САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 20:0519-04-2024
Пятница

 
Е.С.Баулина, сов. нал. службы III ранга,Управление кредитных организаций ФНС России
Материал предоставден журналом "Российский налоговый курьер"

Налог на операции с ценными бумагами

Государственное (муниципальное) унитарное предприятие преобразуется в процессе приватизации в акционерное общество. Распространяется ли на выпуск акций этого акционерного общества льгота, предусмотренная абзацем 12 статьи 2 Закона РФ от 12.12.91 ≤ 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами"?

Согласно абзацу 1 статьи 2 Закона РФ от 12.12.91 ≤ 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (далее - Закон ≤ 2023-1) облагается налогом номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Объектом обложения налогом на операции с ценными бумагами не является номинальная сумма выпуска акций акционерного общества, созданного путем преобразования юридического лица иной организационно-правовой формы, в части, не превышающей размера уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда кооператива) преобразуемого юридического лица. Об этом сказано в абзаце 12 статьи 2 Закона ≤ 2023-1.
Если у преобразуемого юридического лица отсутствует уставный капитал, то обложению налогом подлежит вся номинальная сумма выпуска акций акционерного общества, созданного путем преобразования такого юридического лица.
Гражданский кодекс предусматривает формирование уставного капитала только у юридических лиц, создаваемых в организационно-правовой форме хозяйственных товариществ и обществ. В соответствии со статьей 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Для унитарных предприятий формирование уставного (складочного) капитала гражданским законодательством не предусмотрено. Такие предприятия в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом от 14.11.2002 ≤ 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон ≤ 161-ФЗ) формируют уставный фонд. В статьях 11 и 13 Закона ≤ 161-ФЗ сказано, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия формируется собственником за счет соответственно государственного или муниципального имущества, которое закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом унитарное предприятие не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Об этом гласит статья 133 ГК РФ.
Таким образом, уставный фонд государственного или муниципального предприятия нельзя рассматривать в качестве уставного капитала юридического лица. Следовательно, при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия в акционерное общество налогом в соответствии со статьей 2 Закона ≤ 2023-1 облагается вся номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.

Организация выпустила и разместила акции до вступления в силу Федерального закона от 22.04.96 ≤ 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Если в настоящее время у нее появилась обязанность по государственной регистрации этого выпуска акций, на какой момент нужно определять объект налогообложения и ставку налога: на момент размещения акций или на момент подачи документов на государственную регистрацию?

Выпуски акций, размещенные до вступления в силу Федерального закона от 22.04.96 ≤ 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.2003 ≤ 174-ФЗ (далее - Закон ≤ 174-ФЗ). Документы для государственной регистрации указанных выпусков акций должны быть представлены не позднее одного года со дня вступления в силу Закона ≤ 174-ФЗ, то есть не позднее 27 декабря 2004 года.
Статьей 5 Закона РФ от 12.12.91 ≤ 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (далее - Закон ≤ 2023-1) установлено, что сумму налога на операции с ценными бумагами эмитент уплачивает одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. Иными словами, обязанность по уплате налога на операции с ценными бумагами фактически возникает у налогоплательщика в момент представления документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Объект налогообложения и налоговая ставка определяются по действующему законодательству Российской Федерации о налогах и сборах на момент возникновения обязанности по уплате налога на операции с ценными бумагами.
Таким образом, если акции размещены, например, в 1994 году, а документы на государственную регистрацию эмиссии представлены в регистрирующий орган в январе 2004-го, ставка налога на операции с ценными бумагами определяется на момент возникновения обязанности по уплате этого налога. То есть на момент представления документов на регистрацию эмиссии на основании действующей редакции Закона ≤ 2023-1.

Организация в счет уплаты налога на операции с ценными бумагами перечислила в федеральный бюджет сумму, исчисленную по налоговой ставке 0,8% с номинальной суммы выпуска ценных бумаг. То есть в соответствии с действующей в начале декабря 2003 года редакцией Закона РФ от 12.12.91 ≤ 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами". Документы на государственную регистрацию эмиссии представлены в регистрирующий орган в январе 2004 года, когда действовала налоговая ставка 0,2%. Имеет ли организация право на возврат излишне уплаченной суммы налога?

С 1 января 2004 года вступили в силу изменения в Закон РФ от 12.12.91 ≤ 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (далее - Закон ≤ 2023-1), введенные Федеральным законом от 23.12.2003 ≤ 183-ФЗ. Налоговая ставка теперь составляет 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 руб.
В соответствии с абзацем 1 статьи 5 Закона ≤ 2023-1 сумма налога на операции с ценными бумагами уплачивается эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии.
Таким образом, обязанность по уплате налога на операции с ценными бумагами возникает у налогоплательщика в момент представления документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.
Следовательно, в период с момента перечисления денежных средств в счет уплаты налога до момента представления документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг соответствующие денежные суммы являются излишне уплаченными. Они подлежат зачету или возврату в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.