САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 23:2119-04-2024
Пятница

 
О.Н. Смолина, корреспондент "Московского налогового курьера"
Материал предоставлен газетой "Московский налоговый курьер"

Столичные новости. Парламентское чтение

Земельный налог придется платить по-новому
Только 29 ноября 2004 года был подписан закон, дополнивший НК РФ новой главой "Земельный налог". Однако столичные парламентарии подготовились к этому заранее -- 24 ноября Закон "О земельном налоге" принят сразу в трех чтениях.

Итак, с 1 января 2005 года юридические и физические лица будут платить земельный налог в соответствии с новым федеральным и московским законодательством. Если сейчас на ставку налога влияют вид деятельности предприятия и зона расположения земельного участка, то со следующего года налоговая ставка будет зависеть, во-первых, от вида деятельности предприятия, а во-вторых, от кадастровой оценки земли.
По мнению законодателей, кадастровая оценка земли, с одной стороны, более точно учитывает рыночную стоимость земли, с другой -- более четко ее дифференцирует. До сих пор в Москве существовало 69 территориально-экономических зон, в соответствии с которыми устанавливались ставки земельного налога (см. Закон г. Москвы от 21.01.98 ≤ 1 "О ставках земельного налога"). Новый Закон "О земельном налоге" ориентируется на 1500 зон с отдельной кадастровой стоимостью.
В отношении участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, московские парламентарии установили пониженную ставку. То есть вместо 0,3%, предлагаемых новой главой НК РФ, для данных участков выбрана ставка 0,1% от их кадастровой стоимости. Остальные категории участков будут облагаться по предельным ставкам, а именно:
- участки сельскохозяйственного назначения, а также участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, -- по ставке 0,3% от их кадастровой стоимости;
- прочие участки - по ставке 1,5% от кадастровой стоимости.
Следовательно, ставки налога для предприятий некоторых видов деятельности, по словам руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы Валерия Жарова, возрастут вдвое. Но и в этом случае, прогнозируют специалисты, многим организациям будет экономически выгоднее иметь землю в собственности и платить земельный налог, нежели заключать договоры аренды.
В 2005 году столичные власти планируют получить в бюджет города 1,5 млрд. руб. земельных платежей. Однако эта цифра будет уточнена только после проведения работы по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки.
Следует отметить, что изменятся не только ставки земельного налога, но и порядок его уплаты. Теперь налог нужно уплачивать не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели (в отличие от физических лиц) будут платить квартальные авансовые платежи по истечении первого квартала, полугодия и девяти месяцев в срок не позднее 30 апреля, 31 июля и 31 октября соответственно. То есть налог придется уплачивать не двумя, как сейчас, а четырьмя долями.
Кстати, на данный момент в московском законе отсутствуют льготы. Но это не означает, что их не будет вовсе. Поскольку НК РФ позволяет субъектам Федерации установить льготную систему самостоятельно, московские власти активно занимаются ее разработкой и планируют в ближайшее время передать на рассмотрение в Мосгордуму соответствующий законопроект. Валерий Жаров пообещал, что льготы получат организации здравоохранения, образования, культуры... Однако имейте в виду: некоторым организациям льготы уже предоставлены статьей 395 новой главы НК РФ.

Транспортный налог в Москве вырастет
30 ноября 2004 года депутаты в рабочем порядке решали вопрос об увеличении налоговой нагрузки на столичных автовладельцев. Подобный поворот событий прежде всего вызван необходимостью улучшить экологическую обстановку в городе.

На совместном заседании комиссии по городскому хозяйству и комиссии по законодательству Московской городской думы присутствовали представители Департамента транспорта и связи г. Москвы, Департамента экономической политики и развития г. Москвы, ГИБДД и столичного УМНС. Свои предложения по увеличению ставок налога представил заместитель руководителя Департамента транспорта и связи г. Москвы Валерий Антифеев.
Планируемые поправки в Закон г. Москвы от 23.10.2002 ≤ 48 "О транспортном налоге" подразумевают сложную дифференциацию ставок транспортного налога в зависимости от срока использования автомобиля и экологического стандарта. Так, например, владелец легкового автомобиля с мощностью двигателя от 50 до 100 лошадиных сил включительно, сроком использования свыше 10 лет и классом выбросов ниже "Евро-1" будет платить 25 руб. за одну "лошадь". Владелец автомобиля с той же мощностью, но классом не ниже "Евро-1" и сроком использования менее 10 лет -- 20 руб. за одну лошадиную силу и т. д. Минимальная ставка налога (5 руб.) будет установлена для владельцев автомобилей с той же мощностью и с тем же сроком использования, но классом не ниже "Евро-3". Иными словами, чем "грязнее" автомобиль, тем выше ставка. В этом, по словам Валерия Антифеева, и состоит "экологическая направленность" закона.
Кроме того, ставку налога планируется поставить в зависимость от такого критерия, как длина корпуса автомобиля. Автолюбителям, которые пересядут на малолитражки с длиной корпуса менее 3,5 метра, власти обещают предоставить налоговые льготы.
Повезет и тем автовладельцам, которые поставят на свои авто катализаторы или газовое оборудование. Причем для подтверждения налоговой льготы в налоговую инспекцию нужно будет представить сертификат соответствия на свой автомобиль либо справку о том, что на автомашине стоит катализатор, выданную ГИБДД при техосмотре.
Участники заседания в целом согласились с необходимостью поднять ставки транспортного налога, но оспорили необходимость их градации в зависимости от длины автомобиля. Поскольку в правилах регистрации, которые установлены ведомственными приказами ГИБДД, не предусматрено указание подобных сведений. А потребовать от налогоплательщика, чтобы он "по собственному желанию представлял подобные цифры, никто не вправе".
По данным московских властей, к 2010 году количество зарегистрированных в столичном ГИБДД автомобилей увеличится с 2 700 000 до 4 200 000, количество вредных выбросов от автотранспорта увеличится на 1 млн. тонн. Благородные цели Департамента транспорта и связи г. Москвы включают в себя увеличение числа машин не до 4 200 000, а до 3 800 000 и увеличение показателя выбросов не на 1 млн. тонн, а на 800 000. То есть решить проблему дорожных пробок и плохой экологии в столице, по мнению властей, можно, если москвичи пересядут на автомобиль типа "Ока" и откажутся от покупки второго автомобиля в своей семье. К сведению, новый закон -- лишь один из четырех законов, которые планирует провести в жизнь московское правительство. Три других касаются размещения автотранспортных средств, их утилизации и платы за выбросы.
В заключение добавим: НК РФ предлагает субъектам Федерации устанавливать ставки налога только в зависимости от мощности двигателя и срока полезного использования.