САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 15:1829-03-2024
Пятница

 
Газета "Московский налоговый курьер"
Материал предоставлен газетой "Московский налоговый курьер"

Вопросы и ответы

Пробитие чека с указанием неверной суммы

Налоговая инспекция привлекла организацию к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ. Основанием для привлечения к ответственности послужило пробитие чека с указанием суммы, меньшей той, которую уплатил покупатель. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Если при расчетах с покупателем пробит чек с указанием суммы, меньшей той, которую уплатил покупатель, организация может быть привлечена к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Этого требует пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 ≤ 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее . Закон ≤ 54-ФЗ).
Статьей 5 Закона ≤ 54-ФЗ предусмотрено, что организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 ≤ 16 под неприменением ККТ следует понимать в том числе пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организациями торговли либо иными организациями, осуществляющими реализацию товаров, выполняющими работы либо оказывающими услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа. Штраф взимается с граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; с должностных лиц . в размере от тридцати до сорока МРОТ; с юридических лиц . в размере от трехсот до четырехсот МРОТ.
Факт нарушения подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, объяснениями генерального директора общества, зафиксированными в протоколе об административном правонарушении, в которых он не отрицает факт неприменения ККТ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемой ситуации организация не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению указанных выше требований законодательства о применении ККТ и не обеспечила применение ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением. Таким образом, привлечение общества к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ за то, что при получении денег от покупателя был пробит чек ККТ с указанием суммы, менее уплаченной покупателем, правомерно.
Разъяснения подготовлены референтом налоговой службы I ранга С.Г. Тумандейкиным на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 11-24/68981 от 26.10.2004, подписанного руководителем Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Н.В. Синиковой.

Уплата налога через "проблемный" банк
Инспекцией принято решение об отказе в отражении в лицевом счете налогоплательщика как "исполненной обязанности" списанных с расчетного счета, но не поступивших на счета по учету доходов бюджета денежных средств.

Основанием для такого решения послужили установленные факты, свидетельствующие о недобросовестности организации при исполнении обязанности по уплате налогов и сборов. Налогоплательщик был осведомлен о неисполнении банком платежных поручений клиентов. Также у организации были открыты счета в других банках, по которым осуществлялось проведение операций по оплате хозяйственных операций. При этом платежи по налогам и сборам осуществлялись только через "проблемный" банк. Обосновано ли решение налогового органа?
Если есть доказательства недобросовестности налогоплательщика, то отказ в отражении в лицевом счете денежных средств, списанных с его расчетного счета, но не поступивших на счета по учету доходов бюджета, обоснован.
При наличии фактов непоступления денежных средств налоговые органы проводят контрольные мероприятия, которые предусмотрены письмом Госналогслужбы России от 20.10.98 ≤ ВП-6-11/749@, письмами МНС России от 08.07.99 ≤ АП-6-09/544@ и от 16.11.99 ≤ АП-6-05/910@.
Налоговая инспекция, исследовав необходимые документы, полученные в результате проведения контрольных мероприятий в соответствии с указаниями МНС России от 09.10.2000 ≤ ВП-6-18/788@, установила факт недобросовестности организации. Отсутствовали доказательства, свидетельствующие о списании денежных средств в уплату налогов за счет средств, поступивших на расчетный счет налогоплательщика через корреспондентский счет банка, через кассу банка, иными способами, предусматривающими реальное поступление денежных средств на расчетный счет организации.
Согласно пункту 2 Определения Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 ≤ 138-О исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных средств и их перечислению со счета, а также распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами, зачисленными банком в том числе при исполнении им собственных обязательств перед клиентом, могут осуществляться лишь при наличии на корреспондентском счете банка необходимых денежных средств.
Также в соответствии с данным определением действие пункта 2 статьи 45 НК РФ, согласно которому обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
Таким образом, налоговой инспекцией принято обоснованное решение об отказе в отражении в лицевом счете организации денежных средств, списанных с расчетного счета, но не поступивших на счета по учету доходов бюджета.
Разъяснения подготовлены советником налоговой службы РФ II ранга А.В. Холодом на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 11-11н/49872 от 28.07.2004, подписанного и. о. руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Н.В. Синиковой.

Магазин, имеющий дополнительную торговую точку
Организация торговли (магазин), применяющая упрощенную систему, открыла торговую точку в том же муниципальном образовании. Торговая точка не является самостоятельным объектом и учет ведется по организации в целом. Вправе ли организация применять упрощенную систему налогообложения?
Если организация имеет филиал и (или) представительство и это указано в ее учредительных документах, она не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, могут применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
В соответствии со статьей 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Юридическое лицо наделяет имуществом созданные им представительства и филиалы и утверждает положения, на основании которых те действуют.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Согласно статье 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца).
Таким образом, право перехода на упрощенную систему не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Порядок постановки на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения установлен статьями 83 и 84 НК РФ.
Разъяснения подготовлены советником налоговой службы РФ III ранга О.А. Болдовой на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 21-09/56801 от 02.09.2004, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга О.Г. Богатыревым.