САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 00:3127-04-2024
Суббота

 
О.Ю. Буланова, эксперт "Московского налогового курьера"
Материал предоставлен газетой "Московский налоговый курьер"

Игровые автоматы: типичные вопросы

Даже один игровой автомат, установленный, например, в магазине, приносит значительный доход его владельцу. Это с одной стороны. С другой  -  у бухгалтера возникает множество дополнительных вопросов: нужно ли получать лицензию и регистрировать игровой автомат в налоговом органе, как вести раздельный учет доходов, исчислять и платить налог на игорный бизнес и т. п.

Итак, сложности связаны именно с тем, что игровые автоматы признаются объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес. Об этом сказано в пункте 1 статьи 366 НК РФ. Поэтому прежде всего выясним, что же является игровым автоматом.
Согласно статье 364 НК РФ игровым автоматом признается "специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения".
В свою очередь организатором игорного заведения считается организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр (за исключением азартных игр на тотализаторе).
Следовательно, чтобы признать игровой автомат объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес, необходимо понять, проводятся ли на нем азартные игры. Для этого обратимся к определению азартной игры, также приведенному в статье 364 НК РФ: это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения по его правилам.
Таким образом, ключевым в определении азартной игры следует признать наличие риска, то есть ситуации, при которой исход игры на игровом автомате не может быть определен заранее. Поскольку в процессе игры на любом игровом автомате рассчитать, выпадет выигрыш или нет, нельзя, можно сделать вывод, что на всех игровых автоматах проводятся азартные игры. А значит, любой игровой автомат считается объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес. И автомат с вещевым выигрышем  -  не исключение. Вот и ответ на вопрос многих бухгалтеров: игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки подпадают под действие главы 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ. На данное обстоятельство указано в письме МНС России от 12.03.2004 ≤ 22-1-14/413, а также в письме УМНС России по г. Москве от 12.07.2004 ≤ 23-10/5/45708 ("Московский налоговый курьер", 2004, ≤ 23, с. 54.  -  Примеч. ред.). При этом отмечено, что игра является одним из способов развлечения и характерная для некоторых игр направленность на развитие реакции либо способности к анализу не лишает их наличия азарта.

Регистрация игровых автоматов в налоговых органах
С целью осуществления контроля за исчислением и уплатой налога на игорный бизнес каждый игровой автомат как объект налогообложения необходимо поставить на учет в налоговом органе. Кроме того, налогоплательщик обязан зарегистрировать любое изменение количества игровых автоматов. В каком порядке? Об этом поговорим далее.

Подаем заявление
Согласно пункту 2 статьи 366 НК РФ приобретенные игровые автоматы нужно поставить на учет не позднее чем за два рабочих дня до даты их установки. Для этого в налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика необходимо подать соответствующее заявление. Речь идет о форме ≤ 29-1 "Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес", утвержденной приказом МНС России от 08.01.2004 ≤ ВГ-3-22/7@. Это во-первых.
Во-вторых, любое изменение количества игровых автоматов налогоплательщик обязан регистрировать не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого из них (п. 3 указанной статьи). В данном случае в налоговый орган по месту своей регистрации нужно представить форму ≤ 29-2 "Заявление о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес". Она приведена в приказе МНС России от 08.01.2004 ≤ ВГ-3-22/5@.
Обратите внимание: с 1 января 2005 года игровые автоматы нужно будет регистрировать не по месту нахождения налогоплательщика, а по месту их установки[1]. То есть налогоплательщик, не состоящий на учете в налоговом органе по месту установки игрового автомата, должен представить в данный орган заявление в тот же срок, о котором мы говорили выше. Аналогичный порядок предусмотрен и для регистрации изменения количества игровых автоматов.

[1]Данные изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 30.06.2004 ≤ 60-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Заявление о регистрации игровых автоматов или о регистрации изменения их количества можно представить лично или через представителя либо направить в виде почтового отправления с описью вложения.
Учтите: если в заявлении не указаны заводской номер и наименование завода-изготовителя игровых автоматов, налоговый орган может отказать в их регистрации. Об этом сказано в письмах УМНС России по г. Москве от 23.04.2004 ≤ 23-10/5/27805 и от 29.04.2004 ≤ 23-10/5/29028@ ("Московский налоговый курьер", 2004, ≤ 15, с. 41 и "Московский налоговый курьер", 2004, ≤ 16, с. 44 соответственно.  -  Примеч. ред.).

