САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 16:1519-04-2024
Пятница

 
М..В..Подкопаев
Материал предоставлен журналом "Акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий АИК к Письму ФНС РФ от 17.02.2014 . ЕД-4-2/2553

Все более очевидным становится тот факт, что чиновники любыми средствами хотят перевести на электронную сдачу отчетности едва ли не всех налогоплательщиков. Это видно из информации, которую сообщили налоговики в Письме от 17.02.2014 N ЕД-4-2/2553.
По существу, ФНС в данном письме не дает никаких разъяснений, а лишь напоминает об изменениях в законодательстве. И хотя "виновниками" данных поправок являются, конечно, законодатели, нет сомнений, что пролоббированы они именно чиновниками.
Итак, речь идет о Федеральном законе от 28.06.2013 N 134 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее . Федеральный закон N 134 ФЗ). Он предусматривает, в частности, новую обязанность для лиц, которые должны представлять налоговую декларацию в электронной форме.
Напомним, что Налоговый кодекс уже несколько лет обязывал отчитываться по налогам в электронном виде налогоплательщиков, но не всех, а только тех, у кого численность работников превышает определенный уровень. На данный момент это 100 человек (среднесписочная численность за прошлый период или для вновь созданных организаций) (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Таким образом, за пределами этой процедуры оставалось большое число налогоплательщиков, главным образом субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей. Правда, многие из них самостоятельно выбрали такой способ сдачи отчетности, ведь он имеет очевидные плюсы.
Однако Федеральным законом N 134 ФЗ с 01.01.2014 обязанность представлять налоговую отчетность в электронном виде была возложена и на плательщиков НДС независимо от численности работников. Указанием на такую возможность дополнен п. 3 ст. 80 НК РФ, а в п. 5 ст. 174 НК РФ об этом сказано прямо. Данная обязанность затрагивает не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов и лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ, то есть выставивших счета-фактуры с выделением в них налога, в том числе лиц, не являющихся налогоплательщиками.
Некоторые налогоплательщики, которые теперь обязаны отчитываться по НДС (и только по этому налогу) в электронном виде, вздохнув, заключили договоры с операторами. Теперь они будут отчитываться таким способом не только по этому налогу. Но многие другие решили сэкономить и воспользоваться возможностями, которые предоставляют им, в частности, те же операторы. Используя предоставляемый ими специальный сервис за весьма умеренную плату, можно осуществить разовую отправку отчета по НДС.
Но, похоже, так можно будет поступать только в течение 2014 года, иначе говоря, при отправлении отчетов за I, II и III кварталы. Ведь, как своевременно информирует ФНС в Письме N ЕД-4-2/2553, с 01.01.2015 все те, кто обязан отчитываться в электронной форме, должны будут также обеспечивать получение от налоговиков в электронном виде документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Очевидно, получение таких документов нельзя будет обеспечить иначе, кроме как путем заключения с оператором полноценного договора на обслуживание. Таким образом, не обязаны будут это сделать разве что только те, кто находится на спецрежиме, да и то до того момента, пока им не придется выставить счет-фактуру с выделенным в нем НДС.
Указанная обязанность возникнет на основании нового п. 5.1 ст. 23 НК РФ, который добавлен в данную статью Федеральным законом N 134 ФЗ. Какие именно документы, направленные налоговым органом, имеются в виду, в этом пункте не поясняется. Но внимание в данном случае надо обратить на требования о представлении документов или пояснений, а также на уведомление о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31, ст. 88, 89, 93, 93.1 НК РФ).
Конкретно неполучение этих документов может привести к неприятным для налогоплательщика последствиям в виде приостановления операций по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств. Об этом сказано в новой редакции п. 3 ст. 76 НК РФ, который также изменен Федеральным законом N 134 ФЗ.
Согласно п. 5.1 ст. 23 НК РФ на отправку квитанции о приеме указанных документов отводится шесть рабочих дней со дня их отправки налоговым органом. То есть как минимум с такой периодичностью необходимо просматривать сообщения в приложении, через которое вы отправляете электронную отчетность и принимаете ответ от налоговиков, даже в тот период, когда отчетность не сдается. Налоговикам в случае неполучения квитанции о приеме документов от налогоплательщика дается 10 дней на то, чтобы вынести решение о приостановлении операций по его счетам.