САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 14:5723-04-2024
Вторник

 
А.БАЯЗИТОВА
Материал предоставлен журналом "Спутник главбуха" (Санкт-Москва и Московская область)

Режим работы инспекций изменится. К лучшему?

С 1 октября действует новый регламент по работе с налогоплательщиками. О том, что изменится в жизни подмосковных бухгалтеров и инспекторов, рассказывает начальник отдела организации работы с налогоплательщиками УМНС России по Московской области Байчурин Ильшат Усманович.

- Изменилась ли работа инспекций после принятия нового регламента по работе с налогоплательщиками?
- Уже с начала этого года все налоговые инспекции Московской области начали переходить на новый график работы. Мы поставили задачу: прием налогоплательщиков должен проходить ежедневно, в течение всего рабочего дня. Эта мера позволила уменьшить очереди в большинстве подмосковных инспекций. После того как был принят новый регламент, работа инспекций изменится еще больше.

- И каких же новшеств ждать бухгалтерам?
- Теперь налогоплательщики не будут прикреплены к определенным инспекторам на основании первых букв фамилий, названий улиц, ИНН и тому подобное. То есть бухгалтер будет иметь возможность сдать документы любому свободному инспектору. Причем прием документов будет проходить в специально выделенных операционных залах, где мы создадим комфортные условия для бухгалтеров. Такие помещения уже есть во многих областных ИМНС. Кроме того, в горячие дни сдачи отчетности руководители инспекций будут выделять дополнительных сотрудников на прием документов.

- Но ведь у "своего" инспектора бухгалтер имел возможность проконсультироваться по проблемным налоговым вопросам. Получается, что теперь помощи от инспектора не будет...
- Отчасти это так. Специалист, принимающий отчетность, не должен консультировать налогоплательщика. Ведь это отнимает много времени - и не только у инспектора, но и у других бухгалтеров, которым приходится ждать в очереди. Но налогоплательщики не останутся без консультаций. Теперь налоговое законодательство будут разъяснять отдельные специалисты, которые должны дежурить в операционных залах инспекций. Там же планируется установить компьютеры с информационно-правовыми системами. С их помощью все желающие смогут бесплатно ознакомиться с налоговым законодательством, регламентирующими документами Минфина, МНС и УМНС. Кроме того, в инспекциях мы уже проводим бесплатные семинары по "упрощенке", ЕНВД, транспортному налогу, по новым КБК, то есть по наиболее проблемным и актуальным для бухгалтеров вопросам. Конкретные даты таких встреч можно узнать на сайте управления www.mosobl.nalog.ru и сайтах инспекций.

- Значит, вскоре очереди в инспекциях совсем исчезнут?
- Мы к этому стремимся. Но думаю, что совсем очереди не исчезнут - ведь очень многие бухгалтеры сдают декларации в последний момент. Однако выход есть: нужно сдавать отчетность в электронном виде, используя телекоммуникационные каналы связи, в том числе и с помощью Интернета. В этом случае бухгалтеру вообще не придется лично приходить в инспекцию. Кроме того, для налогоплательщиков, представляющих отчетность в электронном виде, мы предусмотрели ряд привилегий. Например, вскоре они смогут в любой момент послать по электронной почте запрос в налоговую службу и получить ответ специалиста. Такой ответ будет заверен цифровой подписью инспектора и приравнен к официальному ответу УМНС.

- Раз уж мы заговорили о сдаче отчетности, не могу не задать вопрос, который волнует многих наших читателей. В некоторых инспекциях отказываются принимать отчетность без дискетки... Что делать бухгалтеру в таком случае?
- В пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса предусмотрена возможность сдачи отчетности как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Поэтому отказывать в приеме отчетности без дискеты инспекторы не должны. Кстати, об этом мы напомнили специалистам территориальных инспекций в письме УМНС России по Московской области от 6 июля 2004 г. ≤ 16-14/60. Если инспектор все же не принимает бумажную отчетность, я бы рекомендовал бухгалтеру обращаться с жалобой непосредственно к руководителю ИМНС. А также позвонить по "горячей линии" нашего управления - 317-37-54 - мы примем меры. Кстати, аналогичные "горячие телефоны" есть во многих областных инспекциях.

- А с какими вообще вопросами бухгалтер может обращаться, позвонив по этим телефонам?
- Во-первых, с жалобами на неправомерные действия конкретных инспекторов. Все звонки по "горячим телефонам" фиксируются в специальном журнале, так что ваша жалоба не потеряется. Во-вторых, можно позвонить по этим телефонам, чтобы уточнить адрес инспекции, номер нужного кабинета или имя специалиста. То есть можно обращаться с вопросами общего информационно-справочного характера. А вот консультировать налогоплательщиков по телефону нам запрещено.

- Но при этом, согласно новому документу, специалисты ИМНС должны быть вежливыми и корректными как при общении по телефону, так и при личной встрече...
- Да. Норма о том, что сотрудники налоговых органов должны быть корректны и вежливы с посетителями, закреплена еще в пункте 3 статьи 33 Налогового кодекса. В новом регламенте по работе с налогоплательщиками такое правило также прописано. Мы не допускаем грубости и хамства со стороны наших сотрудников. У руководителя нашего управления Константина Седова этот вопрос стоит на особом контроле.

- Изменится ли процедура приема и выдачи различных документов?
- Да, регламентом определены конкретные сроки подготовки различных справок и уведомлений. Например, справку о состоянии расчетов с бюджетом инспектор должен подготовить максимум за 10 дней. Кроме того, определен срок проведения сверки платежей - максимум 15 рабочих дней. Да и то только в том случае, если между данными налогового органа и налогоплательщика есть расхождения. Если таковых нет, то сверка должна пройти еще быстрее - за 10 дней.

- А как будет осуществляться контроль за выполнением нового регламента? Не случится ли так, что новшества останутся только на бумаге?
- Ранее порядок работы с налогоплательщиками регулировался всего лишь рекомендациями, а новый регламент утвержден приказом МНС. Поэтому он является обязательным для исполнения всеми инспекторами, и мы будем строго следить за этим. Так что я прошу всех читателей "Спутника Главбуха" сообщать обо всех нарушениях в управление по нашей "горячей линии" - виновные будут наказаны.