Игровой развлекательный комплекс: есть особенности
Больше всего затруднений вызывает постановка на учет игровых автоматов типа "Столбик" или "Ромашка", то есть автоматов, за каждым из которых одновременно могут играть несколько человек.
Мнение налоговых органов в данном вопросе однозначно: такие игровые автоматы являются игровыми комплексами (см., например, письмо МНС России от 27.08.2004 ≤ 22-1-14/1475, а также письма УМНС России по г. Москве от 18.02.2004 ≤ 23-10/5/10109 и от 12.07.2004 ≤ 23-10/5/45677//"Московский налоговый курьер", 2004, ≤ 10, с. 42 и "Московский налоговый курьер", 2004, ≤ 24, с. 50 соответственно.  -  Примеч. ред.). При этом налоговые органы отмечают, что согласно Правилам проведения испытаний игровых автоматов с денежными выигрышами с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, приведенным приказом Госстандарта России от 24.01.2000 ≤ 22, игровые автоматы могут быть объединены в игровой развлекательный комплекс. В процессе игры на игровом автомате, входящем в игровой комплекс, игровая ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других игроков. Кроме того, каждый игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки.
Учитывая изложенное, игровые автоматы типа "Столбик" или "Ромашка" являются игровыми комплексами, состоящими из нескольких игровых автоматов, объединенных в один корпус. А потому регистрировать в установленном порядке нужно каждый игровой автомат, входящий в состав игрового развлекательного комплекса.

Точка отсчета
Игровые автоматы считаются зарегистрированными с даты представления в налоговый орган заявления об их регистрации. Некоторые налогоплательщики подают заявление заблаговременно. Однако в данном случае облагать налогом на игорный бизнес такие игровые автоматы придется с даты представления этого заявления (письмо УМНС России по г. Москве от 29.10.2004 ≤ 23-10/5/69854).
Как уже говорилось, налогоплательщик обязан регистрировать любое изменение количества игровых автоматов. Оно может произойти, например, в результате износа, порчи или продажи игрового автомата. Так вот, данные объекты будут считаться выбывшими также с даты представления в налоговый орган заявления о регистрации.

Свидетельство
Факт регистрации игровых автоматов подтверждается свидетельством, которое налоговые органы обязаны выдать в течение пяти рабочих дней с даты получения соответствующего заявления от налогоплательщика. В тот же срок налоговые органы вносят изменения в ранее выданное свидетельство, если речь идет о регистрации изменения количества игровых автоматов.
Если налогоплательщику выдается новое свидетельство о регистрации игровых автоматов, ранее выданное свидетельство изымается. При этом вновь выданному свидетельству присваивается новый номер (см. письмо МНС России от 30.07.2004 ≤ 22-1-14/1345@).

Осторожно: ответственность
В пункте 7 статьи 366 НК РФ предусмотрена ответственность за использование незарегистрированных игровых автоматов либо нарушение сроков их регистрации, в том числе сроков регистрации изменения количества игровых автоматов. Нарушителям грозит штраф в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для игровых автоматов.
Чтобы подсчитать сумму штрафа, обратимся к Закону г. Москвы от 22.10.2003 ≤ 62: ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат равна 3750 руб. в месяц. Следовательно, штраф составит 11 250 руб.
Если перечисленные нарушения совершены более одного раза, сумма штрафа иная  -  22 500 руб. (шестикратный размер ставки налога).

Порядок исчисления налога на игорный бизнес

По истечении налогового периода[2] плательщики налога на игорный бизнес, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, должны исчислить сумму налога. Для этого налоговую базу, равную общему количеству игровых автоматов, необходимо умножить на соответствующую налоговую ставку. Еще раз отметим: для московских налогоплательщиков установлена ставка в размере 3750 руб. за один игровой автомат.

[2]Согласно статье 368 НК РФ налоговым периодом считается календарный месяц.

Налоговую декларацию за истекший налоговый период следует представить в налоговый орган по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Так сказано в пункте 2 статьи 370 НК РФ. В тот же срок необходимо перечислить налог (ст. 371 НК РФ).
Кстати, начиная с декларации за январь 2005 года налогоплательщики будут отчитываться в налоговом органе по месту регистрации игровых автоматов, то есть по месту их установки. Там же им следует и платить налог.
Обратите внимание: в НК РФ предусмотрен особый порядок уплаты налога в отношении игровых автоматов, установленных после 15-го числа текущего налогового периода и выбывших до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода.
Так, если новые игровые автоматы устанавливаются после 15-го числа текущего месяца, сумма налога в отношении данных объектов исчисляется следующим образом. Количество новых игровых автоматов умножается на одну вторую установленной ставки налога, то есть на 1875 руб., а не на 3750 руб. Аналогично исчисляется сумма налога по игровым автоматам, выбывшим до 15-го числа текущего месяца включительно. То есть количество выбывших объектов умножается на 1875 руб. (3750 руб. : 2). Подобный порядок установлен в пунктах 3 и 4 статьи 370 НК РФ и действует только с 1 сентября 2004 года[3].

[3]Данные изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 30.06.2004 ≤ 60-ФЗ.

При установке игрового автомата до 15-го числа текущего месяца и выбытии после 15-го числа сумма налога исчисляется как произведение общего количества игровых автоматов (включая вновь установленные или выбывшие) и соответствующей ставки налога. Иными словами, в данном случае вновь установленные и выбывшие автоматы облагаются по полной ставке.

ПРИМЕР
На начало сентября за организацией числится 20 игровых автоматов. 5 сентября 2004 года она установила 3 новых игровых автомата. В результате продажи один игровой автомат выбыл 14 сентября и 2 игровых автомата  -  17 сентября. 12 октября того же года 3 игровых автомата выбыли в связи с порчей. Однако после починки два из них были вновь установлены 29 октября.
При исчислении налога на игорный бизнес за сентябрь к трем новым игровым автоматам применяется полная налоговая ставка, так как они установлены до 15 сентября. В отношении игрового автомата, выбывшего до 15 сентября, применяется одна вторая налоговой ставки, а по двум игровым автоматам, выбывшим после этой даты,  -  полная ставка налога.
Таким образом, налог на игорный бизнес за сентябрь составит:
(20 авт. + 3 авт.) х 3750 руб. + 1 авт. х 3750 руб. : 2 + 2 авт. х 3750 руб. = 95 625 руб.
По аналогии в октябре в отношении трех выбывших игровых автоматов применяется одна вторая налоговой ставки, поскольку выбытие произошло до 15 октября. К двум исправленным игровым автоматам также применяется половина ставки налога, так как их вновь установили в конце октября.
Значит, в октябре сумма налога на игорный бизнес равна:
20 авт. х 3750 руб. + 3 авт. х 3750 руб. : 2 + 2 авт. х 3750 руб. : 2 = 84 375 руб.

Если налогоплательщик совмещает несколько видов деятельности.
Итак, налогоплательщик, занимающийся иной, не игорной деятельностью (например, торговой), решил приобрести и установить игровой автомат с целью получения дополнительного дохода. Значит, пора вести обособленный учет доходов, получаемых от эксплуатации данного объекта, и расходов, связанных с его содержанием. Или пора переходить на общий режим налогообложения, если до этого налогоплательщик применял упрощенную систему. Или. Однако обо всем по порядку.

