объект финансового контроля, проверяемый период, суммы финансирования в проверяемом периоде, форма контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители. Заметим, что периодичность проведения контрольных мероприятий должна быть указана в государственном (муниципальном) задании;
. определение прав и обязанностей должностных лиц при проведении выездных проверок, способа информирования проверяемых об их правах и обязанностях в процессе проверки, требований к оформлению результатов проверки, а также описание мер, которые могут быть приняты по результатам контроля.
Кроме того, на основании п. 19 Методических рекомендаций N 136н/527 в государственном задании определяется форма и периодичность предоставления отчетности о выполнении государственного задания.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования), устанавливающим порядок формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения бюджетными и автономными учреждениями субъекта РФ (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), могут быть предусмотрены положения, что орган государственной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, при утверждении порядка осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального) задания вправе определить такие сроки предоставления отчетности и проведения мероприятий в рамках предварительного и последующего контроля, которые позволили бы ему своевременно получать информацию о фактических отклонениях выполнения государственного (муниципального) задания и принять при необходимости соответствующие меры к руководителю учреждения за невыполнение государственного (муниципального) задания либо откорректировать показатели государственного (муниципального) задания.
Кроме того, положения о порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) могут быть отражены в нормативном правовом акте высшего исполнительного органа государственной власти этого субъекта (местной администрации муниципального образования), принимаемом в соответствии с положениями п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях.