САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 19:3226-04-2024
Пятница

 
Екатерина Семенова
Материал предоставлен журналом "Спутник главбуха" (Санкт-Петербург и Ленинградская область)

Где зарегистрируют питерского индивидуала?

В Единый центр регистрации, образованный на базе Межрайонной ИМНС России ≤ 15 по Санкт-Петербургу, не так давно переданы функции по регистрации индивидуальных предпринимателей. Вопросы, волнующие в связи с этим наших читателей, мы решили задать руководителю Центра - Татьяне Ефимовне Мишиной, руководителю МИМНС России ≤ 15 по Санкт-Петербургу

- Татьяна Ефимовна, когда началась передача регистрации индивидуальных предпринимателей в Единый центр?
- Первых посетителей, желающих подать документы на регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, мы приняли 2 августа.

- Сколько индивидуальных предпринимателей прошло через Центр за эти три месяца?
- По состоянию на 14 октября 2004 г. подали документы на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя порядка 1 400 физических лиц.

- Сейчас налоговые инспекции всех районов города передали свои полномочия по регистрации индивидуалов в МИМНС ≤ 15?
- Да, индивидуальные предприниматели, проживающие в любом районе Санкт-Петербурга, должны регистрироваться в нашем Центре по адресу: ул. Профессора Попова, д. 39, тел.: 335-14-03.

- На что бы Вы обратили внимание тех, кто еще только хочет начать индивидуальную трудовую деятельность?
- Прежде всего отмечу, что вся информация для потенциальных индивидуальных предпринимателей представлена в холле Центра на стендах: есть образец заполнения заявления, реквизиты для уплаты госпошлины и т.п. Там же установлен электронный информационный киоск, в котором можно получить ответы на возникшие вопросы. Кроме того, надо внимательно и правильно заполнять документы.
Особенно хочу обратить внимание на то, что при регистрации индивидуальные предприниматели должны самостоятельно указывать коды видов экономической деятельности (ОКВЭД). Практика показывает, что у многих из них возникают затруднения с определением этих кодов. Поэтому мы предоставили возможность специалистам Петербургкомстата консультировать по данному вопросу. В течение всего дня в окне ≤ 21 работает специалист, который помогает предпринимателям выбрать необходимые коды.

- Какие документы нужно подавать на регистрацию?
- Индивидуальные предприниматели представляют:
- заявление по форме ≤ Р21001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. ≤ 439;
- копию документа, удостоверяющего личность (паспорта);
- документ об уплате госпошлины (400 руб.).
Заявление удостоверяется подписью заявителя - физического лица, которое обращается за государственной регистрацией. Ее подлинность должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Что касается паспорта, то если документы на государственную регистрацию представляет непосредственно будущий предприниматель и у него есть при себе паспорт, его копию нотариально заверять не надо. Если же по доверенности документы сдает другое физическое лицо, то копия паспорта заявителя должна быть соответствующим образом заверена.

- Коды ОКВЭД проставляются в заявлении? Давайте для тех, кто все-таки решится указывать их самостоятельно, скажем, кем они утверждены.
- Да, сведения о видах экономической деятельности приводятся в заявлении, для этого предусмотрен специальный лист "А". Причем указывать надо все виды экономической деятельности, которыми планирует заниматься физическое лицо. Первым указывается основной из них. Если количество видов деятельности больше 10, заполняется второй лист "А", больше 20 - третий лист "А" и т.д. Утверждены коды постановлением Госкомстата России от 6 ноября 2001 г. ≤ 454-ст.

- Какие документы индивидуальный предприниматель получает в результате регистрации?
- На шестой рабочий день со дня подачи документов на регистрацию в Единый центр индивидуальный предприниматель получает Свидетельство о государственной регистрации и уведомление о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя. В случае отсутствия у физического лица ИНН ему также выдается соответствующее свидетельство и присваивается ИНН.

- Документы на регистрацию можно выслать по почте. Как в этом случае проходит регистрация?
- Документы для государственной регистрации могут быть представлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Расписка о получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом направляется почтовым отправлением на адрес заявителя. В течение пяти рабочих дней осуществляется госрегистрация индивидуального предпринимателя. На шестой рабочий день документы выдаются на руки заявителю или направляются почтовым отправлением на его адрес. Отмечу, что достоверность копии паспорта физического лица, представляющего документы на регистрацию почтовым отправлением, обязательно должна быть заверена нотариально.

- А документы, свидетельствующие о регистрации во внебюджетных фондах и органах статистики?
- Их индивидуальные предприниматели тоже получают у нас. Мы выдаем информационное письмо Петербургкомстата, документы о регистрации в Отделении Пенсионного фонда России, а также в Фонде медицинского страхования. Единственный фонд, который не ставит на учет индивидуальных предпринимателей при госрегистрации, - это Фонд социального страхования. В ФСС они должны будут зарегистрироваться после заключения трудовых договоров с наемными работниками. Естественно, все эти документы индивидуальный предприниматель получает в том случае, если ему не отказано в государственной регистрации.

- Тогда давайте поясним, в каких случаях могут отказать в регистрации?
- Мы отказываем в госрегистрации при непредставлении всех документов, предусмотренных законодательством для государственной регистрации, или в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Кроме того, не допускается госрегистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его прежняя госрегистрация в таком качестве.

- Если отказывают в регистрации, надо ли платить госпошлину при повторной подаче документов?
- Если принято решение об отказе в государственной регистрации, возврат госпошлины и документов, поданных на регистрацию, действующим законодательством не предусмотрен. Решение об отказе в госрегистрации выдается заявителю на шестой рабочий день. Когда заявитель повторно соберет и представит пакет требуемых документов, он в том числе будет обязан уплатить госпошлину и предъявить в подтверждение квитанцию.

- В отношении индивидуалов Единый центр производит лишь регистрацию или также вносит изменения в документы, осуществляет перерегистрацю и ликвидацию?
- Нет, сейчас в Центре осуществляется только регистрация индивидуальных предпринимателей. Ликвидация, внесение изменений и перерегистрация, которую им надо пройти до 1 января 2005 года, пока осуществляются на местах, в районных налоговых инспекциях. Планируется, что внесением изменений в документы и ликвидацией индивидуальных предпринимателей тоже будет заниматься наш Центр. Однако это произойдет не раньше ноября.

- Извечной проблемой большинства налоговых инспекций всегда были большие очереди. Удалось ли вашему Центру с этим справиться?
- Как Вы сами могли убедиться, пройдя по залу регистрации, очередей у нас нет. Считаю это большим плюсом для тех, кто к нам приходит. Во многом удобства мы добились благодаря электронному управлению очередью. Желающие подать документы по различным основаниям получают в специальном аппарате номерок. Затем по электронному табло, на котором высвечивается номер очереди и окошко, к которому надо подойти, спокойно следят за продвижением своей очереди. Даже несмотря на то, что поток посетителей постоянный, а за день мы обслуживаем порядка 50-ти человек, скоплений народа у нас нет. И что самое главное, такое количество посетителей - не предел, мы можем принимать и гораздо больше.

- По сравнению с регистрацией в районных ИМНС, какие бы вы отметили преимущества регистрации в Едином центре? Достигнуты ли поставленные цели?
- Мы хотели создать современный специализированный центр, и, думаю, нам это удалось. Центр оснащен электронной техникой самого высокого уровня.
Прием посетителей ведется в течение всего рабочего дня без перерыва на обед. Очередей, как уже было сказано, у нас нет.
Еще одним преимуществом является то, что при наборе сотрудников мы делали ставку на специализацию: регистрация распределена по отделам, каждый из которых выполняет свою функцию. У нас есть юридический отдел, занимающийся просмотром документов и выдающий юридические заключения по ним. Есть специалисты по вводу информации, формированию дел. Специализация положительно сказывается на эффективности работы. В районных же налоговых инспекциях все функции выполняли сотрудники одного отдела.

- Что вы можете посоветовать индивидуальным предпринимателям Петербурга?
- Хочу еще раз сказать о необходимости подать сведения в налоговые органы предпринимателями, зарегистрированными в этом качестве до 1 января 2004 года. На сегодняшний день предусмотренная законодательством обязанность выполнена немногими. Напомню, что с 1 января 2005 года государственная регистрация таких индивидуальных предпринимателей утрачивает силу. Процедуру государственной регистрации им придется проходить заново - собирать пакет документов, платить госпошлину... Перерегистрация же проводится бесплатно.