Налог на прибыль и правила раздельного учета
Как только налогоплательщик установил игровой автомат, появляется необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов, связанных с его использованием, и доходов и расходов от обычного вида деятельности. Это следует из пункта 9 статьи 274 НК РФ, согласно которому организации игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от игорной деятельности, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. Данное требование обусловлено тем, что подобные доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль не учитываются. Поэтому налогоплательщик не вправе уменьшать налогооблагаемую прибыль на стоимость игрового автомата, а также на расходы, связанные с его приобретением (расходы на доставку, установку и иные расходы по вводу игрового автомата в эксплуатацию).
Если раздельный учет доходов вести достаточно просто, то не все расходы можно четко отнести к той или иной деятельности. Такие расходы нужно распределять пропорционально доле доходов налогоплательщика от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, и доле доходов от обычного вида деятельности в общем доходе налогоплательщика по всем видам деятельности. То есть в целях исчисления налога на прибыль можно признать только ту часть расходов, которая приходится на доходы от обычного вида деятельности.
А как быть, если налогоплательщик не приобретает игровой автомат, а предоставляет в аренду третьему лицу место для его установки? В этом случае арендодатель получает только доход от аренды и соответственно не является плательщиком налога на игорный бизнес, поскольку игровой автомат принадлежит третьему лицу и именно оно получает доходы от игорного бизнеса.

Зачету НДС  -  нет
Нередко встречается вопрос, вправе ли налогоплательщики зачесть сумму "входного" НДС по приобретенному игровому автомату. Нет, не вправе, поскольку организация основанных на риске игр, в том числе с использованием игровых автоматов, не облагается налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ. То есть приобретенное имущество будет использоваться в необлагаемых операциях. А значит, одно из условий, перечисленных в статьях 171 и 172 НК РФ и являющихся основанием для принятия суммы НДС к вычету, не выполняется. Это означает, что суммы предъявленного НДС следует учитывать в стоимости игрового автомата. Однако расходом по налогу на прибыль эти суммы также не являются, поскольку, как отмечено выше, стоимость игрового автомата не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Уходим с "упрощенки"
Напомним, что организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Об этом сказано в подпункте 9 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. Поэтому если налогоплательщик, применяющий данный режим налогообложения, поставит на своей территории игровой автомат, он утратит право на применение упрощенной системы налогообложения. Причем, как отмечают налоговые органы, с начала того квартала, в котором такой автомат был установлен. То есть переход на общий режим налогообложения произойдет задним числом. А с этим связано немало проблем. Так что организациям и предпринимателям, работающим в соответствии с "упрощенкой", советуем внимательно рассмотреть все "за" и "против", прежде чем решаться на установку игрового автомата.
Единственным исключением является случай, когда игровой автомат принадлежит третьему лицу, а налогоплательщик, применяющий упрощенную систему, всего лишь сдает в аренду место под данный автомат. Тогда доходы от аренды указанного места облагаются единым налогом при упрощенной системе в общеустановленном порядке.

Лицензирование игорной деятельности
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 ≤ 128-ФЗ и Положением о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 ≤ 525, деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений подлежит обязательному лицензированию. Им занимается Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
В отношении зала (точки) игровых автоматов сомнений не возникает: лицензию получить нужно. Напомним: залом (точкой) игровых автоматов признается отдельное помещение (его часть), в котором установлено не менее трех игровых автоматов и где могут оказываться сопутствующие услуги, не запрещенные действующим законодательством. Об этом сказано в Положении о порядке функционирования предприятий игорного бизнеса  -  залов, точек игровых автоматов на территории г. Москвы, утвержденном распоряжением мэра Москвы от 24.04.98 ≤ 409-РМ.
А нужно ли получать лицензию налогоплательщику, основным видом деятельности которого не является игорный бизнес и который установил только один игровой автомат, например "кран-машину" с выигрышем в виде игрушек?
Под определение игровых автоматов подпадают автоматы с любым выигрышем, и потому организации и предприниматели, использующие игровой автомат типа "кран-машина", должны получить лицензию и платить налог на игорный бизнес. Такой вывод связан с тем, что размещение и эксплуатация игрового автомата с любым видом выигрыша означает начало деятельности в сфере игорного бизнеса, то есть деятельности, связанной, в частности, с извлечением дохода от проведения азартных игр. А на это необходима соответствующая лицензия. Таким образом, при установке даже одного игрового автомата с вещевым выигрышем налогоплательщик должен получить лицензию.
Однако следует иметь в виду, что согласно упомянутому Положению о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений один из руководителей организации или индивидуальный предприниматель должен иметь стаж работы в сфере игорного бизнеса не менее трех лет. Лишь в этом случае можно получить соответствующую лицензию.

Требования к игровым автоматам
Игровые автоматы перед началом их использования подвергаются обязательным испытаниям в аккредитованных центрах испытания игровых автоматов. Об этом сказано в Правилах проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, приведенных в приказе Госстандарта России от 24.01.2000 ≤ 22. При положительных результатах испытаний выдается сертификат, на каждый игровой автомат проставляются знак утверждения типа игрового автомата и клейма, защищающие от несанкционированного доступа отдельные блоки и узлы игровых автоматов, влияющие на результаты игры.
Кроме того, согласно Правилам игровой автомат должен быть оснащен инструкцией для игрока на русском языке, включающей в себя описание правил игры, описание органов управления игровым автоматом и режимов его работы, таблицу выигрышей, информацию о величине минимальной ставки и другую информацию, относящуюся к игровому процессу.

Хотите получить лицензию  -  готовьте документы
Для того чтобы получить лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, необходимо представить в Федеральное агентство по физической культуре и спорту следующие документы:
 -  заявление о предоставлении лицензии (в машинописном виде). В нем указываются наименование и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя; лицензируемая деятельность и место нахождения игорного заведения; банковские реквизиты, код ОКПО и ИНН; контактный телефон, факс, электронная почта (если имеется).
 -  копию учредительных документов (учредительного договора, устава)*;
 -  копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя*;
 -  копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе*;
 -  квитанцию об оплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления в размере 300 руб.;
 -  сведения о том, что один из руководителей организации (индивидуальный предприниматель) имеет стаж работы в сфере игорного бизнеса не менее трех лет**;
 -  сведения о местах нахождения обособленных подразделений и помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, а также перечень установленного в игорном заведении игрового оборудования с указанием его наименования, фирмы производителя и количества**;
 -  опись представленных документов (в двух экземплярах).

Примечание:
* Копии этих документов представляются с предъявлением оригинала. В противном случае они должны быть нотариально удостоверены.
** Документы, содержащие данные сведения, заверяются печатью и подписью соискателя лицензии.

Как оформить выплату выигрышей
При выплате выигрышей организаторы лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, в том числе с использованием игровых автоматов, обязаны оформлять расходные документы в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. Напомним: данный документ утвержден решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 ≤ 40. Кассир, выдавая под роспись денежные средства отдельному лицу, должен потребовать предъявления документа, удостоверяющего личность, записать наименование и номер этого документа, а также сведения о том, кем и когда он был выдан. Если документ, заменяющий расходный кассовый ордер, составлен на выдачу денежных средств нескольким лицам, все получатели должны предъявить указанные документы и расписаться за получение средств. Иными словами, указанные организации обязаны в общеустановленном порядке вести первичные документы, регистры бухгалтерского учета хозяйственных операций, денежных средств и т. д. Это следует из писем МНС России от 02.07.2004 ≤ 22-1-15/1134 и Минфина России от 22.10.2002 ≤ 04-04-06/225.
Кроме того, имейте в виду: плательщики налога на игорный бизнес в части осуществления ими деятельности в сфере игорного бизнеса не должны использовать ККТ при денежных расчетах с посетителями (игроками). Однако расчеты за оказание таких платных услуг, как услуги дискотек, бильярдных, иных зрелищно-развлекательных мероприятий, а также торговые операции в ресторанах, барах и т. п. должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники в общеустановленном порядке (см. письмо УМНС России по г. Москве от 01.04.2004 ≤ 11-14/22270//"Московский налоговый курьер", 2004, ≤ 14, с. 36. -- Примеч. ред.).

Владельцам залов игровых автоматов придется поменять инспекцию
Организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса в г. Москве, имеющие в своем составе залы игровых автоматов и зарегистрированные в территориальных инспекциях по административным округам г. Москвы, подлежат переводу на учет в МИМНС России ≤ 42. Это следует из писем УМНС России по г. Москве от 02.03.2004 ≤ 23-10/5/13183 и от 12.07.2004 ≤ 23-10/5/45711 ("Московский налоговый курьер", 2004, ≤ 11, с. 42 и "Московский налоговый курьер", 2004, ≤ 23, с. 57. -- Примеч. ред.)