САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 01:2420-04-2024
Суббота

 
Ирина Иванова.
Материал предоставлен журналом "Учет в образовании"

Закон "Об образовании" изменится

C 1 января 2005 года вступают в силу большинство статей Федерального закона от 22 августа 2004 г. ≤ 122-ФЗ. Этот документ очень важен, поскольку он изменяет и дополняет более двухсот нормативных правовых актов. Серьезные нововведения коснулись в том числе и законодательства об образовании. О том, как они отразятся на работе учреждений образования, нам рассказал Сергей Борисович ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК профсоюзов работников образования и науки.

- Сергей Борисович, изменения еще не вступили в силу, а статья 16 Федерального закона ≤ 122-ФЗ уже сейчас активно обсуждается в учебных заведениях...
- Это неудивительно. Ведь именно статья 16 Закона ≤ 122-ФЗ вносит ряд ключевых изменений в Закон "Об образовании". Они касаются прежде всего разграничения полномочий между органами власти всех уровней в области образования, изменения правового положения образовательных учреждений и вопросов социальной защищенности работников образования и учащихся.
- Давайте рассмотрим эти моменты по порядку. В чем же состоит разграничение полномочий между органами власти в сфере образования?
- Дело в том, что на федеральном уровне многие вопросы в сфере образования теперь будут регулироваться только относительно федеральных государственных образовательных учреждений. Это следует из новой редакции статьи 28 Закона "Об образовании". В частности, речь идет о вопросах создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, установления нормативов финансирования образования обучающихся и воспитанников. То же самое касается ставок заработной платы и должностных окладов работников соответствующих профессионально-квалификационных групп, мер социальной поддержки различных категорий обучающихся, воспитанников и педагогов, а также видов и норм их материального обеспечения.
А что касается образовательных учреждений, которые находятся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, то теперь все заботы по этому кругу вопросов целиком возложены на сами регионы и муниципалитеты.

- То есть, в частности, оплату труда педагогам образовательных учреждений регионального и местного подчинения будут устанавливать на местах?
- Это действительно так. Однако при установлении размеров и условий оплаты труда органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны руководствоваться статьей 153 Закона ≤ 122-ФЗ. В ней предусмотрено, что вновь вводимые региональные и местные размеры и условия оплаты труда соответствующих категорий работников не могут быть ниже тех, которые установлены по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Федеральной же государственной гарантией в регионах по оплате труда работников, независимо от их квалификации, является минимальный размер оплаты труда.
Законом ≤ 122-ФЗ признаны утратившими силу пункты 2-4 статьи 54 Закона "Об образовании", отменен и пункт 4 статьи 30 Закона "О высшем и послевузовском образовании". Они ограничивали минимальные размеры ставок педагогов.

- Как отразится на налоговом бремени образовательных учреждений отмена положений пункта 3 статьи 40 Закона "Об образовании"?
- Действительно, из Закона "Об образовании" исключена статья 40, определявшая государственные гарантии приоритетности образования. В частности, перестает действовать пункт 3 этой статьи, который гласил, что образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм освобождаются от уплаты всех видов налогов по предусмотренной уставом непредпринимательской деятельности. Но фактически налоговое положение учреждений образования от этого не слишком ухудшится. Поскольку для налогообложения приоритетное значение имеют нормы Налогового кодекса, который и устанавливает льготы по тому или иному налогу.

- Какие изменения, предусмотренные новым законом, касаются возможного изменения правового положения образовательных учреждений?
- Статья 11.1 Закона "Об образовании" изложена в новой редакции. Теперь она касается и государственных образовательных организаций. Нормой закреплено, что их можно создавать лишь в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

- Сергей Борисович, а что изменилось с точки зрения распоряжения финансами образовательных учреждений?
- В статью 43 Закона "Об образовании" внесены изменения, которые ограничивают финансово-хозяйственную самостоятельность учреждений образования. Теперь учебные заведения могут иметь только лицевой счет в органах казначейства, а вот открывать счета в банковских и других кредитных организациях они не вправе.
Утратила силу норма, которая устанавливала, что не использованные в текущем периоде финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).
Также исключено положение пункта 2 статьи 58 Закона "Об образовании" о том, что валютные средства, полученные образовательным учреждением от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на праве собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат.

- Каковы теперь социальные гарантии для педагогов?
- В Законе "Об образовании" понятие "социальные гарантии и льготы" заменено на другую формулировку - "социальная поддержка". А также отменены единые минимальные уровни социальной поддержки, установленные ранее.
Например, пункт 8 статьи 55 Закона "Об образовании" изложен в иной редакции. Теперь ежемесячная денежная компенсация педагогам по обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере, установленном законом, выплачивается лишь в федеральных государственных образовательных учреждениях. Педагогам же учебных заведений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, денежную компенсацию будут выплачивать соответственно по решению органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Причем ее размер будет устанавливаться также на местах.

- А что нового ждет учащихся?
- Отменено положение о том, что обучающиеся аккредитованных НОУ имеют право на получение льгот, установленных законодательством РФ для учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений. Из статьи 50 Закона РФ "Об образовании" исключен пункт 22, определявший, что государство обеспечивает создание механизма социальной защиты детей и подростков. Под этим подразумевалось квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении, разработка и осуществление целевых программ по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации.