САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 17:1426-04-2024
Пятница

 
О. Лунина
Материал предоставлен ИД "Аюдар-Пресс"

Субсидии на иные цели. Отражение в учете и отчетности

В результате хозяйственной деятельности учреждений после использования различных видов основных средств и материальных запасов, когда они приходят в негодность, в распоряжении учреждения остаются различные отходы: металлолом, макулатура и стеклотара. От сдачи этих отходов у учреждения возникает доход. О порядке отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию и реализации металлолома, макулатуры и стеклотары читайте в данной статье.

Появлению таких видов материальных активов, как металлолом, макулатура, стеклотара, обычно предшествует процедура списания имущества государственного (муниципального) учреждения с учета в случае принятия такого решения постоянно действующей комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов по причине полной или частичной ликвидации объектов основных средств.

Списание имущества
Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из?за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. Порядок списания имущества регламентирован специально разработанными положениями. На федеральном уровне это Положение о списании федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 ≤ 834 (далее . Положение ≤ 834). На уровне субъектов РФ и муниципальных уровнях разработаны и приняты свои нормативные акты, регламентирующие порядок списания имущества государственных (муниципальных) учреждений. Они, как правило, разработаны в соответствии с Положением ≤ 834 и Инструкцией ≤ 157н.
У большинства учреждений основная часть имущества закреплена за ними на праве оперативного управления и не является собственностью этих учреждений. В связи с этим учреждение не всегда самостоятельно может принимать решение о списании такого имущества. Так, федеральные казенные учреждения вопросы списания недвижимого и движимого имущества в обязательном порядке должны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) (пп. " д" и " е" п. 4 Положения ≤ 834).
Бюджетные и автономные учреждения должны согласовывать с учредителем списание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (пп. " з" и пп. " и" п. 4 Положения ≤ 834).
Без согласования с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя, учреждения могут принимать решения в отношении:
- недвижимого имущества, находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. " к" п. 4 Положения ≤ 834);
- ОЦДИ, находящегося у автономных и бюджетных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. " к" п. 4 Положения ≤ 834);
- иного движимого имущества, закрепленного за автономными и бюджетными учреждениями и приобретенного за счет средств учредителя (пп. " ж" п. 4 Положения ≤ 834).
Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения ≤ 834). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.
Процедура согласования списания имущества производится в соответствии с Порядком представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 ≤ 96/30н.
Стоит учитывать, что ликвидация, разборка или демонтаж имущества учреждения не допускается до получения разрешения на его списание от соответствующих министерств и ведомств.
Обращаем ваше внимание, что начисленная 100%-я амортизация на объекты основных средств, которые пригодны для дальнейшего использования, не является основанием для их списания.
При наличии необходимого разрешения и на основании акта о списании объекта основных средств или материальных запасов, утвержденных руководителем учреждения, согласно п. 52 Инструкции ≤ 157н в бухгалтерском учете учреждения отражаются соответствующие факты хозяйственной жизни.
Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.
Отметим, что требующие оприходования материалы в учреждении могут появиться при проведении ремонта основных средств, например при замене системы отопления или водоснабжения, выполненных из какого?либо металла. Демонтированные при этом элементы образуют металлолом.
Далее рассмотрим на конкретных примерах, как отражаются в бухгалтерском учете различных типов учреждений операции с металлоломом, макулатурой и стеклотарой.

Металлолом
Рассмотрим возможные варианты появления металлолома в учреждении.
1. Списание основных средств, полностью состоящих или имеющих в своем составе черные или цветные металлы. При составлении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) или акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), формы которых утверждены Приказом ≤ 173н, заполняется раздел, в котором указываются материальные ценности, поступившие от списания ОС. Обращаем ваше внимание на то, что Минфин подготовил проект приказа о внесении изменений в Приказ ≤ 173н (далее . проект Приказа ≤ 173н). В случае его принятия формы названных актов на списание ОС будут изменены на формы 0504104 и 0504105 соответственно. В них также предусмотрены разделы, в которых указываются результаты от выбытия объекта ОС.
Согласно п. 106 Инструкции ≤ 157н фактическая стоимость материальных запасов (в данном случае . металлолома), остающихся в распоряжении учреждения в результате разборки основных средств, определяется исходя из текущей рыночной стоимости этих запасов на дату принятия их к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за их доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, затраты на демонтаж).
Принятие к бухгалтерскому учету учреждением материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается на основании акта о списании объекта основных средств и акта о приемке материалов (ф. 0315004) (в проекте Приказа ≤ 173н . акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)) в учете казенных учреждений в соответствии с Инструкцией ≤ 162н, бюджетных учреждений . Инструкцией ≤ 174н и автономных учреждений . Инструкцией ≤ 183н:
Дебет счета 0 105 36 340 (000) " Увеличение стоимости прочих материальных запасов . иного движимого имущества учреждения"
Кредит счета 0 401 10 172 " Доходы от операций с активами"

2. Поступление металлолома при выполнении ремонта объектов основных средств, а также демонтажа или разукомплектации объектов нефинансовых активов (без их ликвидации). В этом случае комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов составляется акт о приемке материалов, в котором указывается текущая рыночная стоимость поступивших материалов на дату принятия их к бухгалтерскому учету. На основании данного документа принятие к учету металлолома будет отражаться следующим образом:
Дебет счета 0 105 36 340 (000) " Увеличение стоимости прочих материальных запасов . иного движимого имущества учреждения"
Кредит счета 0 401 10 180 " Прочие доходы"

Как правило, в дальнейшем металлолом сдается в специализированные приемные пункты за плату. Списание стоимости металлолома при его реализации производится на основании накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) (в проекте Приказа ≤ 173н . накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205)). При этом в бухгалтерском учете производится запись:
Дебет счета 0 401 10 172 " Доходы от операций с активами"
Кредит счета 0 105 36 440 (000) " Уменьшение стоимости прочих материальных запасов . иного движимого имущества учреждения"

Начисление доходов от реализации металлолома учреждением оформляется записью:
Дебет счета 0 205 74 560 (000) " Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами"
Кредит счета 0 401 10 172 " Доходы от операций с активами"

Поступление денежных средств от реализации металлолома в кассу или на лицевой счет учреждения будет отражаться следующим образом:
Дебет счетов 0 201 34 510 (000) " Поступления средств в кассу учреждения", 0 201 11 510 (000) " Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
Кредит счета 0 205 74 660 (000) " Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами"

В ГБОУ СПО принято решение и получено разрешение на списание машин и оборудования, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, приобретенных за счет средств учредителя и пришедших в негодность: борона балансовой стоимостью 12 000 руб., картофелекопалка стоимостью 17 000 руб. Оба объекта имеют нулевую остаточную стоимость. Списанные основные средства пригодны для сдачи в металлолом, масса которого составила 2 т. Рыночная стоимость металлолома на дату принятия его к учету . 12 000 руб. Он сдан в пункт приема лома по этой стоимости. Денежные средства от его сдачи поступили на лицевой счет учреждения.

Данные факты хозяйственной жизни бюджетного учреждения в бухгалтерском учете будут отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списаны с учета основные средства 4 104 34 410 4 101 34 410 29 000
Принят к учету металлолом 2 105 36 340 2 401 10 172 12 000
Списан реализованный металлолом 2 401 10 172 2 105 36 440 12 000
Начислен доход от реализации металлолома 2 205 74 560 2 401 10 172 12 000
Поступили денежные средства от реализации металлолома на л/с учреждения 2 201 11 510 2 205 74 660 12 000

Следует помнить, что прием лома черных и цветных металлов в соответствии с Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 ≤ 369 и пп. 34 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 ≤ 99?ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности", может осуществлять организация или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию.
Доходы от сдачи металлолома будут являться собственными доходами учреждения. По данному вопросу приведены разъяснения в Письме Минфина РФ от 24.04.2012 ≤ 02?04?10/1464. В них указано, что согласно ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Бюджетные учреждения вправе получать доходы от иной приносящей доход деятельности (в том числе от реализации имущества, полученного в результате ликвидации объектов основных средств), которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 ≤ 89?ФЗ " Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти доходы образовались.
В связи с этим доходы от реализации отходов, полученных от ликвидации объектов имущества учреждения, в отношении которых принято решение о списании согласно Положению ≤ 834, являются доходами учреждения и поступают в его самостоятельное распоряжение.
При этом в соответствии с налоговым законодательством РФ учреждение обязано самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет соответствующие налоги.
Макулатура
В каждом образовательном учреждении образуется большое количество бумажных отходов: это и утратившие свою актуальность фонды библиотек и периодических печатных изданий, не требующие специального архивного хранения и вышедшие из документооборота деловые бумаги, различные работы обучающихся (контрольные, проверочные, рефераты, курсовые), выполненные на бумажном носителе, срок хранения которых истек, и другие бумажные отходы. Полученные отходы . макулатуру . целесообразнее с экономической и с экологической точек зрения не просто выбросить на свалку, а сдать в специализированный пункт приема за плату для ее дальнейшей переработки.
Образование бумажных отходов тоже можно условно разделить на две группы:
- макулатура, которая появляется при списании основных средств (библиотечного фонда);
- иные бумажные отходы.
Списание библиотечного фонда производится в соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012 ≤ 1077 " Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда".
На основании данного приказа выбытие документов из библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144), утвержденным Приказом ≤ 173н (в проекте нового Приказа ≤ 173 изменений в отношении этой формы не предусмотрено). В нем отражаются сведения о количестве и общей стоимости исключаемых документов, указывается причина исключения и направление выбытия исключаемых документов.
Списание библиотечного фонда в соответствии с действующими инструкциями ≤ 162н, 174н и 183н будет отражаться в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет счета 0 104 37 (27) 410 (000) " Уменьшение за счет амортизации стоимости библиотечного фонда"
Кредит счета 0 101 37 (27) 410 (000) " Уменьшение стоимости библиотечного фонда"

Как и в случае с металлоломом, макулатура принимается к учету на основании акта о приемке материалов (ф. 0315004) (или акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)) по решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Принятие к учету макулатуры по счету 0 105 36 340 (000) " Увеличение стоимости прочих материальных запасов . иного движимого имущества учреждения" производится в корреспонденции:
- со счетом 0 401 10 172 " Доходы от операций с активами" . в случае ее поступления от ликвидации библиотечного фонда;
- со счетом 0 401 10 180 " Прочие доходы" . в случае ее поступления от образования иных бумажных отходов.
Отражение в учете реализации макулатуры и начисление доходов от этой реализации производится аналогичным образом, как и в случае с металлоломом.

В автономном образовательном учреждении принято к учету 100 кг макулатуры от списания библиотечного фонда и 100 кг иных бумажных отходов. Рыночная стоимость макулатуры на дату принятия ее к учету составляет 30 коп. за 1 кг. Вся макулатура сдана в специализированный пункт приема по той же рыночной цене, что и была принята к учету. Расчеты с покупателем были произведены наличными денежными средствами.

В бухгалтерском учете учреждения это будет отражено следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Принята к учету макулатура от списания библиотечного фонда 2 105 36 000 2 401 10 172 30
Принята к учету макулатура . иные бумажные отходы 2 105 36 000 2 401 10 180 30
Списана реализованная макулатура 2 401 10 172 2 105 36 000 60
Начислен доход от реализации макулатуры 2 205 74 000 2 401 10 172 60
Поступили денежные средства от реализации металлолома в кассу учреждения 2 201 34 000 2 205 74 000 60

Доходы от сдачи макулатуры будут являться собственными доходами учреждения. Разъяснения по этому вопросу приведены в разд. " Металлолом" данной статьи.
Стеклотара
Еще один вид отходов, накапливающихся в образовательных учреждениях, в которых организовано питание обучающихся, . это стеклотара. Очень часто продукты питания, которые закупаются столовыми образовательных учреждений, упакованы в стеклянную тару (банки). Как правило, ее стоимость включена в стоимость приобретаемых продуктов и нет необходимости ее возврата. Данная тара может быть повторно использована и ее, так же как металлолом и макулатуру, принимают специализированные приемные пункты. Поэтому имеет смысл принимать стеклянную тару к учету в составе материальных запасов и впоследствии реализовывать.
При организации учета этого вида нефинансовых активов обратимся к разъяснениям, которые даны по учету металлолома и макулатуры. Так как стеклотара образуется не от ликвидации объектов основных средств, то принимать ее к учету по счету 0 105 36 340 (000) необходимо в корреспонденции со счетом 0 401 10 180.
Реализация стеклотары и начисление дохода от этой операции в учете бюджетного и автономного учреждения будут отражаться аналогично приведенным выше операциям с металлоломом и макулатурой.
Рассмотрим принятие к учету стеклотары и ее реализацию на примере казенного учреждения.

На складе столовой казенного образовательного учреждения (наделенного отдельными полномочиями администратора доходов) образовался запас стеклянной тары . банок емкостью 0,5; 0,7; 1; 1,5 и 3 л. По решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов стеклотара принята к учету в качестве прочих материальных запасов по текущей рыночной стоимости на сумму 3 000 руб. По такой же стоимости она сдана в пункт приема.

Согласно п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ средства от продажи имущества казенного учреждения подлежат 100% перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
В бюджетном учете казенного учреждения эти операции нужно отразить следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Принята к учету стеклотара 1 105 36 340 1 401 10 180 3 000
Списана реализованная стеклотара 1 401 10 172 1 105 36 440 3 000
Начислен доход от реализации стеклотары 1 205 74 560 1 401 10 172 3 000
Поступили в бюджет доходы от реализации стеклотары 1 210 02 440 1 205 74 660 3 000

Налог на прибыль от сдачи металлолома, макулатуры и стеклотары
Стоимость оприходованного металлолома, макулатуры и стеклотары является внереализационным доходом учреждения (п. 13 ст. 250 НК РФ). Выручку от реализации этих видов материальных активов учреждение вправе уменьшить на расходы, связанные с их продажей (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). К таким расходам относятся расходы на хранение, упаковку, транспортировку. В силу п. 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, макулатуры и стеклотары, уменьшается на их стоимость, которая ранее была включена в состав внереализационных доходов.