САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 20:3828-03-2024
Четверг

 
М.В.Подкопаев
Материал предоставлен журналом "Акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Федеральному закону от 02.12.2013 N 345-ФЗ

Очередность списания денежных средств со счета установлена ст. 855 ГК РФ. До сих пор в п. 2 данной статьи было предусмотрено следующее:
- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС и ФОМС;
- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Постановлением КС РФ от 23.12.1997 N 21 П положение абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ в первоначальной редакции данной нормы (о третьей очереди списания) признано неконституционным. При этом суд исходил из того, что установленное в абз. 5 этого пункта (о четвертой очереди) обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции (функционировавших в тот период), носящих бесспорный характер.
Иначе говоря, под списанием по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, предполагалось списание только сумм налогов и платежей, не уплаченных в установленные законом сроки (недоимок), производимое по решениям налоговых органов, а не перечисление соответствующих сумм по инициативе плательщика налога.
В результате добровольные перечисления по налогам, срок уплаты которых еще не истек, не имели приоритета перед списанием денежных средств по исполнительным документам других кредиторов должника, предусмотренным четвертой очередью списания средств с расчетного счета.
Данное противоречие должен был поправить Федеральный закон от 02.12.2013 N 345 ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 345 ФЗ).
Теперь все платежи, производимые по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, входят в третью очередь.
Как сочли законодатели, данная формулировка позволит уравнять в отношении очередности перечисления платежные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также платежные документы, предусматривающие взыскание задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, в том числе в бюджеты государственных внебюджетных фондов по поручениям налоговиков и контролирующих органов.
Из этого следует, что добровольно осуществляемые платежи в бюджет и внебюджетные фонды в третью очередь входить не будут, несмотря на первоначальные замыслы законодателей. А ведь в первом чтении данный законопроект допускал такую возможность. Текст рассматриваемого абзаца включал в третью очередь перечисления по платежным документам, предусматривающим взыскание задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, в том числе в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
То есть было неважно, от кого поступил платежный документ на перечисление средств в бюджет, от налогоплательщика (плательщика страховых взносов) или от налоговиков (органов контроля за уплатой страховых взносов). В окончательном чтении, как видим, смысл нормы сильно изменился.
Добавим, поскольку решение КС РФ о неконституционности какой либо нормы ведет к тому, что такая норма признается недействующей, с момента его опубликования стало неясно, к какой очереди вообще относятся платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Необходимо было издать корректирующий закон. Но, как видим, чтобы его подготовить, понадобилось более полутора десятков лет.
Все это время проблема отчасти решалась тем, что необходимый порядок практически слово в слово устанавливался ежегодно принимаемыми законами о федеральном бюджете. Так, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216 ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в 2013 году впредь до внесения изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 N 21 П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и во вторую очередь.
Однако именно такая формулировка в наибольшей степени обеспечивала равенство между собой и приоритет перед иными платежами для любых перечислений в бюджет независимо от их инициатора (см., например, Постановление ФАС ПО от 28.08.2012 N А12-22607/2011). Но, повторим, Федеральный закон N 345 ФЗ, вместо того, чтобы закрепить указанную формулировку внесением ее в Гражданский кодекс, устанавливает иной порядок.
В статье 855 ГК РФ законодатели обратили внимание еще на один нюанс. Для второй очереди уточнено, что в нее включаются выплаты по исполнительным документам не только лицам, работающим по трудовому договору (контракту), но также и работавшим по таким договорам до момента такой выплаты.
Федеральный закон N 345 ФЗ был опубликован на портале www.pravo.gov.ru 03.12.2013 и в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 N 5 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" вступил в силу через 10 дней после опубликования.