САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 20:3425-04-2024
Четверг

 
С.В. Князева, эксперт .УНП.
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Сверку пройти - не поле перейти

Как правило, для зачета излишне перечисленных сумм налогов или их возврата из бюджета налоговые органы требуют провести сверку расчетов. В августе этого года фискалы разработали новый порядок проведения сверки расчетов и новые формы документов для фиксации ее результатов. Первоначально планировалось, что новшества начнут применяться с 1 октября 2004 года, но налоговики отложили это событие на месяц.

Новый порядок проведения сверки расчетов (утвержден приказом МНС России от 10.08.04 ≤ САЭ-3-27/468) начнет действовать только с 1 ноября 2004 года. До этого момента при проведении сверки расчетов налоговые органы будут руководствоваться старым приказом МНС России от 05.08.04 ≤ БГ-3-10/411. Но даже если бы новый порядок начал действовать, как и планировалось, с 1 октября 2004 года, это не помогло бы организациям получить излишне перечисленные суммы налога без прохождения процедуры сверки расчетов.

Добровольно-принудительный порядок

Действительно, избежать сверки расчетов при зачете или возврате переплаты вряд ли удастся. И связано это с тем, что налоговые органы желают удостовериться, что переплата существует на самом деле. Да и суды обязывают для получения зачета или возврата провести сверку расчетов (решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.04 по делу ≤ А40-44165/03-111-492*).
В то же время Налоговый кодекс не предусматривает, что для возврата или зачета излишне перечисленной в бюджет суммы налога надо обязательно провести сверку. Нет такого требования ни в старом, ни в новом порядке проведения сверки расчетов (разд. 17 приказа МНС России от 05.08.04 ≤ БГ-3-10/411, п. 3 приказа МНС России от 10.08.04 ≤ САЭ-3-27/468).
Таким образом, сверка расчетов при возврате переплаты в бюджет не носит обязательного характера, но провести ее все же придется. И если этого не сделать по просьбе налоговиков, то придется пройти ее по требованию суда.

Продолжительность выверки

Так что же надо сделать для того, чтобы провести сверку расчетов? Для этого организации достаточно подать заявление в налоговую инспекцию по месту своей регистрации. Заявление подается в произвольной форме. Такой порядок действует сейчас и будет действовать после 1 ноября. Но на этом схожесть старых и новых правил проведения сверки расчетов заканчивается.
Дело в том, что старый приказ МНС России (от 05.08.04 ≤ БГ-3-10/411), которым налоговики руководствуются сегодня, не устанавливает четких этапов поведения сверки. Нет в нем и сроков ее проведения. Поэтому на деле продолжительность выверки платежей в бюджет может растянуться на неопределенное время.
Новый же порядок четко устанавливает порядок действия налоговых органов и отводит конкретные сроки на каждый этап сверки.
Так, пять рабочих дней после получения заявления налоговикам отведено на формирование акта сверки. А общий срок проведения сверки не должен превышать 10 рабочих дней, но это только при условии, что у вас отсутствуют расхождения с данными налоговых органов. В этом случае акт подписывается представителем организации и должностным лицом отдела работы с налогоплательщиком.
Но в жизни такой идеальный вариант встречается редко. Как правило, данные организации и налоговых органов не совпадают. На это есть множество причин. Ошибка может быть допущена как самой организацией (например, неправильное указание реквизитов в платежном поручении), так и налоговым органом (например, при неверном начислении сумм налогов в лицевой карточке).
Чтобы выяснить причину расхождений, организация должна будет предоставить в налоговую инспекцию все необходимые документы (копии платежных поручений и банковские выписки с расчетного счета организации). Если ошибка произошла по вине организации, то она обязана ее исправить. Если же промах допустил налоговый инспектор, то исправления вносит он. Причем новый порядок устанавливает конкретный срок для исправления ошибок, допущенных по вине налогового органа, - три дня.
После того как ошибки исправлены, в течение трех дней формируется новый акт сверки с учетом внесенных изменений.
Как видите, при наличии расхождений процесс проведения сверки затягивается. Поэтому в этом случае срок продлевается до 15 рабочих дней.

Как оформить результат

Согласно действующему порядку, результаты сверки оформляются актом по утвержденной форме. А вот с ноября для отражения результатов сверки предусмотрено уже две формы актов.
Первая форма ≤ 23-а (краткая) будет заполняться, если расхождений данных налогового органа с данными организации не выявлено. Вторая форма ≤ 23 (полная) составляется только при наличии расхождений (приказ МНС России от 31.08.04 ≤ САЭ-3-27/483 "Об утверждении форм по сверке расчетов с бюджетом и информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом и Методических указаний по их заполнению").
* -Подробнее об этом деле читайте в "УНП" ≤ 36, 2004, стр. 13 "НДС и без склада зачтем".