САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 04:0419-04-2024
Пятница

 
Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера"
Материал предоставлен ИД "Аюдар Пресс".

Новости от журнала "Акты и комментарии для бухгалтера" .20, 2014

Налог на добавленную стоимость

Решение ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13
Порядок принятия НДС к вычету определен в ст. 172 НК РФ, в которой установлены основания для применения вычетов и налоговые периоды, в которых эти вычеты производятся.
В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ НДС, уплаченный налоговым агентом - покупателем, может быть принят к вычету. По мнению ВАС, поскольку в ст. 172 НК РФ не предусмотрено иное, вычеты производятся по общему правилу. Кроме того, согласно абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ, подлежат вычету только после принятия этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) к учету при наличии соответствующих первичных документов. В этом случае необходимо учитывать особенности, определенные ст. 172 НК РФ. Аналогичные нормы предусмотрены в отношении основных средств, оборудования к установке и нематериальных активов.
В результате ВАС пришел к выводу, что суммы НДС, исчисленные и удержанные с доходов не состоящих на учете в РФ иностранных организаций налоговыми агентами и уплаченные ими в бюджет при перечислении предоплаты, могут быть заявлены к вычету после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не установлено п. 3 - 10 ст. 172 НК РФ.

Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 N 761
С 1 января 2013 года в п. 2 ст. 149 НК РФ внесено положение о новой льготе по НДС для услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках. Так, согласно пп. 12.2 указанного пункта освобождаются от обложения НДС услуги, оказываемые на основании соответствующих лицензий регистраторами, депозитариями, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ), клиринговыми организациями, организаторами торговли.
Действие льготы также распространяется на услуги, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются такими организациями в рамках лицензируемой деятельности. Перечень этих услуг утвержден указанным постановлением, согласно п. 2 которого действие документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

Письмо Минфина России от 23.08.2013 N 03 07 11/34617
По мнению финансового органа, при уничтожении недоброкачественной продукции с целью обеспечения безопасности производства и реализации качественных товаров суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, можно не восстанавливать. Но только в том случае, если налогоплательщик руководствовался требованием законодательства, в частности решением субъекта РФ.
Если же утилизация продукции осуществляется в связи с истечением срока годности или при уничтожении товара в результате пожара, сумму ранее принятого к вычету налога необходимо восстанавливать. На это Минфин указывал ранее в письмах от 04.07.2011 N 03 03 06/1/387, от 15.05.2008 N 03 07 11/194. Однако арбитражные суды не всегда разделяют мнение контролирующих органов (см. Решение ВАС РФ от 19.05.2011 N 3943/11).

Налог на прибыль

Письмо Минфина России от 17.09.2013 N 03 08 05/38346
В соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ порядок расчета предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов (²правило тонкой капитализации⌡), применяется в отношении налогоплательщиков, являющихся российскими организациями.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ российскими организациями для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, ²правило тонкой капитализации⌡ не применяется в отношении постоянного представительства иностранной организации, зарегистрированного на территории РФ.

Письмо Минфина России от 30.08.2013 N 03 03 06/1/35755
Налогоплательщик в целях налогообложения вправе отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров, к косвенным расходам. Вместе с тем механизм распределения затрат на производство и реализацию на прямые и косвенные должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом.

Письмо Минфина России от 26.08.2013 N 03 03 10/34845
На основании пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ технологические потери учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов. Указанная норма не содержит каких-либо ограничений по размеру затрат. Технологические потери конкретного производственного процесса определяются организациями исходя из принципа обоснованности и отраслевой специфики, а также условий хозяйственной деятельности.
Технологические потери можно списать на основании справки бухгалтера, в которой признается факт хозяйственной жизни налогоплательщика, при условии, что в ней приведены суммы, определенные специалистами компании, отвечающими за расчет таких показателей.

