САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 11:2324-04-2024
Среда

 
М. Волкова
Материал предоставлен журналом ""Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение""Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"

Проверки по страховым взносам

Согласно ст. 3 Закона N 212 ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС, а также ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС. В статье расскажем о том, какие организации в первую очередь проверяются, какие документы затребуют контролирующие органы при проведении проверок, каков порядок их проведения и какие особенности необходимо знать, если контролирующие органы проводят проверки, какими будут последствия для организации в случае нарушения законодательства о страховых взносах.

В начале отметим, что сотрудники контролирующих органов могут проводить камеральные и выездные проверки. Целью этих проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ст. 33 Закона N 212 ФЗ).

Камеральная проверка

Статьей 34 Закона N 212 ФЗ установлены порядок и особенности проведения такой проверки.
Проверка проводится:
- по месту нахождения органа контроля за уплатой страховыми взносами;
- на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов;
- уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого либо специального решения руководителя;
- в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
При проведении проверки сотрудники контролирующего органа могут выявить ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) несоответствие сведений друг другу, содержащихся в представленных документах, либо выявить несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля. В случае выявления какого либо противоречия сотрудники контролирующего органа сообщают об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (ч. 3 ст. 34 Закона N 212 ФЗ).
После представления плательщиком необходимых пояснений и документов орган контроля определяет, есть нарушения законодательства РФ о страховых взносах или они отсутствуют. Если по результатам проверки будет установлен факт совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Законом N 212 ФЗ, или иного нарушения законодательства РФ о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, определенном ст. 38 Закона N 212 ФЗ. Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Законом N 212 ФЗ, или иные нарушения законодательства РФ о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах ее проведения плательщику страховых взносов не сообщается.
Отметим, что при проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС орган контроля за уплатой страховых взносов вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности осуществления расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Законом N 255 ФЗ, а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 7 ст. 34 Закона N 212 ФЗ).

Выездная проверка

Прежде чем говорить об особенностях проведения выездных проверок, отметим, что согласно п. 3.1.1 Соглашения не позднее 25 декабря каждого текущего года утверждают ежегодный план-график проведения совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на каждый последующий год с учетом предложений территориальных органов ПФР и филиалов региональных отделений ФСС.
При этом сотрудники ПФР в работе применяют Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок, утвержденные Распоряжением Правления ПФ РФ от 03.02.2011 N 34р (далее . Методические рекомендации N 34р). Сотрудники ФСС используют Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденные Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 82 (далее . Методические рекомендации N 82).
Статьей 35 Закона N 212 ФЗ установлен порядок проведения выездных проверок. Особенности данных проверок заключаются в следующем:
- они проводятся на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов;

В случае если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, она может быть совершена по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.

- у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые документы в порядке, установленном ст. 37 Закона N 212 ФЗ. Отметим, что ознакомление должностных лиц органов контроля с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 22 ст. 35 Закона N 212 ФЗ);
- они могут быть проведены за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о такой проверке;
- они могут проводиться не чаще одного раза в три года;
- они не могут продолжаться более двух месяцев. Однако могут быть приостановлены на общий срок, не превышающий шести месяцев;
- при проведении данных проверок по уплате страховых взносов в ПФР орган контроля одновременно в соответствии с Законом N 167 ФЗ проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах;
- при проведении проверок по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС проверку правильности понесенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования осуществляют в соответствии с Законом N 255 ФЗ.

Выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, проводится на основании решения органа контроля по месту нахождения обособленного подразделения (ч. 3 ст. 35 Закона N 212 ФЗ).
Какие организации в первую очередь проверяются?
Критерии отбора страхователей, установленные Методическими рекомендациями N 34р для ПФР:
- организация отнесена к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);
- несвоевременное представление индивидуальных сведений;
- наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
- применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
- выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений);
- наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
- уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
- неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- периодичность проведения проверок плательщика . не чаще одного раза в течение трех лет (без учета количества проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
- наличие полученной от органов ФНС информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Критерии отбора страхователей, установленные Методическими рекомендациями N 82 для ФСС:
- наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в ФСС;
- значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде;
- резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности;
- рекомендации по результатам камеральной проверки;
- нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам, перечисляемым в ФСС.
Критерии отбора страхователей при совместных проверках ПФР и ФСС установлены в Письме ПФ РФ N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02 03 08/13 2872 от 21.12.2010:
- наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных в территориальные органы ПФР и ФСС;
- наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС;
- несвоевременное представление индивидуальных сведений;
- наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
- применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
- выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений);
- наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
- отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);
- уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
- неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- периодичность проведения проверок плательщика . не чаще одного раза в течение трех лет (без учета количества проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
- наличие полученной от органов ФНС информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Плательщики страховых взносов, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.
Что именно будут проверять контролирующие органы и какие документы необходимо будет представить?
Проверка категории плательщика страховых взносов. Для осуществления проверки контролирующие органы потребуют учредительные документы (устав и (или) учредительный договор, положение), приказ об учетной политике, лицензии, действующие в проверяемом периоде.
Проверка своевременности и полноты представления плательщиком страховых взносов расчетов и индивидуальных сведений в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов. При проверке своевременности представленных расчетов контролирующие органы будут руководствоваться положениями ч. 9 ст. 15 Закона N 212 ФЗ. На этом этапе плательщики представляют расчеты, указанные в ч. 9 ст. 15 Закона N 212 ФЗ, за проверяемый период.

Проверке подлежит последний уточненный расчет, представленный в территориальный орган ПФР до даты ознакомления плательщика страховых взносов или его уполномоченного представителя с решением о проведении выездной проверки.

Проверка правильности определения плательщиком страховых взносов объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов. На этом этапе контролирующие органы будут руководствоваться положениями ст. 7 и 8 Закона N 212 ФЗ и ст. 20.1 Закона N 125 ФЗ. Для проверки правильности определения объекта и базы для начисления страховых взносов контролирующие органы потребуют следующие документы:
- бухгалтерскую отчетность за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
- синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период (главную книгу, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовую книгу и пр.);
- аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.);
- карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов (рекомендуемая форма представлена в Письме ПФ РФ от 26.01.2010 N АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010 N 02 03 08 56П);
- приказы (в том числе об учетной политике, действующей в проверяемые периоды);
- трудовые и коллективные договоры;
- договоры гражданско-правового характера;
- соглашения, заключенные с физическими лицами;
- контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц;
- первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы) в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц;
- документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;
- унифицированную форму государственного статистического наблюдения П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".
Проверка правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Напомним, что ст. 9 Закона N 212 ФЗ установлен закрытый перечень сумм, которые не учитываются при определении базы для начисления страховых взносов в ПФР. Аналогичный перечень определен ст. 20.2 Закона N 125 ФЗ, в которой перечислены суммы, которые не включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При наличии таких сумм необходимо будет документальное подтверждение их выплаты и размера.
Проверка правильности начисления и уплаты (перечисления) страховых взносов. При проверке правильности начисления страховых взносов контролирующие органы будут использовать те же документы, что и для проверки определения объекта и базы для начисления страховых взносов. Добавим, что они могут потребовать справку (ф. 2 НДФЛ) по каждому работнику, так как будут проверять соответствие показателей, отраженных плательщиком страховых взносов в формах индивидуального учета, показателям, отраженным в справке (ф. 2 НДФЛ). Если сумма начисленных доходов физического лица, указанная в справке (ф. 2 НДФЛ), больше, чем база для начисления страховых взносов, указанная в карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за аналогичный период, то потребуют назвать причины данного расхождения и обосновать исключение сумм доходов физического лица из обложения страховыми взносами.
При проверке своевременности уплаты страховых взносов контролирующие органы будут руководствоваться положением ч. 5 ст. 15 Закона N 212 ФЗ, в которой сказано, что ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате не позднее 15 го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется такой платеж. К документам, подтверждающим своевременность перечисления страховых взносов, относятся банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы).
Какие ждут последствия организацию за нарушение законодательства о страховых взносах?

Санкции, предусмотренные Законом N 212 ФЗ
Статья 46:
- за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам организации грозит штраф в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1?000?руб.;
- за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде установлен штраф в размере 200?руб.
Статья 47: за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов предусмотрен штраф в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов; в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов (если это деяние совершено умышленно).
Статья 48: за отказ от представления или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, организации грозит штраф в размере 200?руб. за каждый непредставленный документ.
Санкции, установленные Законом N 125 ФЗ
Статья 19:
а) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов:
- если это произошло в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия), налагается штраф в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов;
- при умышленном совершении указанных деяний штраф составляет 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов;
б) за непредставление страхователем в установленный срок отчетности страховщику:
- при отсутствии признаков правонарушения, ответственность за совершение которого определена абз. 7 п. 1 ст. 19 Закона N 125 ФЗ, предусмотрен штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100?руб.;
- в течение более 180 календарных дней по истечении определенного срока представления такой отчетности организации грозит штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе той же отчетности, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181 го календарного дня, но не менее 1?000?руб. (абз. 7 п. 1 ст. 19 Закона N 125 ФЗ).