САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 11:0525-04-2024
Четверг

 
Н.Д. Пашутова, обозреватель "Федеральной бухгалтерской газеты"
Материал предоставлен газетой "Федеральная бухгалтерская газета."

Как не платить двойные налоги с бесплатного имущества

Если фирма обнаружила неучтенное имущество или получила его безвозмездно, то для этих случаев есть стандартные правила учета. Но чтобы сэкономить на налогах, не торопитесь их применять.

Учредители часто передают товары, материалы или основные средства фирме безвозмездно. Также неучтенное имущество может быть выявлено при инвентаризации. Наконец, после ликвидации основного средства остаются части, которые можно продать или использовать в качестве материалов. Если такие ценности будут отпущены в производство или проданы, фирма столкнется с тем, что налоги придется платить дважды.
В налоговом учете подобное имущество отражается в составе внереализационных доходов (п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК). С его стоимости придется заплатить налог на прибыль. При этом оценивать безвозмездно полученное имущество нужно исходя из рыночной цены. По какой оценке учесть в составе доходов излишки или имущество, полученное в результате ликвидации основного средства, Налоговый кодекс не поясняет. Счетоводы в этих случаях используют стоимость, сформированную в бухгалтерских документах. То есть рыночную стоимость этого имущества на момент постановки на учет (п. 9 ПБУ 5/01 и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Вычесть из доходов нечего
Предположим, что фирма решила продать имущество, которое обрела одним из названных способов. В этой ситуации встанет практически неразрешимый вопрос: можно ли на стоимость этого имущества уменьшить доход от его продажи? Или придется платить налог на прибыль со всей полученной суммы? Но тогда выходит, что налог со стоимости такого имущества вы заплатили дважды.
Такой же вопрос возникнет и в том случае, если вы решите использовать материалы в своей производственной деятельности. Можно ли их учесть в составе материальных расходов?
В пункте 1 статьи 268 Налогового кодекса сказано, что доход от продажи амортизируемого имущества можно уменьшить на его остаточную стоимость (ее определяют как разницу между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации). Стоимость реализованных товаров и прочего имущества тоже уменьшает доходы. То есть, чтобы включить в расходы стоимость безвозмездно полученных товаров, надо эту стоимость знать.
Аналогичная ситуация возникнет и с материалами, обнаруженными при инвентаризации или при ликвидации основного средства. Учесть их в составе материальных расходов можно только в том случае, если вам известна цена приобретения (п. 2 ст. 254 НК).
К сожалению, в Налоговом кодексе не сказано, по какой стоимости принимают к учету подобные товары или материалы. Счастливым исключением стали основные средства, полученные безвозмездно. Кодекс не только поясняет, как определить их первоначальную стоимость (п. 1 ст. 257 НК), но и разрешает их амортизировать.
То есть, продавая основное средство, ранее полученное безвозмездно, вы можете определить свою прибыль как разницу между его продажной и остаточной стоимостью. Поступить так с другими товарами или материалами нельзя, поскольку невозможно определить фактические затраты на их приобретение (п.1 ст. 252 НК). Это подтверждают и официальные разъяснения налоговиков, причем согласованные с Минфином (письмо МНС от 29 апреля 2004 г. ≤ 02-5-10/33).

Есть варианты
Способы, при помощи которых можно попытаться решить возникшую проблему, предложили эксперты журнала "Расчет". Однако каждый из методов имеет и свои минусы.
Первый вариант могут использовать фирмы, у которых есть учредитель-гражданин, чья доля в уставном капитале превышает 50 процентов. Такой человек может делать подарки фирме на неограниченную сумму, тогда как одна фирма не вправе дарить другой имущество дороже 500 рублей (п. 4 ст. 575 ГК). Со стоимости подарка от учредителя не надо платить налог на прибыль (подп. 11 п.1 ст. 251 НК).
Суть схемы в следующем. Сначала от учредителя якобы получают определенную сумму денег, причем совершенно безвозмездно. На эти деньги фирма как бы покупает свои товары или материалы и спокойно учитывает их стоимость при расчете налога на прибыль. Естественно, что для учета этой покупки придется запастись "левыми" первичными документами.
Есть и другой вариант. Им могут воспользоваться фирмы, среди учредителей которых нет граждан с необходимой долей в уставном капитале. Правда, в этом способе тоже существует ограничение - фирма должна определять доходы и расходы методом начисления.
Поскольку оплачивать "купленное" имущество вы не собираетесь, можно ограничиться только отгрузочными документами "продавца" этого имущества. Чтобы проверяющие не сочли подозрительным тот факт, что вы не позаботились о вычете по НДС, приложите к документам и счет-фактуру. На деле же из-за отсутствия оплаты воспользоваться вычетом вы не сможете, да и задача получить его не стоит.
На основании отгрузочных документов бухгалтер приходует имущество, а затем, по мере продажи или использования, списывает его. Расходы в налоговом учете можно списать в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты (п. 1 ст. 272 НК).
Через три года бухгалтер спишет кредиторскую задолженность, правда, увеличив на ее сумму налогооблагаемую прибыль (п. 18 ст. 250 НК). Тем не менее двойного налогообложения у фирмы не возникнет.