Земельный налог

Письмо Минфина России от 17.09.2013 N 03 05 06 02/38455
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, определенных п. 1 ст. 394 НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).
Кроме того, согласно п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Поэтому по вопросам, связанным с предоставлением налоговых льгот по уплате земельного налога и установлением конкретных налоговых ставок по земельному налогу, налогоплательщикам следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого располагаются земельные участки.

Письмо Минфина России от 28.08.2013 N 03 05 05 02/35283
Земельные участки с видом разрешенного использования ²для ведения личного подсобного хозяйства⌡ предоставляются гражданам, а не организациям. Это прямо следует из ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ ²О личном подсобном хозяйстве⌡.
В связи с этим положение пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ о применении пониженной налоговой ставки (0,3%) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, не должно распространяться на земельные участки, принадлежащие организации.
В данном случае земельный налог следует рассчитывать с применением ставки, установленной пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, - 1,5% от кадастровой стоимости земли.
Также Минфин отметил, что в ст. 394 НК РФ указаны верхние пределы налоговых ставок. Конкретный размер ставок определяют регионы.

Специальные налоговые режимы

Письмо Минфина России от 21.08.2013 N 03 11 06/2/34289
Расходы на изготовление проектной документации на модернизацию и реконструкцию основных средств относятся к расходам, увеличивающим первоначальную стоимость основных средств. Такие расходы учитываются налогоплательщиком, применяющим УСНО, в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
Расходы на реконструкцию и модернизацию основных средств (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ) учитываются в порядке, определенном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, после ввода этих основных средств в эксплуатацию, то есть отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. Указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Письмо Минфина России от 09.09.2013 N 03 11 06/2/36949
В соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ при совмещении спецрежима в виде ЕНВД с иными режимами налогообложения налогоплательщики обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.
На основании такого раздельного учета доход в виде премии (скидки, бонусов), предоставленной организацией-поставщиком за выполнение определенных условий договора поставки товаров, может быть признан частью дохода, полученного в связи с осуществлением деятельности в сфере розничной торговли, облагаемой ЕНВД.

Письмо Минфина России от 26.08.2013 N 03 11 06/3/34917
Исходя из понятий развозной и разносной торговли, установленных ст. 346.27 НК РФ, предпринимательская деятельность по реализации представителями организации товаров (продукции) за наличный и безналичный расчет, осуществляемая путем проведения презентаций с использованием для этих целей арендованных помещений (залов филармоний, домов культуры и т.?д.), с условием заключения договоров розничной купли-продажи с покупателями на месте, в целях применения гл. 26.3 НК РФ не может быть отнесена к развозной или разносной розничной торговле.
В связи с этим данный вид предпринимательской деятельности на уплату ЕНВД не переводится.

Страховые взносы

Определение ВАС РФ 05.09.2013 N ВАС-8775/13
Статьей 227 ТК РФ предусмотрено, что расследованию в установленном порядке как несчастные случаи на производстве подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, если в их результате пострадавшими были получены, в частности, телесные повреждения (травмы) и если указанные события произошли в том числе при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха.
Поэтому травма, полученная работником-вахтовиком на отдыхе, квалифицируется в качестве несчастного случая на производстве. Следовательно, ФСС обязан возместить расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности такому работнику.

Определение ВАС РФ от 04.09.2013 N ВАС-7713/13
В соответствии со ст. 2, 5 и 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ²О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования⌡, ст. 3, 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ²Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний⌡ плательщиками страховых взносов и страхователями являются юридические лица.
Филиал организации, не имеющий статуса юридического лица, не является самостоятельным участником правоотношений по обязательному социальному страхованию и не может быть субъектом ответственности. Поэтому ФСС не вправе штрафовать филиал организации.

Финансовый контроль

Письмо ФНС России от 05.09.2013 N БС-4-11/16088
ФНС уточнила: представленными по каналам ТКС считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в реестре, сформированном налоговым органом. В случае представления уточненных сведений направить нужно только те из них, которые скорректированы.
Таким образом, если при направлении сведений по ТКС в протоколе приема выявлены данные с ошибками, повторно представлять весь файл целиком не нужно.

