САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 03:1229-03-2024
Пятница

 
А. Павелин
Материал предоставлен журналом "Бюджетные организации: акты и.комментарии для.бухгалтера"

Комментарий Федеральный закон от 23.07.2013 N 248 ФЗ.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 248 ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее . Федеральный закон N 248 ФЗ) предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс, направленных на совершенствование налогового администрирования. В комментарии мы рассмотрим те изменения, которые могут затронуть бюджетные учреждения.

Вступление в силу некоторых актов законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Согласно внесенным изменениям указанные в п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ акты могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные данными актами, но не ранее даты их официального опубликования.

Уточнение полномочий ФНС по изданию форм и форматов документов, необходимых налоговым органам при реализации их полномочий в налоговых правоотношениях. В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 31 НК РФ формы и форматы документов, предусмотренных Налоговым кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов, если полномочия по утверждению документов не возложены на иной федеральный орган исполнительной власти.
Кроме того, названная норма дополнена указанием, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю одним из следующих способов по выбору:
. выданы непосредственно под расписку;
. направлены по почте заказным письмом;
. переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Исключением является случай, когда порядок передачи данных документов прямо предусмотрен Налоговым кодексом.
Также установлено, что лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Уточнение некоторых обязанностей налоговых органов. В силу пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Федеральным законом N 248 ФЗ установлена обязанность налоговых органов представлять налогоплательщикам справки по процентам, а также справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
При этом справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам будет передаваться (направляться) налогоплательщику в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов . в течение 10 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.
Также Федеральным законом N 248 ФЗ установлена обязанность представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Уточнение порядка исчисления налога. Начиная с 01.01.2014 сумма налога должна будет исчисляться в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. будет отбрасываться, а сумма налога 50 коп. и более будет округляться до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ). Напомним, что в настоящее время аналогичное требование действует только в отношении НДФЛ.

Требование об уплате налога. В соответствии с п. 5 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 248 ФЗ, оно может быть также направлено налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ст. 101.4 НК РФ.
Установлено: если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки. Следует отметить, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней. Ранее указанный срок составлял 10 дней.

Истребование документов. В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе истребовать на основании законодательства о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пеней.
В силу положений пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Проводящее налоговую проверку должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения ему (его представителю) требования о представлении документов. Федеральным законом N 248 ФЗ из положений п. 1 ст. 93 НК РФ исключена норма, позволяющая должностному лицу выбрать способ направления указанного требования: лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно внесенным изменениям в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.
Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ.
В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Такие же права даются налоговикам при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Увеличение срока для подготовки лицами, в отношении которых проводились проверки, возражений по актам соответствующих проверок. На основании п. 1 ст. 100 НК РФ акт проверки по форме, приведенной в приложении 4 к Приказу ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, должен быть составлен:
. по результатам выездной налоговой проверки . в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;
. в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки . в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, и лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (его представитель).
В течение пяти дней с даты составления акта он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Если учреждение не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки оно вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом к письменным возражениям можно приложить или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Согласно внесенным изменениям срок для представления письменных возражений по акту налоговой проверки увеличен с 15 дней до одного месяца.
Аналогичные изменения внесены в п. 5 ст. 101.4 НК РФ. Исходя из новой редакции указанной нормы лицо, совершившее налоговое правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом данное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Изменения в порядке вынесения решений по результатам проверок. В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Согласно внесенным изменениям для рассмотрения материалов дела данному лицу необходимо подать заявление об ознакомлении с материалами дела. В этом случае налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки.
Пункт 8 ст. 101 НК РФ дополнен новой нормой, согласно которой в случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указанная сумма признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога).