САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 12:0728-03-2024
Четверг

 
С.В. Князева, эксперт "УНП"
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Берем в актив товарный знак

До недавнего времени вопрос о включении в состав расходов при расчете налога на прибыль амортизации по нематериальным активам считался бесспорным. Главное было признать для целей налогового учета актив нематериальным, а дальше, как говорится, дело техники. Однако Минфин России думает иначе. Подтверждение тому - письмо от 29.07.04 ≤ 07-05-14/199. Оказывается, по товарному знаку, который в налоговом учете признается нематериальным активом, начисленную амортизацию можно отнести на расходы не всегда. Так ли это?

Признать - амортизировать
То, что исключительное право на товарный знак относится к нематериальным активам, не вызывает у специалистов Минфина сомнений. Однако они считают, что если товарный знак организации не используется при производстве и реализации товаров (работ, услуг), то начисленную по нему амортизацию нельзя учесть при расчете налога на прибыль (письмо от 29.07.04 ≤ 07-05-14/199). Такой вывод сделан на основании пункта 3 статьи 257 НК РФ, в котором дано определение нематериального актива.

Цитируем закон:
"...Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)..."
Пункт 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ

Но минуточку! В этой норме кодекса речь идет о правилах признания актива нематериальным, а не о возможности отнесения начисленной по нему амортизации на расходы. Если нематериальный актив не используется в производстве и реализации товаров, работ или услуг, то он изначально не может быть признан таковым. Следовательно, и амортизация по нему не будет начисляться.

Использовать можно по-разному
Итак, мы выяснили, что если объект признан для целей налогообложения прибыли нематериальным активом, то амортизация по нему учитывается в составе расходов. Поэтому, как и раньше, главным вопросом остается факт признания актива нематериальным. Давайте разберемся, при соблюдении каких условий товарный знак можно смело отнести в состав нематериальных активов и начислять по нему амортизацию. Таких условий всего три.
Первое - нематериальный актив должен приносить организации экономические выгоды.
Второе условие - наличие документов, подтверждающих существование нематериального актива и исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе охранные документы). Для товарного знака охранным документом является свидетельство о его регистрации (п. 1 ст. 2 Закона РФ от 23.09.92 ≤ 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"). Только при наличии такого свидетельства товарный знак признается нематериальным активом.
И наконец, третье и самое спорное условие - использование в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).
В том случае, когда товарный знак присутствует на изготавливаемой продукции, вопросов не возникает. Ясно сразу - он непосредственно используется в производстве. А как быть в том случае, когда организация, например, не наладила выпуск продукции, а товарный знак уже зарегистрирован?
Для ответа на этот вопрос нужно разобраться, что подразумевается под "использованием товарного знака". Для этого обратимся к закону о товарных знаках. Оказывается, организация может использовать товарный знак не только на продукции, для которой он был зарегистрирован. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Но только при наличии уважительных причин неиспользования товарного знака на товарах или упаковках (п. 1 ст. 22 Закона РФ от 23.09.92 ≤ 3520-1). Неиспользование товарного знака на продукции из-за того, что ее выпуск еще не начат, вполне можно считать уважительной причиной.
Затраты же на проведение, к примеру, рекламной кампании по товарам, производство которых еще только налаживается, являются расходами, связанными с производством и реализацией (п. 4 ст. 264 НК РФ). Поэтому, на наш взгляд, товарный знак можно признать нематериальным активом и до начала производства.
Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговые органы. Так, специалисты департамента налогообложения прибыли МНС России заверили корреспондента "УНП", что при наличии свидетельства о регистрации товарного знака и использовании его в деятельности организации проблем с признанием товарного знака нематериальным активом не возникает.