Определение ВАС РФ от 22.08.2013 N ВАС-11298/13
Заключение налогоплательщиком крупной сделки в отсутствие какой-либо деловой переписки и личных встреч, без оценки деловой репутации контрагента свидетельствует о фиктивности сделки и необоснованности налоговой выгоды.
Аналогичные аргументы, указывающие на непроявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, приводят и арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС УО от 29.04.2013 N Ф09-3304/13).

Письмо Минфина России от 20.09.2013 N 03 02 08/38953
Пунктом 186 Административного регламента ФНС, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, предусмотрено, что основанием для приема налоговых деклараций является их представление в соответствии с Налоговым кодексом по установленной форме (установленному формату) и в установленном порядке.
Формы и форматы налоговых деклараций утверждаются ФНС в соответствии с п. 2 и 7 ст. 80 НК РФ.
Прием налоговых деклараций в электронной форме по ТКС осуществляется с использованием программного обеспечения налоговых органов, причем их представление таким способом по неустановленной форме невозможно.

Решение ВАС РФ от 16.09.2013 N 10012/13
ВАС пришел к выводу, что Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ (о форме и порядке заполнения уведомления о контролируемых сделках) соответствует закону.
По мнению заявителей, упомянутый приказ в оспариваемых частях не соответствует п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 105.16 НК РФ, нарушает права налогоплательщиков в осуществлении предпринимательской деятельности, возлагая дополнительные обязанности, не преду.смотренные законом. Налогоплательщики посчитали, что уведомление не может быть использовано налоговыми органами для анализа соответствия сделок рыночным условиям. Данный документ предназначен исключительно для сообщения о фактах совершения контролируемых сделок для дальнейшей налоговой проверки ценообразования. Включение в уведомление дополнительной по сравнению с предусмотренной п. 3 ст. 105.16 НК РФ информации приводит к нарушению процедуры ее получения налоговыми органами, тем самым налоговая проверка подменяется преждевременным сбором различных сведений.
Высшие арбитры, не согласившись с доводами заявителя, указали: уведомление должно содержать достаточно информации для проведения налоговой проверки цен контролируемой сделки и последующего вывода ревизоров о соответствии (несоответствии) цен проверяемой сделки рыночным без использования дополнительных мероприятий налогового контроля, поименованных в гл. 14.5 НК РФ. Иное толкование названных норм означало бы неоправданное истребование у проверяемого лица документации по всем контролируемым сделкам.

В помощь бухгалтеру

Приказ ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/311@
Согласно данному приказу субъекты малого предпринимательства должны представлять бухгалтерскую отчетность за 2013 год в электронном виде в соответствии с новым форматом, который заменит ранее действовавший, утвержденный Приказом ФНС России от 25.01.2013 N ММВ-7-6/34@.
Издание новой версии формата обусловлено, в частности, изменениями, связанными с порядком подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности. В силу п. 8 ст. Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ ²О бухгалтерском учете⌡ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Названный закон не содержит положений, ограничивающих право руководителя организации передать свое полномочие по подписанию указанной отчетности иному лицу на основании доверенности (письма Минфина России от 30.04.2013 N 07 01 10/15212, ФНС России от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11569).

Письмо ФНС России от 03.09.2013 ≤ ПА-4-6/15962
В письме сообщается, что запрос о представлении справки о состоянии расчетов заявителя, отнесенного к категории крупнейших налогоплательщиков, представляется в инспекцию по месту его учета в качестве такового. При этом налогоплательщик должен обращаться за справкой о состоянии расчетов в тот налоговый орган, в котором он состоял на учете на дату, указанную в запросе о предоставлении справки.

Письмо ФНС России от 11.09.2013 ≤ АС-4-2/16514
Указан актуализированный перечень ККТ, которые вправе применять платежные агенты при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц после 01.01.2014.