САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 11:5224-04-2024
Среда

 
Айдар КОЖАХМЕТОВ.
Материал предоставлен журналом "Главбух"

Налоговый кодекс 2005 года

Законодатели обожают встречать Новый год с чувством исполненного долга. Поэтому в конце года они как из рога изобилия сыпят на налогоплательщиков всевозможные поправки, законы, нововведения. Вот и сейчас депутаты лихорадочно заканчивают все, что запланировали на 2004 год. Правда, не все идет как по маслу: некоторые законопроекты пришлись не по нраву Совету Федерации и вернулись в Думу на доработку. Сколько успеют сенаторы? Какие изменения в налоговом законодательстве вступят в силу с 1 января 2005 года? Об этом нам рассказала Оксана ДМИТРИЕВА, член комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ.

- Какие наиболее важные изменения ждут налогоплательщиков в будущем году?
- Из тех законов, которые вступят в силу с 1 января 2005 года, на мой взгляд, самых значимых четыре.
Во-первых, наконец-то в Налоговый кодекс вводится глава "Государственная пошлина".
Во-вторых, в кодексе появится новая глава "Земельный налог".
В-третьих, начнут действовать законы, принятые в рамках государственной программы "Доступное жилье", которые направлены на удешевление ипотечного кредитования. И последнее - сделки по реализации жилья будут освобождены от НДС.

- А как же снижение ставки единого социального налога? Разве это не самое заметное событие года, касающееся налоговой реформы?
- Снижение ЕСН - весьма противоречивое решение. Ведь в результате снизятся доходы Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, а следовательно, существенно сократятся социальные выплаты.
Но, что примечательно, это решение не облегчит жизнь работодателей. Ведь планируется, что с 2005 года два дня больничных будет оплачивать организация. Конечно, это при условии, что президент утвердит закон о бюджете Фонда социального страхования в том виде, в котором его приняла Государственная дума. Тогда для многих предприятий выгода от снижения ЕСН будет "перекрыта" затратами на оплату двух дней больничного листа работников.

- И с земельным налогом все непросто. Насколько я знаю, Совет Федерации отправил законопроект на доработку...
- Важно, что в этой главе Налогового кодекса применен принципиальный подход: налог будет взиматься исходя из кадастровой стоимости земли. Это более справедливо, чем исчисление налога с применением региональных коэффициентов. Правда, Совет Федерации полагает, что методика кадастровой оценки допускает определенные погрешности. Поэтому нас и попросили уточнить в законе кое-какие детали. Например, не исключено, что научные организации войдут в число льготников. Чтобы урегулировать этот вопрос, Государственная дума и Совет Федерации создали согласительную комиссию. Кстати, она уже начала работать.

- Можно ли будет оспорить в суде кадастровую стоимость земельного участка?
- В законе эта возможность не рассматривается. Пока не понятно в принципе, как организовать такую процедуру. Ведь порой один номер кадастрового участка - это собственность не одного, а сотен и тысяч налогоплательщиков. Поэтому разумнее всего проверить закон на практике. Но решить все задачи нужно как можно скорее, чтобы быть готовыми к новому порядку исчисления налога на имущество. Тогда налоговой базой будет стоимость имущества по рыночным расценкам.

- Какие принципиальные изменения депутаты собираются внести в главу 25 Налогового кодекса? Расскажите подробнее...
- В законопроекте много уточнений действующих норм (например, расшифровывается понятие технологических потерь, включаемых в состав материальных расходов). Кроме того, в проекте закона четко прописано, что арендодатель может амортизировать капитальные затраты в случае, если арендатор производил неотделимое улучшение арендованного имущества. Также расширяется перечень расходов, обеспечивающих социальную защиту инвалидов.

- То есть законопроект исключительно прогрессивен и в нем нет недостатков?
- Ну почему: в тексте законопроекта, принятого в первом чтении, есть целый ряд моментов, ухудшающих положение налогоплательщиков. В частности, предприятиям разрешается включать отчисления в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в состав расходов на оплату труда только при условии применения пенсионной схемы с именными счетами, в то время как НПФ преимущественно используют солидарные схемы.

- А как предлагается сблизить бухгалтерский и налоговый учет?
- В законопроекте правила бухучета предлагается распространить на оценку материально-технических запасов, метод оценки сырья. Предлагается также дать налогоплательщику право самостоятельно определять перечень прямых расходов, закрепив это в учетной политике организации для целей налогообложения.

- Сближение налогового и бухгалтерского учета, конечно, благое дело. Но все же это опасно для налогоплательщиков. Если исчислять налоги по минфиновским правилам, то правительство сможет изменять размер платежей, не согласовывая это с Думой.
- Моя позиция такова: все налоги должны начисляться по регистрам бухгалтерского учета. Когда законодатели решили, что фирмы должны вести отдельный налоговый учет, я возражала. С одной стороны, контролировать уплату налогов стало проще. Но с другой - у предприятий появилось больше возможностей использовать схемы по минимизации налогов. К тому же вести отдельный налоговый учет сложно для налогоплательщика.

- В Госдуме обсуждается несколько законопроектов с поправками в главу 26.2 Налогового кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения". Чему именно они посвящены?
- Правительство заявляет о своей готовности поднять планку объемов оборота, до достижения которой предприятия подпадают под упрощенную систему налогообложения, до 18,5 миллиона рублей. Но по сути это не компенсирует даже ту инфляцию, которая прошла с того момента, как была установлена прежняя планка в 15 миллионов рублей. С моей точки зрения, эта сумма должна быть увеличена как минимум до 30 миллионов рублей. Не менее важный законопроект - дать "упрощенцам" возможность добровольно уплачивать НДС. Многие предприниматели отказываются от перехода на упрощенную систему из-за того, что партнеры не хотят с ними работать. Ведь покупатели "упрощенца" не могут зачесть "входной" налог. Эти две проблемы должны быть решены в ближайшее время. Оба законопроекта уже подготовлены, и мы постараемся их рассмотреть в конце этого года или в начале весенней сессии.