САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 08:2726-04-2024
Пятница

 
Газета "Московский налоговый курьер"
Материал предоставлен газетой "Московский налоговый курьер"

Вопросы и ответы

Вычеты по НДС при отсутствии реализации

В рамках камеральной проверки декларации по НДС за февраль 2004 года инспекцией установлено, что организация в декларации заявила налоговые вычеты по НДС при отсутствии налогооблагаемой базы по НДС за соответствующий налоговый период. При этом налогоплательщиком в данном периоде исчислен НДС с суммы авансовых платежей по арендной плате. Правомерно ли в рассматриваемой ситуации доначисление НДС?

Поскольку организацией исчислен НДС с суммы авансовых платежей по арендной плате, вывод об отсутствии налогооблагаемой базы по НДС за февраль 2004 года является ошибочным. Таким образом, если организацией соблюдены все условия, установленные для применения налоговых вычетов по НДС, то она вправе заявить их в декларации за соответствующий период.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 НК РФ сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154.159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ установлено, что налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153.158 НК РФ, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6.8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, налоговые вычеты сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), могут быть произведены при соблюдении всех указанных выше условий, установленных НК РФ (в том числе предоставление документов, подтверждающих фактическую уплату поставщикам сумм НДС за поставленные товары).
Основанием для доначисления инспекцией сумм НДС послужило отсутствие у организации налогооблагаемой базы по НДС за соответствующий налоговый период.
Вместе с тем организацией был исчислен НДС с суммы авансовых платежей по арендной плате. Следовательно, выводы инспекции об отсутствии у организации налогооблагаемой базы по НДС за февраль 2004 года являются необоснованными.
Таким образом, если организацией соблюдены все условия, установленные для применения налоговых вычетов по НДС, то она вправе заявить их в декларации за соответствующий период. При этом для проверки соблюдения данных условий необходимо проведение дополнительных контрольных мероприятий.

Разъяснения подготовлены советником налоговой службы II ранга А.В. Холодом на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 11-11н/62527 от 28.09.2004, подписанного и. о. руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Н.В. Синиковой.

Ошибка в налоговом уведомлении

Инспекция направила физическому лицу налоговое уведомление. В нем ему был начислен к уплате транспортный налог за 2003 год в сумме 280 000 руб. за легковой автомобиль мощностью двигателя 8000 л. с., зарегистрированный на имя налогоплательщика и принадлежащий ему на праве собственности. По данным налогоплательщика, мощность двигателя автомобиля составляет 80 л. с. Кроме того, он продал автомобиль по доверенности.
В каком порядке должна быть исправлена ошибка, допущенная в налоговом уведомлении?

В случае расхождения сведений о транспортных средствах, указанных в налоговом уведомлении, с фактическими данными налогоплательщик обязан обратиться в налоговый орган с заявлением о замене налогового уведомления.
В случае отсутствия у налогоплательщика подлинника паспорта транспортного средства перерасчет суммы налога и установление нового срока уплаты налога производится только после получения налоговым органом уточненных сведений на данное транспортное средство из территориального подразделения ГИБДД МВД России.
Пунктом 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 27.01.2003 ≤ 59, установлено, что транспортные средства регистрируются за физическими лицами по месту жительства, указанному в паспортах или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, которые выдаются органами регистрационного учета (органами внутренних дел).
Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В качестве исключения плательщиками налога также признаются физические лица, получившие транспортное средство по доверенности до 29 июля 2002 года (дата опубликования главы 28 НК РФ).
Таким образом, по транспортным средствам, переданным по доверенности после 29 июля 2002 года (включая указанную дату), налогоплательщиками являются физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. В свою очередь, по транспортным средствам, переданным по доверенности до 29 июля 2002 года, налогоплательщиками будут являться лица, получившие транспортные средства по доверенности.
В соответствии со статьей 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. При этом в соответствии с гражданским законодательством РФ передача по доверенности транспортного средства другому лицу не влечет изменение права собственности на указанное транспортное средство. Следовательно, по истечении трех лет с момента выдачи доверенности плательщиками налога будут являться физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Таким образом, по зарегистрированному на физическое лицо транспортному средству до месяца, в котором транспортное средство будет зарегистрировано за другим лицом или снято с учета в органах ГИБДД МВД России, плательщиком транспортного налога является физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Если срок доверенности истекает в течение налогового периода, то налог за период с начала года по месяц истечения срока доверенности уплачивает лицо, получившее транспортное средство по доверенности до 29 июля 2002 года, а за период с месяца, следующего за истечением срока доверенности до конца налогового периода, . лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками . физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В случае расхождения сведений о транспортных средствах, указанных в налоговом уведомлении, с фактическими данными, налогоплательщик обязан обратиться в налоговый орган, направивший ему налоговое уведомление на уплату налога, с заявлением о замене налогового уведомления. При этом устанавливается новый срок уплаты транспортного налога.
При отсутствии у налогоплательщика подлинника паспорта транспортного средства перерасчет суммы налога и установление нового срока уплаты налога производится только после получения налоговым органом уточненных сведений на данное транспортное средство из территориального подразделения ГИБДД МВД России.
Таким образом, поскольку в сведениях о транспортном средстве имеет место расхождение его технических характеристик, а именно мощности двигателя, налоговой инспекции необходимо произвести уточнение этих данных в органах ГИБДД МВД России.

Разъяснения подготовлены советником налоговой службы II ранга А.В. Холодом на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 11-11н/59082 от 14.09.2004, подписанного и. о. руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Н.В. Синиковой.